Амо Агмадович Шароян родился 19 апреля 1954г. в селе Шамирам, Аштаракского района, Армянской ССР. Женат, имеет четверо детей, десять внуков. С 1973 по 1975гг. служил в Советской армии, в 1982 году окончил юридический факультет Ереванского государственного университета. Работал с 1982 по 1984гг. следователем Арагатского РОВД, с 1984 по 1997гг. старшим следователем по особо важным делам Наирского РОВД, с 1997 по 2006гг. начальником следственного отдела Наирского РОВД. Подполковник милиции. С 2011г. является председателем совета "Национального объединения езидов Мидиа-Шангал".
Курдистан.ру: Известно, что в Армении существует довольно большая езидская община. Скажите, как она возникла, какова ее численность, как жила в советское время, и какие изменения претерпела жизнь этой общины после того, как Армения стала самостоятельным государством?
Амо Шароян: Езидская община в Армении сформировалась примерно в середине 19-го века, ее численность сегодня составляет около 50-60 тысяч человек. Между армянским и езидским народами всегда были братские отношения. В советское время в Армении вешало радио на курдском языке, издавалась республиканская газета "Риа Таза", в Союзе писателей Армении функционировал отдел курдских писателей, в Академии наук Армении – отделение курдоведения, издавались книги и учебные пособия для школьников на курдском языке. Представители нашего народа работали на республиканских руководящих должностях.
В современной Армении наша община также принимает активное участие во всех мероприятиях общественной жизни государства, в частности, в демократических процессах становления самостоятельной Армении, в войне за освобождение Нагорного Карабаха и др. Однако уровень общественного положения езидов сегодня относительно ниже предыдущего и, на мой взгляд, это связано с трудности переходного периода. Но, несмотря на общие трудности переходного периода и сложные годы развития Армении наш народ был и всегда будет с братским армянским народом.
Курдистан.ру: Есть ли районы компактного проживания езидов? Имеются ли национальные школы или хотя бы уроки на национальном языке? Какие имеются СМИ? Соответствуют ли уровень преподавания и СМИ пожеланиям езидов Армении?
Амо Шароян: Езиды проживают в разных областях Армении. Национальных школ нет, но в тех населенных пунктах, где компактно живут представители нашего народа, в школах преподается урок национального языка. На национальном языке издаются книги и ежемесячные газеты "Шангал", "Лалиш" и "Ездихане". Но, честно говоря, пока это положение не соответствует пожеланиям езидов Армении.
Курдистан.ру: Какие в Армении общественно-культурные организации езидов? Есть ли культурные и исследовательские центры, которые бы занимались сохранением и развитием этого этноса? Удается ли в общем курдам-езидам воспроизводить и сохранять свой язык, свой образ жизни?
Амо Шароян: В Армении функционируют около пяти национально-культурных организаций, это - "Мидия-Шангал", Национальное объединение езидов Синджар, Общество езидов Армении, Комитет езидов Армении. Научно-исследовательских центров нет. Почти не осталось специалистов по курдскому вопросу. Та талантливейшая плеяда ученных, которые были в советское время – Шакро Мгои, Шараф Ашири, Чарказ Раш, Тосне Рашид и другие, ушла: многих, к сожалению, уже нет в живых, другие эмигрировали из Армении. Можно сказать, благодаря демократичной политике правительства Армении езиды Армении остаются езидами практически стихийно – просто сохраняя сегодня свой язык и традиции.
Курдистан.ру: Как встроены езиды Армении в общественно-политическую жизнь Республики Армения, есть ли у них культурная или территориальная автономия, или какие-то иные формы самоорганизации? Представлены ли представители вашей диаспоры как вторая по численности нация в республике в Парламенте или в других государственных органах. В Иракском Курдистане, кстати, существует большая армянская община, по квоте представленная в парламенте Курдистана.
Амо Шароян: В Армении нет дискриминации по национальному признаку, но, к сожалению, пока, несмотря на относительную многочисленность езидов по сравнению с другими национальным меньшинствам, ни в парламенте Армении, ни на высоких руководящих должностях в современной Армении представителей нашего народа нет. На мой взгляд, представители нашего народа не могут добиться избрания в парламент республики, потому что езиды не проживают компактно в каком-нибудь одном регионе Армении, а рассеяны по всем городам и регионам республики. Из-за этого, несмотря на то, что представители от езидской общины пытались выдвинуть свои кандидатуры на выборах в парламент Армении, им на всех парламентских выборах в современной период истории Армении всегда не хватало голосов. По-моему власти демократической Армении должны издать такие юридические акты, чтобы национальные меньшинства, особенно езиды, как второй по численности народ Армении, могли на льготных условиях иметь хотя бы одного представителя в парламенте и других государственных органах власти и управления.
Курдистан.ру: Вы бывали в Курдистане, в частности, в регионах компактного проживания езидов? Скажите, есть ли на Ваш взгляд какие-либо существенные особенности или отличия у езидов проживающих в Армении от тех, кто живет в Ираке?
Амо Шароян: В Курдистане и Лалише я не был, поэтому не могу сравнить, где лучше. Хотя в последнее время участились визиты в Армению наших езидов из Курдистана, да и из других стран мира. Недавно в связи с открытием езидского храма, в Армении побывала очень представительная делегация во главе с Миром всех езидов Тахсин-бег. Многие представители нашей общины тоже бывали в Курдистане и в святом Лалише. Насколько мне известно, отзывы у всех положительные. Я тоже собираюсь в следующем году обязательно съездить в святой Лалиш.
Курдистан.ру: Открытие в Армении езидского храма – это значительное событие. Насколько сильны религиозные чувства у и езидов, или это больше уклад жизни?
Амо Шароян: 29 сентября сего года в Армении был открыт езидский храм "Зиарата Езид", по инициативе и на личные средства уважаемого г-на Мизрзы Слояна. В связи с этим великим событием, в Армению прибыла почетная делегация из святого Лалиша, во главе с Его Превосходительством Миром всех езидов Тахсин-бег, уважаемые гости из многих стран мира. На открытие храма собралось более девяти тысяч езидов - жителей Армении. Судя по настроениям и духовным чувствам нашей общины, я могу утверждать, что религиозные чувства у езидов Армении достаточно сильные, а присутствие такого количества людей на открытии храма и их радость по этому случаю - весомое тому подтверждение.
Курдистан.ру: Как Вы относитесь к тому, что некоторые ученые и общественные деятели и в Армении, да и России пытаются проводить жесткую грань между езидами и курдами? Насколько на Ваш взгляд оправдана эта позиция?
Амо Шароян: "Мы должны научиться жить вместе как братья или умереть вместе как дураки", - писал Мартин Лютер Кинг младший.
К сожалению, как всегда бывает в истории, жизнь нашего общества не обходится без негатива. Но, в общем, общество стремится к развитию. Главным "камнем преткновения" для многих езидов Армении стал вопрос самоидентификации. Одни говорят, что они езиды, другие – курды, третьи называют себя – курды-езиды. Немало копий сломано в бесплодной дискуссии о том, кто же мы на самом деле – этно-конфессиональная группа или избранный народ, хранители священного древнего знания (мы, езиды согласно нашей религии верим, что "Райский сад" находился на том месте, где сейчас, находится святой Лалиш).
Мои предки - езиды, и я, конечно, езид, но я не в коем случае, не против курдов. Мы езиды и курды думаем только о том, что нас разделяет, забывая о том, что нас многое объединяет – это один этнос, у нас одна история, один язык, общие враги и герои, общие писатели Ахмад Хани, Факи Тейран, у нас много других общих характеристик.
В Уставе нашей общественной организации "Мидия-Шангал" в п.2.1. записано, что наша цель покончить как в Республике Армения, так и за ее пределами с беспочвенными спорами относительно этнической принадлежности – езиды, курды. Те люди, которые сомневаются в своей идентичности, в своем происхождении, пусть решают этот вопрос не по вере или преданию, полученному от предков, а научным путем. Я же как председатель общественной организации "Мидия-Шангал" уверен, что этническая, религиозная, гражданская идентификация – это личный и неприкосновенный выбор каждого человека. Об идентификации не спорят, ее не осуждают, ее можно только уважать. Наша народная пословица гласит: "Роза останется розой, как бы ты ее не назвал". Но не все так думают.
Во время недавнего визита, Мир Тахсин-бег везде был принят с большим уважением и доброжелательно. В связи, с чем мы от имени нашей организации и народа горячо поблагодарили Президента Армении Сержа Азатовича Саргсяна и весь народ Армении.
К сожалению, 20 сентября сего года в армянской газете "Аравот" в связи с визитом Главы всех езидов мира Тахсин-бега в Армению была опубликована статья Азиза Тамояна, на мой взгляд, явно провокационного характера, в ней было высказано неуважительное отношение к Миру, другим представителям духовной иерархии и лично в мой адрес как сына езидского народа.
Мы представители Совета общественных организаций и "Национального объединения езидов Мидия-Шангал", редакционная коллегия газеты "Шангал" и почти все езиды Армении уже много раз просили г-на Тамояна не выступать от имени всех езидов Армении, как это он делает, в частности, в упомянутой статье. Нам неизвестно, кто избрал и наделил г-на Тамояна подобными полномочиями, кто присвоил ему звание "дважды героя езидского народа", почетного профессора езидов мира и отдельно Армении.
В газете "Шангал" за сентябрь месяц, я подчеркнул: "Род Тахсин-бега уже более семи столетий стоит во главе езидов мира". Мира Тахсин-бега признают власти Курдистана, Ирака и многих стран мира. Его принимал Папа Римский Бенедикт-XVI, в прошлом году его принимал Патриарх Грузии Илья II, а в этом году он официально был принят Его Святейшеством Католикосом вех армян.
Согласно традиции, у езидов не может быть президента или другого законного представителя, а только Мир, власть которого передается по наследству. Если г-н Тамоян считает себя езидом, но при этом не согласен с езидскими традициями или с высказываниями Мир Тахсин-бега, то он может обратиться к нему лично или к высшему духовенству святого Лалиша, но делать публичные непристойные заявления в адрес высшего езидского духовенства, никто из езидов не имеет морального права, в том числе и г-н Тамоян. Неуважение к Миру и к высшим духовным лицам, которые с официальным визитом посетили Армению, является выражением неуважения ко всему езидскому народу и к нашей трагической истории.
Благодаря мудрой политике властей Армении никто всерьез не воспринял заявления самопровозглашенного "президента, доктора, профессора езидского народа", и Мир всех езидов Тахсин-бега, высшее духовенство и сопровождающую его почетную делегацию везде принимали с уважением и с почестями.
В ереванскую гостиницу "Голден палас", где останавливалась почетная делегация, каждый день приезжали сотни людей со всех концов Армении. Сам Мир Тахсин-бег с делегацией посетил разные области Армении, и везде народ встречал его с почетом и уважением.
Не смотря на успех визита и его прекрасные результаты, 19 ноября 2012 года в газете "Жаманаки Митк" А. Тамоян в своей статье снова заявил, что между курдами и езидами существует большая разница, и что Мир Тахсин-бег специально приехал в Армению, чтобы добиться признания езидов курдами. Мне же было заявлено, что я и члены Общества "Мидия-Шангал" проводим антиезидскую и прокурдскую политику. Это – чудовищное по нелепости обвинение. У курдов-мусульман и езидов есть различия, но в их характере, языке и культуре преобладает общее. Я считаю, что г-н Тамоян должен публично передо мной и обществом "Мидия-Шагал" за свои нелепые обвинения. Надеюсь, что впредь он будет более ответственно относиться к заявлениям подобного рода. Также я уверен, что наши люди стали грамотными, способны сами думать и они решат, кто прав, а кто нет.
Курдистан.ру: Есть ли статистические или оценочные данные о численности курдов в Армении, и отдельно о численности езидов? Можно ли считать, что езиды и курды в Армении живут как отдельные общности, а не как части одного этноса?
Амо Шароян: Статистических данных на этот счет нет. Насколько мне известно, никто и не задавался подобным вопросом. Между езидами и курдами нет никакой вражды. Мы свободно общаемся, дружим, ходим друг к другу в гости, на свадьбы, похороны и т.д.
Курдистан.ру: Насколько сильны связи между курдами-езидами постсоветских республик? Известно, что езиды Грузии имеют немного отличные взгляды от иезидов Армении, в частности, по вопросам происхождения и языка. Каковы взаимоотношения между езидами Армении и Грузии?
Амо Шароян: Хоть и слабые, но определенные связи между курдами-езидами постсоветских республик есть. Мы рады и открыты для сотрудничества со всеми езидами мира. Кстати, членом нашей организации могут быть не только езиды, являющиеся гражданами Армении, но и езиды из других государств, если они согласны с ее Уставом и готовы участвовать в ее деятельности.
Курдистан.ру: Какие задачи стоят перед курдской общиной в Армении?
Амо Шароян: Перед нами стоит много задач, в частности, организовать регулярное посещение езидами Армении святого Лалиша, наладить взаимные контакты с национальными организациями России, Европы, Америки и других стран, содействовать национально-культурному и духовному развитию нашего народа, защищать права езидского народа.
Основная цель нашей организации – остановить эмиграцию езидов из Армении, так как Армения за долгие годы проживания стала для нас второй родиной, армянский народ к нам дружелюбен, и между нашими народами давно сложились братские отношения.
Курдистан.ру: Успехов и процветания Вам, всем членам Вашего объединения и всем курдам Армении!
Интервью подготовил Вадим Макаренко.
Теги: Амо Шароян, Армения, курды, езиды, Иракский Курдистан, Лалиш, Мир Тахсин-бег