Всемирно известный и выдающийся лингвист-курдовед, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Академии наук России, член-корреспондент Академии наук Ирака с 1977 г., почетный член Института курдов (Париж), член писателей Санкт-Петербурга, Союза журналистов Санкт-тербурга и ПЕН-клуба Джалилов Ордихан Джасмович родился 24 августа 1932 г. в Ереване в семье одного из основоположников советской курдской литературы и общественного деятеля Джасме Джалила.
На формирование мировоззрения ученого решающую роль сыграло его воспитание в семье, где царила атмосфера любви и уважения друг к другу, почтительное отношение к национальной культуре. Это и определило дальнейший жизненный путь будущего исследователя.
В 1951 году после окончания школы О. Д. Джалилов поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1956 г. В то время стена Университета была пропитана духом дружбы и уважения не только к курдам, но и ко всем народам, населяющим в ту пору Великую Страну, а на филологическом факультете преподавали самые выдающиеся ученые Республики. Это обстоятельство сыграло определенную роль в формировании личности молодого О. Д. Джалилова, отец и мать которого, потеряв в детстве своих родителей и всех родственников, выросли в приютах Армении.
Проходя курс университетского обучения у крупных лингвистов и литераторов того времени академиков Г. Капанцян, Г. Ачарян, профессоров М. Мкряна, С. Казаряна и других, О. Д. Джалилов со студенческой скамьи становится активным участником заседаний студенческих научных советов, где выступает со своими первыми научными докладами.
В конце 1956 г. Институт истории Академии наук Армении объявил конкурс в аспирантуру по специальности курдоведение. Выиграв его, О. Д. Джалилов становится первым курдским аспирантом по курдскому фольклору и литературе и в октябре 1958 г откомандировывается в Ленинградское отделение Института востоковедения для прохождения учебы в аспирантуре под руководством профессора И. А. Орбели.
Научно-педогогическую жизнь О. Д. Джалилова условно можно разделить на два этапа: до и после приезда в Ленинград.
Говоря об ученом и его заслугах перед наукой, нельзя не отметить тот огромный вклад О. Д. Джалилова и его покойного отца Джасме Джалила в развитие радиовещания на курдском языке в городе Ереване. Это было в 1955 г., когда совершенно на ровном месте приходилось закладывать фундамент будущего. Сын и отец с особым энтузиазмом взялись за неизвестное им дело. Был создан "Золотой фонд" народной музыки. Работу О. Д. Джалилова в качестве диктора курдских радиопередач и литературного работника многие помнят и сейчас.
Темой для кандидатской диссертации О. Д. Джалилов выбирает курдский героический эпос "Златорукий хан" ("Дым-дым"), который впервые становится объектом научного исследования в историко-филологическом аспекте. Диссертация была успешно защищена на ученом Совете Восточного факультета Ленинградского государственного университета.
После девяти лет работы (1960—1968) в секторе Востоковедения Академии наук Армении О. Д. Джалилов по распоряжению вице-президента Академии наук СССР академика Миллионщикова в октябре 1968 г зачисляется в штат Ленинградского отделения Института востоковедения. С этого периода для О. Д. Джалилова начинается новый этап творческой жизни.
Незадолго до приезда в Ленинград в 1967 г. Главная редакция восточной литера¬туры издательства "Наука" выпускает в свет книгу О. Д. Джалилова "Курдский героический эпос "Златорукий хан" ("Дым-дым")".
С 1954 г. вначале самостоятельно, а в дальнейшем совместно с братом, доктором исторических наук, профессором Джалилем Джалилом и сестрой Джамилей Джалил, тридцать три года руководившей музыкальной редакцией курдских радиопередач, О. Д. Джалилов совершает целый ряд экспедиций в курдские районы Армении, Грузии для сбора и систематизации образцов народного творчества. Эти семейные экспедиции носили частный характер, однако, не взирая на многочисленные трудности возникающие на этом пути, братьями Джалиловыми и их сестрой Джамилей записаны и спасены от исчезновения сотни, а может быть и тысячи единиц уникальных текстов в исполнении народных мудрецов. Те, кто побывал в гостях у юбиляра или же в его отцовском доме, могли убедиться в этом. Семья Джалиловых отдала много сил этому благородному делу — спасению национальной культуры народа, не склонявшего головы в многовековой, жестокой национально-освободительной борьбе.
В стремлении донести жемчужины курдской словесности широкому кругу читателей активно помогает также самая младшая в семье сестра Зинэ, которая тоже является автором ряда публикаций.
Весной 1958 г., преодолевая трудности, вызванные в то время правящим режимом, О. Д. Джалилов в течение одного месяца гостил у бойцов национально-освободительного движения курдов Ирака, возглавляемого легендарным М. М. Барзани, силой депортированных из Азербайджана в Узбекистан. Результатом этой поездки стали уникальные аудиозаписи образцов фольклора курдов Ирака, в то время не доступные специалистам.
Сбор и систематизация образцов курдского фольклора для дальнейшего изучение всегда было единственным желанием юбиляра. С этой целью он в 1970 и 1973 годах дважды совершает поездки к курдам, депортированным из Нахичеванской Aвтономной Республики Азербайджана в Казахстан и Киргизию. За это время он посещает также и курдов Туркмении с целью сбора фольклорных материалов.
В 1978 г. в результате многочисленные поездок и сбора полевого материала на стол писателя лег двухтомник курдского фольклора на языке оригинала, изданный опять же издательством "Наука". Это было событием в курдоведении. В двух томах были помещены не только образцы курдской словесности с многочисленными нотными записями (2880 единиц), но и редкие тексты религиозных курдских гимнов о сотворении мира.
Поставив перед собой цель познакомить русского читателя с курдской словесностью, братья Джалиловы научно обрабатывают собранные ими тексты и в 1972 и 1989 гг. при активном участии сестры — Зины издают в Москве уникальные книги: "Курдские пословицы и поговорки" (на языке оригинала с русским переводом) и "Курдские сказки, легенды и предания" (с типологическим указателем и сводным указателем сюжетов).
В основе всех этих начинаний лежит проект самого Ордихана Джалил и его активная деятельность.
В 2003 г. из печати вышла фундаментальный труд О. Д. Джалилова "Курдские исторические песни" (около 800 страниц), которой он отдал более сорока лет жизни.
В 1996 г. Ордихан Джасмович защитил докторскую диссертацию на тему "Исторические песни курдов". Опубликовав более 60 книг, статей по курдской литературе и фольклору, является автором школьного учебника по курдской литературе для IV класса и стихотворных сборников. Многие его статьи и монографии переведены и изданы в Германии, Швеции, Швейцарии, Ираке, Турции, Сирии, Ливане. Готовиться к изданию (совместно с Дж. Джалилом) "Курды и Курдистан в архивах России".
По стопам отца и деда в духе лучших семейных традиций семьи Джалиловых пошел и его талантливый сын Таждане Ордихан. В 1980 г. Таждан окончил в Ленинграде 105-ю среднюю школу с углубленным изучением английского языка и поступил на кафедру истории стран Ближнего Востока Восточного факультета Ленинградского государственного университета. В 1983-1984 гг. он проходил языковую практику по специальности в Йеменской Арабской Демократической Республике и одновременно работал переводчиком. С 1985 по 1986 г. продолжал учебу на Восточном факультете. В 1985 г. был участником XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Его дипломная работа "Курды в Османской Империи (конец XIX-начало XX в.)" была успешно защищена в 1986 г. на кафедре истории Ближнего и Среднего Востока. После окончания университета с 1987 по 1989 г. работай экспертом-переводчиком в посольстве СССР в Ливийской Арабской Джамахирии, принимая участие и в проходивших в Ливии встречах на высоком межгосударственном уровне. За безупречную и высокопрофессиональную работу награждался грамотами и получал благодарности. С 1989 по 1990 г. работал экономистом в отделе инженеринговых работ в Госплане СССР, в 1990-1992 гг. был начальником отдела сотрудничества с зарубежными странами в Центре курдской культуры (Москва). С 1993 г. до последних дней своей жизни с увлечением участвовал в создании трехтомного сборника "Курды и Курдистан в архивах СССР". Свободно владел русским, курдским, армянским, арабским и английским языками. Таждан отличался особым обаянием, культурой, добротой и вниманием к окружающим его людям. Был необыкновенно светлой личностью, полной искренней любви и дружелюбия ко всем. Скончался скоропостижно 11 июня 1994 г.
Ордихане Джалил до конца жизни так и не смог смириться с потерей единственного сына – его гордости и надежды. Он очень сильно переживал, долго болел, но никогда не терял присутствие духа, утешение находил в служении своему народу, хотя, несмотря на свой веселый характер, печальные глаза не скрывали его душевную боль, который предательски и надломил его.
В 76 году его жизни курдский народ потеряла своего талантливого и выдающегося сына, но золотыми буквами навечно в своей благородной памяти записала имя еще одного величайшего своего сына — Ордихане Джалил.
Научный подвиг Ордихане Джалил неоценим для нашего народа. Благодаря его беззаветному труду удалось сохранить многие жемчужины курдского устного народного творчества, богатую палитру курдского фольклора, ставшие достоянием широкой публики.
Мы по праву гордимся, что Ордихане Джалил и вся его семья является национальным достоянием курдского народа, посвятившим свою жизнь развитию и обогащению родной литературы и фольклора.
Теги: Ордихан Джалилов, Джасм Джалил, курды, Ордихане Джалил