Премьер-министр Регионального правительства Курдистана (КРГ) Нечирван Барзани заявил в четверг, что курды не могут вернуться к неудачной модели управления в Ираке, и сейчас самое лучшее время объявить независимость.
Его заявление было сделано в первый день конференции, организованной Американским Университетом Курдистана в городе Дохук, под названием "Независимость Курдистана: вызовы и возможности".
На конференции Барзани задали ряд вопросов по поводу текущей ситуации в Курдистане, факторов, приведших к экономическому кризису в Курдистане, ситуации с беженцами, будущего районов, находящихся под контролем курдских сил пешмерга, сосуществования этнических и религиозных групп в Курдистане, будущего района Синжар и провинции Ниневия, отношений с Багдадом и Анкарой и роли "Рабочей партии Курдистана" (РПК) в Синджаре и Сирийском Курдистане.
Отвечая на вопрос, выступают ли курды на стороне шиитских или суннитских сил на политической арене Ирака, Барзани ответил: "Мы не на фронте суннитов или шиитов, мы находимся на нашем фронте. Мы находимся на фронте [борьбы] за интересы курдов."
Премьер-министр Барзани заявил, что курды зарекомендовали себя в регионе как фактор стабильности, на которой могут рассчитывать соседние страны.
Комментируя вопрос о шансах на объявление курдской независимости, Барзани заявил, что в 2003 году, хотя Курдистан не был [и не] является членом Организации Объединенных Наций (ООН), но практически пользовался всем, что должна иметь страна, но ее политики вернулись в Багдад, "потому что мы верили в новый Ирак".
"Это правда, что мы не являемся членом ООН, но мы являемся крупным игроком в регионе, и нас уважают. В войне, безопасности, а также в демократии мы находимся на верху".
Барзани назвал независимость Курдистана естественным правом курдского народа, объясняя, что "в регионе, все из нас отличаются [от других народов], и когда мы говорим о независимости, мы имеем в виду Иракский Курдистан, и не имеем цели создать проблемы для Ирака, но мы стремимся найти решение".
"Сейчас самое лучшее время, чтобы объявить независимость, с факторами, которые сейчас мы имеем под рукой", сказал премьер-министр, призвав к "серьезной дискуссии" по поводу независимости с Багдадом.
Барзани выразил оптимизм в отношении таких будущих переговоров с Багдадом, сказав, что президент Курдистана Масуд Барзани и он сам в ходе предыдущих визитов в Багдад обсуждали эту тему и заметили "понимание" со стороны Багдада.
"Они [багдадские чиновники] говорят, что они готовы обсуждать эту тему, и независимость является одним из важнейших предметов наших переговоров с Багдадом", добавил Барзани.
Он назвал последние одиннадцать лет правления в Ираке "неудачной моделью", и подчеркнул, что принять ее еще раз "невозможно".
Что касается областей, в последнее время находящихся под контролем пешмерга и сообщений о соглашении с Багдадом по поводу пребывания или вывода пешмерга из этих земель, Барзани заявил, что соглашение, достигнутое с Багдадом, подразумевает вывод пешмерга из районов, занятых после 17 октября, когда была начата основная операция по освобождению от "Исламского государства" (ИГ) провинции Ниневия.
Премьер указал, однако, что вывод пешмерга связан с условием, что "мы будем уверены в предоставлении этим районам безопасности. Это означает, что между нами и Багдадом есть договоренность по охране этих областей, так что ни армия Ирака, ни пешмерга не должны там остаться".
Уточняя аспекты договора, Барзани напомнил вторжение США в Ирак в 2003 году, когда Курдистан помог населению Ниневии, но потом "они сами защищали себя."
"Христиане и езиды [Ниневии] столкнулись с величайшей катастрофой в Ираке, и нужно сделать все, чтобы убедить их. Те, кто совершил против них преступления, были не ИГ, они были их соседями, теми арабами, которые были их соседями на протяжении десятилетий".
Он также отметил, что нынешнее развертывание иракских и курдских сил в христианских районах Ниневии не следует интерпретировать как демаркацию политических границ между Курдистаном и Багдадом, как думают многие. "Мы никогда не допустим политического разрыва в этих областях, и вместе сделаем все возможное, чтобы разработать формулу по сохранению этих территорий".
Отвечая на вопрос о будущем Синджара в провинции Ниневия, езидское население которого претерпело самое большое кровопролитие в 2014 году, Барзани подчеркнул значение освобождения этого района для властей Курдистана, особенно для президента Масуда Барзани, который лично руководил операцией по освобождению Синджара.
Теперь, когда район освобожден, "сами люди Синджара должны принять решение о будущем своей земли", заявил премьер-министр.
Он прокомментировал сообщения о том, что силы пешмарга оставили Синджар на растерзание ИГ в августе 2014 года, что проложило путь для партизан турецкой "Рабочей партии Курдистана" (РПК), вошедших в Синджар с Сирийского Курдистана, чтобы защитить бегущих езидов, и сообщения, что РПК пытается укрепить свои позиции в Синджаре при поддержке Багдада.
"Они [РПК] неоднократно говорили, что мы отказались от Синджара, но это не так. Если вы посмотрите на [карту] области, вы увидите, что расстояние между Синджаром и Курдистаном составляет 70 километров. У нас не было присутствия где-то между ними. Это означало, что район был открыт для врага, и это создавало для нас большую проблему", сказал премьер-министр.
Он поблагодарил сирийских курдских бойцов, аффилированных с РПК, за их помощь в Синджаре, но, в то же время, призвал их покинуть район, назвав их "основным препятствием для восстановления Синджара".
Премьер-министр также высказался о текущей ситуации в Сирийском Курдистане, призвав его власти строить самоконтрующуюся автономную область, а не диктатуру "Партии Демократического Союза" (PYD).
"Они [PYD] не позволяют там работать никакой другой политической партии", сказал он. "То, о чем мы просим их - это жить по-братски и вместе администрировать будущее региона".
Премьер считает, что многочисленные аресты, политические заключенные и неправильная политика РПК (которую считают руководящей силой PYD) сведут на нет достижения курдского региона Сирии и разрушат его будущее.
"Башар Асад [сирийский президент] не сделал того, что делают против курдов [PYD] в Сирийском Курдистане. Они не признают какой-либо политической партии и никакой свободы. Нынешняя власть в Сирийском Курдистане является диктатурой, порабощением неправильной политикой РПК".
"Конечно, до тех пор, пока они [сирийские курды] находятся в тисках РПК, они не будут иметь будущего.... Дело в том, что РПК намерена получить легитимность через курдов Сирийского Курдистана, и это приведет к тому, что курдские достижения в Сирийском Курдистане будут аннулированы неправильной политикой РПК".
Премьер-министр назвал политику PYD по защите целостности Ирака и следования модели Европейского Союза в отношении Ирака и стран Ближнего Востока "бесполезной, безуспешной и нереальной".
"Если они хотят стабильности в регионе, они должны знать, что политики Запада и США относятся к Ираку как к провалу".
Отвечая на вопрос, поставленный езидским членом Иракской Палаты представителей, Виан Дахиль, касательно шагов чиновников Курдистана по решению проблемы РПК в Синджаре, Барзани сказал, что его правительство ведет "откровенные" переговоры с Багдадом в связи с этим, предупредив, что "Багдад поддерживает РПК, и это не в интересах ни Багдада, ни Курдистана, ни самой РПК".
Барзани также прокомментировал связи Курдистана с Турцией, указав, что "наше соглашение и отношения с Турцией являются экономическими отношениями. В них нет ничего секретного. Турция является нашим соседом, и нашим путем за границу".
Он также заявил, что в ходе своих встреч с турецкими официальными лицами две недели назад он не заметил каких-либо изменений в этих отношениях, но увидел подъем отношений на уровень "попытки улучшить связи Анкары и Багдада".
На еще один вопрос, о шансах на вмешательство и возобновление мирных переговоров между РПК и Турцией, Барзани ответил: "Это правда, что в прошлом президент Курдистана Масуд Барзани сыграл ключевую роль в инициации [мирных] переговоров между Турцией и [Абдуллой] Оджаланом [заключенным в тюрьму лидером РПК], но я чувствую, что сейчас ситуация не подходит для начала диалога между курдами [РПК] и Турцией".
Барзани также заявил, что экономический кризис, с которым Курдистан сталкивается в настоящее время, неминуемо закончится, указав на факторы, спровоцировавшие его: войну против ИГ, прибытие 1,8 миллиона внутренне перемещенных лиц и беженцев из Сирии, сокращение бюджета Курдистана со стороны багдадского правительства с 2014 года, и резкое снижение цен на нефть.
Он признал также ошибки курдской администрации в назначение большого количества работников в государственном секторе и призывников пешмарга и сил безопасности.
"Мы должны представить, что у нас нет ни нефти, ни газа. В настоящее время угрозы не простые. [Но] я считаю, что мы преодолеем этот кризис, хотя это будет не просто", сказал Барзани.
Премьер-министр рассказал о реформах, проводимых при поддержке Всемирного банка, и охватывающих восемь основных секторов Курдистана, отметив проведение полного реформирования в финансовом секторе при большой поддержке международных агентств.
Комментируя вопрос о причинах приостановки выплат бюджета Курдистана Багдадом, Барзани сказал, что иракские чиновники сделали это под тем предлогом, что Курдистан экспортирует нефть в одностороннем порядке.
"В то время их предлогом было то, что мы добывали нефть, но это было не так ... Они уже тогда думали об этом и приостановили наш бюджет." "Когда мы спросили, почему они сократили наш бюджет, они ответили нам, что это приказ [иракского] премьер-министра и главнокомандующего вооруженными силами [тогда - Нури аль-Малики] ... Что это значит? Что проблема в менталитете багдадских чиновников, а не в экспорте нефти Курдистана".
Барзани напомнил аудитории об усилиях лидеров Курдистана Масуда Барзани и Джаляля Талабани после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году, направленных на создание нового Ирака, и отправку пешмарга для защиты Багдада.
"Мы сделали для Ирака все, что могли... Но теперь, после 12 лет, мы спрашиваем, чего мы достигли?", сказал Барзани.
Барзани также отметил, что приют около двух миллионов ВПЛ и беженцев, и вызванное этим увеличение населения Курдистана на 29%, усилили экономический кризис Курдистана, так как содержание беженцев требует 1,2 млрд долларов в год.
Он также обвинил иракское правительство в невыполнении обязательств по сбору финансовой поддержки со стороны международного сообщества для этих людей.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, Дохук, Нечирван Барзани, пешмерга, Исламское Государство, Ниневия, христиане, езиды, Синджар, Масуд Барзани, Турецкий Курдистан, РПК, Сирийский Курдистан, PYD, Виан Дахиль, Турция, Абдулла Оджалан, нефть, Нури аль-Малики, Джаляль Талабани, беженцы