Сайт ekurd.net опубликовал статью курдского публициста, проживающего
в Лондоне, Башдара Пишо Исмаила "Развитие демократии в Курдистане". Ниже мы даем ее в пересказе и наиболее значительных выдержках.
Курды, отмечает автор, продемонстрировали региону и всего миру, что они не только способны к государственности и демократии, но и смогли создать систему правления, которая сделала Курдистан ориентиром для всего региона. Ответом курдов на угнетения и террор, которым они подвергались, было то, что они постарались внедрить систему терпимость к другим религиям и этническим группам - то, чего были лишены сами.
Ключевым событием в истории курдской государственности автор считает
первые выборы в Национальную Ассамблею (Парламент) Иракского Курдистана, состоявшиеся 19 мая 1992 года. Впервые курдский народ мог свободно выбирать своих представителей. Это были первые свободные выборы не только в Курдистане, но и вообще на территории Ирака. В парламенте было 105 мест, из низ 5 было зарезервировано за ассирийской общиной; 7-процентный порог отсеял ряд участников, таких как Исламское движение Курдистана (которые получило более 5 процентов голосов), и это привело к проблемам с исламистами в последующие годы...
Хотя в ходе выборов, ДПК завоевала 51 место и ПСК 49 мест, было решено поделить власть по принципу 50:50. Несколько месяцев спустя Ассамблея приняла первый закон, и в регионе возникла своя законодательная власть.
Однако новая демократическая система оказалась слишком шаткой и несовершенной, и эйфория быстро спала. Ряд противоречий привел к гражданской войне между ДПК и ПСК в период с 1994 по 1997 гг. В результате Курдистан распался на две зоны - Эрбильскую, контролируемую ДПК, и Сулейманийску, контролируемую ПСК, так что допуск конкурирующих партий в "чужую" зону был минимальным. После 1 сентября 1996 г. серьезных боевых действий не велось, но фактически состояние войны продолжалось вплоть до заключения мирного соглашения в Вашингтоне. По этому соглашению, заключенному под эгидой администрации Клинтона, ДПК и ПСК договорились о разделением власти после выборов, справедливом распределения доходов, а также ослаблении ограничений на свободу передвижения между регионами.
Несмотря на соглашение, сближение происходило медленно, вражда оставалось, а выполнение соглашения было замедлено спорами по вопросам доходов и формату предлагаемой совместной администрации.
В 2001 году администрации наконец возобновили официальный диалог и ослабили ограничения на поездки. Обе стороны быстро разрешили свои разногласия с появлением воинственной исламистской группы "Ансар аль-Ислам", связанной "Аль-Каидой". Примирение углубила далее с появлением в 2002 г. американских планов по устранению Саддама от власти. Барзани и Талабани впервые за семь лет лично встретились для переговоров. Впервые с 1994 г. был созван парламент.
Новый толчок демократизации дало падение Саддамом Хусейном и вторая война в Персидском заливе. С одной стороны поддержка США, с другой - угроза со стороны Турции заставили курдских лидеров сплотиться. 30 января 2005 года состоялись выборы в курдский парламент. Явка была высокой: приняли участие более 1,7 млн. человек. На этот раз, в парламенте шла борьба за 111 мест; ДПК и ПСК выступили единым списком, получившим 104 мест или более 89% процентов голосов.
Этот союз, по крайней мере на бумаге, сплотил вокруг себя ряд мелких партий, в том числе Исламский союз Курдистана, Туркменскую партию и другие партии меньшинств.
Несмотря на то, что демократическая система в Курдистане далека от совершенства, достижения в течение менее чем двух десятилетий, и особенно в последних шести лет были историческим. Демократия никогда не процветала без конфликтов, и Курдистан тут не является исключением.
С момента своего создания, парламент принял ряд важных законов, охватывающих прессу, экономику, управление, сферы общества и культуры. С 2003 г. заметно улучшение в области свобод и прав, например, гарантированы права женщин и увеличилась терпимость к оппозиции.
Выборы в Национальную Ассамблею Курдистана, согласно статье 8 Избирательного закона, должны проводиться каждые четыре года по партийным спискам. Важной особенностью курдского демократического опыта является светская система управления и гарантия свободы вероисповедания, а также сильная поддержка для широкого представительства различных этнических групп в регионе. Например, есть либеральное отношение к потреблению алкоголя, ношению женщинами головных платков и публичному выражению любви. Ряд мест в парламенте зарезервированы за этническими меньшинствами; другая черта - сильное представительство женщин, которым была выделена квота в 25% мест (по новому закону еще более повышенная - ред.)
Принятие ряда законов, в значительной степени способствовало относительному экономическому и социальному прогрессу региона в последние годы. Политики в целом быстро адаптировали законы с учетом социально-экономической обстановки и модернизировали право в регионе в соответствии с современным требованиям: например, сейчас существует европейский стандарт инвестиционного права; практически запрещено многоженство и растет нетерпимость к "убийствам чести".
Хотя КРГ и сделало много за последние несколько лет, высокие ожидания народа, означают, что правительству будет необходимо постоянно адаптироваться к растущему давлению со стороны общественности.
Например, по мнению автора, следует заменить систему закрытых избирательных списков открытыми списками, при которых избиратель голосует не за список целиком, а за конкретных кандидатов из списка. Такая система позволяет избирателям иметь больший контроль над своей демократией, и в то же время заставляет политиков служить избирателям.
При этом, несомненны и недостатки: коррупция. Хотя крупные города стали свидетелями экономического бума и строительных проектов, по-прежнему наблюдается нехватка базовых услуг. Растущее экономическое процветание создало новый список богатых, а с ним и усилило социальные контрасты.
Наконец, существует сомнения в том, что парламент действительно озабочен поддержкой и обслуживанием населения. Он должен быть более подотчетен избирателям. То же касается политиков, из которых до сих пор ни один ни ушел в отставку из-за своих ошибок, как это общепринято на Западе. Отчасти извинением служит то, что у курдов было слишком мало времени, чтобы создать опытную политическую элиту и динамичную систему с политической конкуренцией и действующей оппозицией.
Подъем интеллектуальной жизни, особенно в диаспоре, улучшение образования и сформировавшаяся привычка населения к правам, свободам и привилегиям привели к увеличению давления на правительство, с тем чтобы повысить соответствие стандартам парламентской демократии.
Однако, о предметах необходимо судить в контексте: соседние страны, за исключением Турции, вряд ли могут быть названы демократиями. И даже в Турции, положение меньшинств несравнимо хуже, чем в Курдистане.
Хотя выборы в Курдистане в принципе предсказуемы и лидерство ДПК и ПСК вне сомнений, развиваются новые политические партии, как например возникший список оппозиционера внутри ПСК Нуширвана Мустафы. Свидетельством растущей свободы в Курдистане является широкий диапазон либеральных газет, которые все более уверенно критикуют правительство и обсуждают региональные вопросы. До последнего времени, пресса в Курдистане была хотя и многочисленна, но в значительной степени под контролем политических партий.
Предстоящие выборы в Курдистане должны быть интересным отражением настроений народа в течение последних четырех лет. Возможно, они станут полем концептуальной битвы между старой школы мысли и новыми либеральными умами в Курдистане.
Демократия в Курдистане, возможно, не будет совершенна, но ведь и западные демократии не были созданы в течение двух десятилетий.
В условиях несовершенного региона, вряд ли справедливо усиленно критиковать курдскую демократию и подчеркивать ее недостатки, очевидные после столь короткого периода времени. Но это ни в коем случае не повод для курдских политиков почивать на лаврах и не стремиться к улучшениям.
Не следует также забывать, что демократия в Курдистан в значительной степени связана с демократией в Ираке, так как они официально являются частью одного государства. Между тем, демократия в Ираке находится на достаточно низком уровне.
Эволюция демократии в Курдистане
1834 | 0 |