Интервью: Мааду Файяду, «Асшарк аль Авсат»
[Асшарк аль-Авсат] Что является наиболее важным из достижений правительства вашей страны за последние четыре года?
[Барзани] По моему мнению, наиболее важным из достижений последних четырех лет является формирование единого правительства с Патриотическим союзом Курдистана [ПСК] После многих лет внутреннего раскола и конфликтов. После всего этого [раскола] мы смогли создать [совместное] правительство, которое работало как одна команда. Прежде всего, как мы хорошо знаем, разногласия между [ДПК и ПСК были не новы, но начались в 1964 году. После всего, что за этим последовало, мы создали совместное правительство, которое действительно работает как одна команда. Никто не мог себе представить, что после всего того, что проходило, мы [в ДПК и ПСК] будем работать вместе, и вместо бойкота будет понимание новой ситуации. И поэтому министр от одной партии будет работать с командой другой партии и так далее. Я дал первому вице-премьеру полномочия назначать двух директоров из этих двух партий без какого-либо вмешательства со своей партии, и они сегодня работают вместе после того, как мы создали совместную оперативную структуру и построили доверительные связи [между двумя партиями]. До этого обе партии мешали друг другу в том, что касается правительственной работы, но я вижу, без преувеличения, что нам удалось значительно уменьшить это, и мы прошли большой путь в этом направлении. Что было и продолжает оставаться серьезной проблемой, которая касается нас всех, так это оказание услуг населению, в частности, обеспечение граждан электроэнергией и водой. Электроэнергия, например, является серьезной проблемой и я могу сказать, что мы смогли решить большую часть этой проблемы, и эта проблема уже не так страшна, хотя сегодня есть еще озабоченность в связи с этим. Что касается вопроса о воде, мы предприняли ряд практических мер по обеспечению водой районов, которые нуждаются в ней, и мы работали, чтобы предоставить эти услуги. Что касается оценки работы правительства, которое я возглавляю, то я оставляю это другим людям и их совести.
[Асшарк аль-Авсат] Вы начали использовать политические квоты в связи с формированием вашего правительства на раннем этапе, как вы пришли к этому?
[Барзани] Наша цель состояла в том, чтобы объединить усилия всех партий в одном правительстве, мы не говорим, что мы добились успеха в этом на 100 процентов, но нам удалось осуществить это в большой степени. Работа с министрами всегда происходила на профессиональной основе, а не партийной. Отношения, которые связывают нас, построены на основе служения народу, а не на основе партийной принадлежности.
[Асшарк аль-Авсат] С какими трудностями вы сталкиваетесь в строительство хороших отношений с Турцией?
[Барзани] Вначале были большие проблемы, так как Турция построения отношений с Курдистаном не признавала, и мы столкнулись со многими трудностями. Турецкая армия была развернута вдоль границы с Ираком, рядом с нами, и они угрожают вмешаться и преобладающим языком из Анкары был язык угроз. Но мы преодолели эти трудности благодаря нашей решимости продолжать совместный диалог, а также в результате экономического и культурного сотрудничества с Турцией. [В результате этого] был достигнут существенный прогресс по этому вопросу, и я лично был первым , который обратил внимание на важность отношений с Турцией, не только, потому что это - соседняя страна, но также и потому что Турция - важный сосед Ирака.
[Асшарк аль-Авсат] Чего Вы достигли на арабском направлении?
[Барзани] В настоящее время, в течение последних двух лет, теплеют отношения с нашими братьями в арабских странах. У некоторых арабских стран была настороженность, и я считаю, что эта настороженность была устранена благодаря самим арабам. Мы видим, что есть большое желание некоторых арабских стран к установлению отношений с Курдистаном, как частью Ирака.
[Асшарк аль-Авсат] Начнет ли Курдистан экспорт нефти в начале следующего месяца, как было объявлено ранее?
[Барзани] Да, и я хотел бы объяснить, почему мы предприняли этот шаг. Хусейн аль-Шахристани [иракский министр нефти] постоянно обвинял Курдистанский регион в неспособность экспортировать хоть один баррель нефти, и он обвинил нас в том, что мы хотим использовать эту нефть, желая отделиться от Ирака, и осуществить наши тайные планы. И поэтому мы хотели послать ясный сигнал нашему иракскому народу, что "Аль-Шахристани нам безразличен, что наш регион готов к экспорту нефти, и что эта нефть - в соответствии с Конституцией - принадлежит народу Ирака, независимо от того, в Багдаде, ли, в Басре, Эрбиле или Рамадии. Поэтому доходы от нефти из Курдистана пойдут на Казначейство центрального правительства [Ирака]. Это политический сигнал, сообщение о гарантиях для народа Ирака, и нам не важно, что говорит Шахристани о том, что мы сделали [подписали контракты с нефтяными компаниями], является ли это законным или незаконным, и мы не обращаем внимания на его замечания.
Да, мы будем осуществлять экспорт нефти, и доходы от этого пойдут иракскому правительству, и мы [Курдистан] будем получать свою долю от того, что было выделено для нас - это первый этап. Что же касается следующего этапа, мы будем искать оперативные механизмы с нефтяными компаниями, чтобы бы могли вернуться к тому, что было раньше. Мы считаем, что нефтяная политика Курдистана была доныне успешной, и 35 важных операций нефтяных компаний в Курдистанском Регионе, включая американские, европейские, индийские, и корейские компании. Заявления Шахристани, что эти компании незначительные, неверны; эти значительные компании, как они могут начать действовать в регионе без правовых документов и без разрешения в Конституции? Хорошо известно, что такие компании не будут рисковать своей репутацией и деньгами, а они действуют (в Курдистане) официально.
Я хочу, чтобы мое сообщение было ясно: экспорт нефти из Курдистанского региона является национальным достижением для народа Ирака в целом, и как премьер-министр курдского регионального правительства я хотел бы поздравить с этим всех иракцев. Мы, в регионе, очень рады, что нам удалось внести свой вклад в строительство Ирака. После всех этих лет лишений и плохих отношения с бывшим правительством, и даже с нынешним правительством, нам удалось заложить прочный фундамент взаимного существования с иракским народом, и способствовать посредством этого проекта [экспорта нефти] развитию Ирака.
[Асшарк аль-Авсат] иракский министр нефти Хусейн аль-Шахристани выступил с рядом обвинений в адрес вашей нефтяной политики. Что вы думаете об этом?
[Барзани] Прежде чем обвинять нас, Шахристани следует разъяснить общественности свою собственную политику, ибо он провалился как министр, и ничего не в состоянии дать людям и народу Ирака. Все, что он сделал, это повторил свои заявления о том, что контракты, подписанные Курдистана незаконны, и нашим ответом на это заявление были дела, а не несколько ответных заявлений. Мы приняли меры в интересах иракского народа.
[Асшарк аль-Авсат] Как вы считаете, ваши связи с Ираком могут позволить вам играть важную политическую роль в Багдаде в будущем?
[Барзани] Почему бы и нет? Эта страна - наша страна. Я иракец, и это наш Ирак, Багдад и наша столица.
[Асшарк аль-Авсат] Региональные парламентские выборы стремительно приближаются, и в зависимости от результатов выборов вам, возможно, придется уступить ваш пост премьер-министра кандидату от ПСК, вы готовы к этому?
[Барзани] Мы с уважением относимся к нашим соглашениям с нашими союзниками в ПСК, и они имеют право на премьерство. Мы готовы покинуть этот пост, и в этом нет никакой проблемы. Когда придет день, я соберу свои вещи и нормально уйду, передав ответственность человеку, который будет избран новым премьер-министром курдского регионального правительства. Я уверен, что тот, кто займет эту должность [после меня] будет продолжать работать для до прогресса курдского народа так же, как и мы, и мы дадим новому премьер-министру всю поддержку и помощь, если он в ней будет нуждаться. Мы принимаем мирную передачу власти, и также ожидаем результаты выборов.
[Асшарк аль-Авсат] Каковы ваши планы на будущее после того, как вы оставите свой пост премьер-министра?
[Барзани] Я до сих пор занят выполнением своих обязанностей в качестве главы правительства, но, конечно, я останусь в рамках политического процесса в регионе, и в Ираке. Я буду работать на любом посту, с которого я смогу оказывать услуги народу Ирака, будь то курды или арабы.
[Асшарк аль-Авсат] Примете ли вы пост министра в ближайшем Региональном правительстве Курдистана?
[Барзани] Если есть необходимость в моей службе, то почему бы и нет? Для меня важна не должность, но работа, чтобы помочь людям. Я имел честь быть премьер-министром регионального правительства, и служить моей стране и народу.
[Асшарк аль-Авсат] Будете ли Вы играть роль при выборе следующего премьер-министра курдского регионального правительства?
[Барзани] Конечно, я выскажу свое мнение о том, кто станет следующим премьер-министром на основе политического процесса.
[Асшарк аль-Авсат] Сообщения из руководства ПСК свидетельствуют о том, что д-р Бархам Салих является самым сильным кандидатом на должность, что вы скажете о его кандидатуре?
[Барзани] Нам нужно подождать официального сообщения, кто будет кандидатом ПСК, и мы ожидаем [результатов] региональных парламентских выборов. Что до Бархама Салиха лично, то мы близкие друзья, и он является человеком, который может сыграть свою роль на любой должности.
[Асшарк аль-Авсат] Вы ожидаете каких-нибудь неожиданностей, которые бы изменили политический ландшафт Курдистана?
[Барзани] В Ираке постоянно случаются неожиданности, и мы ожидаем, что что-то может произойти.
[Асшарк аль-Авсат] Какие у вас наиболее важные дела, которые, будут переданы следующему правительству?
[Барзани] Есть два важных дела, которые должны быть рассмотрены, теми, кто придет к власти, во-первых, связанные с независимостью судебной системы, это очень важный вопрос. Второй относительно административной реформы, которую начала наша администрация, и следующей администрации надо будет сосредоточиться на этой проблеме.
[Асшарк аль-Авсат] Что можно сказать о вопросах, над которыми ваше правительство начало работать, но они остаются нерешенными?
[Барзани] Существует проблема статьи 140 Конституции Ирака, это касается спорных районов, а также определения границ Курдистана. Существует также вопрос закона о нефти и газе [в регионе]. Оба вопроса касаются наших отношений с правительством Ирака в Багдаде, и мы считаем, что эти вопросы будут решены, если есть подлинное стремление [к этому] со стороны центрального правительства. Все зависит от того, будет ли новое правительство работать, чтобы завершить эти вопросы, однако если центральное правительство будет полагать, что [решение] этих вопросов нужно пока что отложить, то это усложнит дело, и решить их будет нелегко. Если все будет пострено на идее, что кто-то имеет право и возможность регулировать эти вопросы, то они не будут решены. Все стороны должны прийти к консенсусу, чтобы окончательно разрешить вопросы и в целях достижения государственной стабильности, в противном случае это будет препятствием для прогресса и развития [в Ираке].
Эти вопросы будут решены только политическим путем, а мы не считаем, что Багдад проявляет политическую волю. Мы не убеждены в том, что центральное правительство серьезно относится к урегулированию нерешенных проблем между Багдадом и Региональным правительством Курдистана. Я полагаю, что те, кто в Багдаде, думают, что решить эти нерешенные вопросы можно будет потом, они ожидают, что займут более сильное положение и смогут бороться с Курдским регионом с позиции силы. Однако это было бы серьезной ошибкой, потому что независимо от того, насколько они сильны, они никогда не будут так же сильны, как Саддам Хусейн, так что эта проблема не будет решена военным путем, но только за столом переговоров и совместной работой. Итак, во имя будущего нашей страны мы должны решить все нерешенные проблемы [между Багдадом и региональным правительством Курдистана].
[Асшарк аль-Авсат] У Вас есть большой опыт отношений с центральным правительством а теперь премьер-министр Ирака Нури аль-Малики говорит о своем намерении начать диалог с Курдистаном, по-вашему, он искренен, или этт является всего лишь частью его избирательной кампании?
[Барзани] К сожалению, мы до сих пор не видим сильного желания со стороны Аль-Малики урегулировать нерешенные вопросы в отношениях между его правительством и нами. По нашему опыту отношений с ним, мы обнаружили, к сожалению, что политика аль-Малики опираться на принцип откладывания проблем, а не их решения. Мы читали в СМИ о его намерении вести переговоры с руководством региона, чтобы решить остающиеся проблемы, но мы не наблюдали ничего на практике, и при этом отсутствии стремления к решению этих проблем, Ирак не будет иметь ни государственной стабильности, ни процветания.
[Асшарк аль-Авсат] Повторите ли вы опыт союза с исламскими партиями, такими, как Верховный совет ислама в Ираке, Исламская партия Дава, и другие?
[Барзани] Нам нет необходимости в союзе только с исламскими партиями, с самого начала мы хотели бы иметь союз с другими национальными партиями. Для успеха в политическом процессе в Ираке, мы работаем с широким списком [партий], как арабских и курдских, так и ряда других политических партий. Мы серьезно относимся к обеспечению такой широкой коалиции.
[Асшарк аль-Авсат] Что можно сказать о проблеме противодействия административной коррупции в регионе; это один из вопросов, которые должны быть рассмотрены следующим правительством?
[Барзани] Я считаю, что эта проблема была преувеличена, наше правительство приняло меры по борьбе с коррупцией, и мы работали в двух направлениях [над решением этого]; во-первых, мы подписали контракт с известной международной компанией, занимающейся проблемой прозрачности и борьбы с коррупцией, и эта компания осуществляет свою деятельность в Курдистане в течение нескольких месяцев, чтобы изучить ситуацию и разработать стратегию для нашего правительства по искоренению коррупции. Я не думаю, что коррупция закончится с арестом и осуждением того или иного лица, необходима стратегия, которая будет состоять из нескольких пунктов, как, например, вопрос законодательства, вопрос прозрачности, в противном случае я могу также создать Комиссию по честности, вроде той, что действует в Багдаде. Моя цель - не самореклама или борьба с поверхностными проявлениями коррупции, я хочу искренне заниматься корнями этой проблемы, и мы начали делать этот и добились значительного прогресса.
И поэтому в рамках этой операции по искоренению коррупции в Курдистанском регионе, необходимо сформировать Комиссию по честности, а также работа с компанией, которая специализируется на выполнении исследований и выработке предложений по борьбе с коррупцией. За короткое время мы объявим стратегию проведения административной реформы, которая будет противостоять и искоренять коррупцию.
[Асшарк аль-Авсат] Местные средства массовой информации представляют вопрос о коррупции в ином свете.. Почему СМИ изображают ситуацию в ином свете?
[Барзани] Ситуация со СМИ в Курдистане такая, что они безответственны и беспорядочны. У нас есть две проблемы, связанные с местными СМИ, первая в том, что большинство людей, работающих в СМИ, не являются профессионалами в своем деле. Я не говорю о всех, но [несомненно] подавляющее большинство. Второе, что мы ввели в действие международные стандарты в области прав человека, свободы прессы, свободы слова, независимости судебной власти, а также решения вопроса о насилии в отношении женщин. Однако эти стандарты являются палкой о двух концах. С одной стороны мы соблюдаем эти стандарты, они важны, привлекательны для Запада и представляют наш регион в благоприятном свете, но с другой стороны для нас слабым местом стало то, что курдский опыт в Курдистанском регионе - уникальный в истории курдов Ирака и за рубежом. И так как курды в Ираке, имеют свою собственную территорию, правительство, и собственный парламент, это вызывает проблемы с правительствами соседних стран в регионе, где также есть курдские общины, которые лишены такой привилегии. И поэтому они используют стандарты, которых мы придерживаемся, и платят СМИ, чтобы они писали о коррупции, и представляли образ, который не существует, тогда они говорят курдам в собственной стране: посмотрите на опыт иракских курдов, они коррумпированы, так что вы [собственные курды] не требуйте своих прав. Против нас ведется в СМИ война спецслужб, с использованием стандартов, о которых я уже говорил ... так что СМИ не действует ответственно.
[Асшарк аль-Авсат] Что вы ожидаете от результатов выборов, особенно в связи с наличием кандидатов от оппозиции?
[Барзани] Я не хочу предвосхищать события, я не буду комментировать этот момент до выборов, но мы ожидаем, что победим с большинством голосов.
[Асшарк аль-Авсат] Какие дела вы надеетесь завершить, прежде чем покинуть офис?
[Барзани] Самое важное дело, который я надеюсь завершить, заключается в том, чтобы окончательно решить проблему электроснабжения [в курдском регионе].
[Асшарк аль-Авсат] Верите ли Вы, что иракцы не убеждены, что курды не хотят отделиться от Ирака?
[Барзани] Если мы говорим об иракском народе, то я скажу, что отношения между арабами и курдами всегда был и продолжают оставаться хорошим. Как народ [иракцы] всегда поддерживали наше дело, и выступали против несправедливости, от которой страдали курды. Исторический пример - когда генерал Молла Мустафа Барзани вернулся в Ирак из Москвы в 1950-х годах, десятки тысяч людей из Басры пришли приветствовать его, и по сей день жители Басры говорят об этом событии. Арабские племена и религиозные деятели в Ираке всегда выступал в поддержку нашего дела, но это относится к народу. Политики же действовали в соответствии с политическими обстоятельствами.
Что касается до нас, то мы делали все, чтобы доказать нашу иракскую идентичность и нашу принадлежность к Ираку, подчеркивая ее всеми нашими действиями. Мы не хотим, чтобы история повторилась, [при этом мы не хотим] повторения трагедии, наши раны слишком глубоки, чтобы исцелить их показными демократическими лозунгами ... нам более чем нужны доказательства. Нам нужны решения в соответствии с положениями Конституции и верховенства закона, с тем чтобы эти трагедии не повторились вновь. Давайте говорить прямо, что мы получили от жизни в Ираке? Более 182,000 курдов погибли в результате геноцида, 5000 курдских деревень были уничтожены, и мы подверглись газовым атакам. Да, речь идет о преступлениях Саддама Хусейна, и была смена режима, но мы не верим. Мы хотим конкретных гарантий для нашего народа на основе Конституции, что то, что случилось с нами, никогда не повторится. Нам нужно, чтобы наши арабские братья поняли это, и были готовы помочь нам и дали нам достаточные гарантии на основе сотрудничества и закона. Чтобы делали бы иракцы, если они были на нашем месте? Если бы они требовали того же, что и мы, наши проблемы должны быть их проблемами.
Нечирван Барзани: я готов нормально уступить власть
2038 | 0 |