Среди политиков и в СМИ будируется тема дальнейшей судьбы автономного района северной и северо-восточной Сирии с преимущественно курдским населением (10-12 % населения страны). Как известно, в период гражданской войны в Сирии курды придерживались в основном нейтралитета. Правительственные войска и администрация Башара Асада уже в 2012 году покинули курдские районы, чтобы сосредоточиться на защите Дамаска и центральных провинций страны. Вынужденные самостоятельно защищать свои территории от бандформирований "Исламского государства" (запрещено в РФ) курды создали органы самоуправления и отряды самообороны и с помощью своих соплеменников из Ирака и ВВС США и их союзников по Международной коалиции разгромили джихадистов, затем освободили от них г. Ракку и весь Восточный берег реки Евфрат. С 2012 года этот регион принято называть Западный Курдистан или Рожава. Под контролем курдских ополченцев оказались стратегически важные для Сирии месторождения нефти и газа, обширные сельскохозяйственные районы.
В союзе с арабскими племенами Заевфратья курдские ополченцы создали Сирийские демократические силы (СДС), которые продолжали контролировать освобожденные от игиловцев территории вплоть до начала 2026 года. Отдельные курдские районы, в частности Африн, подверглись нападению и оккупации со стороны турецких войск в марте 2018 года, Анкара провела еще несколько военно-карательных операций против сирийских курдов в приграничных районах самостоятельно и с помощью своих прокси-сил. От более масштабных антикурдских акций в Сирии турецкое руководство удерживало присутствие в Рожаве небольшого военного контингента ВС США.
С падением режима Башара Асада в конце 2024 года ситуация в Сирии коренным образом изменилась. Захватившие власть в Дамаске радикальные исламистские группировки под руководством Ахмеда аш-Шараа взяли курс на построение нового унитарного государства, где вместо баасистской идеологии утверждается идеология "Братьев-мусульман" (организация запрещена в РФ). Роль куратора нового режима взял на себя Эрдоган, который изначально поддержал исламистов и вооруженную оппозицию в САР.
Ожидавшихся сирийцами реформ и перемен в Дамаске в 2025 году не произошло. Просто на место одного диктаторского режима пришел другой, а роль Тегерана как "кукловода" Дамаска теперь играет новый "кукловод" - уже из Анкары. Эрдоган рассматривает Сирию как свой протекторат и пытается возродить там турецкое влияние, как это имело место во времена Османской империи. За прошедший после прихода к власти в Дамаске исламистов год так и не было создано инклюзивного правительства, даже не обсуждался проект новой конституции, не были организованы демократические выборы президента и парламента. Армия и другие силовые структуры формируются из числа боевиков-джихадистов, многие из которых, как и сам аш-Шараа, вышли из террористических группировок типа "Аль-Каида" (запрещена в РФ), "ИГ" и им подобных. Национальные и религиозные меньшинства (арабы-алавиты, арабы-шииты, арабы-друзы, курды, армяне, ассирийцы, другие) оказались на положении людей "второго сорта", против них предпринимаются акции подавления и устрашения вплоть до откровенной резни. Первыми под расправы новых вершителей судеб сирийцев попали алавиты и друзы. В начале 2026 года настала очередь курдов. Подстрекаемые Эрдоганом боевики аш-Шараа начали зачистки от сил самообороны курдских кварталов г. Алеппо. Чтобы избежать жертв среди мирного населения и разрушений жилого фонда курдские ополченцы вынуждены были отступить и передислоцироваться в другие районы Рожавы. Руководство курдской автономии заключило с центральным правительством несколько соглашений, которые предусматривают интеграцию курдских ополченцев в новую сирийскую армию и включение гражданских институтов курдской провинции Эль-Хасака в структуры сирийского государства. Там же есть пункт о высылке из страны функционеров и членов бывшей турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК). Взамен Дамаск обещал восстановить гражданство для всех сирийских курдов, гарантировать сохранение курдской культурной автономии (придать курдскому языку статус государственного и т.п.).
Безусловно, шантаж, давление и агрессивные действия правительства аш-Шараа и турецких прокси-сил против курдов явились результатом сговора Анкары, Вашингтона и Эр-Рияда. Трамп, судя по всему, решил отдать контроль над постасадовской Сирией своему союзнику по НАТО – Турции. Не случайно, в сирийских внутренних делах принял самое активное участие посол США в Турции Томас Барак. Снижение роли и значения сирийской курдской автономии отвечает интересам и арабских монархов Персидского залива, которые хотели бы возродить единую и неделимую Сирию как важную часть арабского мира. Путем угроз или подкупа Дамаск и его союзники смогли перетянуть на свою сторону арабские племена Заевфратья и установить контроль над всем Восточным берег реки Евфрат, где, как отмечено выше, расположены основные нефтегазовые месторождения.
Пока рано говорить о капитуляции или ликвидации Рожавы. Сирийские курды потеряли союзников по СДС в лице арабских племен и контроль за большей частью Заевфратья, им пришлось отступить из г. Алеппо, Ракки и ряда других населенных пунктов, но, закаленные в боях с джихадистами ИГ, отряды курдских ополченцев сохранились и готовы защищать свой народ и территории от посягательств любых агрессоров. Не исключено, что лидеры сирийских курдов могут войти и в состав нового кабинета министров, руководство армии и других силовых структур. Впереди предстоит новый этап борьбы курдов за свои национальные права и свободы. Уже сейчас солидарность с сирийскими курдами выражают их собратья в Ираке и других странах.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович


































Переводчик