("Newsweek", США)
Эта сделка быстро стала предметом критики со стороны Багдада и Анкары, которые активно пытаются противостоять нефтяным амбициям Курдистана, опасаясь, что независимые доходы от продажи энергоресурсов усилят стремление курдов к политической автономии. В этом месяце иракское правительство наложило запрет на сделку курдов с консорциумом Nabucco, заявив, что курдские региональные власти не могут заключать свои собственные соглашения в области энергетики, а поступая таким образом, они нарушают конституцию. Багдад предложил поставлять газ в Европу с другого месторождения, которое не принадлежит курдам. Но самые ранние сроки начала добычи там - 2014 год. Нефть давно уже является источником тлеющей напряженности в отношениях между курдами и центральными правительством Ирака, который стремится взять границу в районе проживания курдов под контроль Багдада.
Турция также выражает недовольство сделкой по Nabucco. Вместо того, чтобы позволить иракским курдам обогащаться за счет газовых денег, что наверняка приведет к усилению их фактической независимости от Багдада, Турция предпочитает полагаться на то, что ее союзник Азербайджан сможет добывать достаточно газа для заполнения трубы.
Так или иначе, но сторонники трубопровода Nabucco вынуждены вновь сесть за чертежную доску. Несмотря на обещанные Еврокомиссией 250 миллионов евро для финансирования проекта, несмотря на то, что Турция облегчает условия транзита газа через свою территорию, нет никакого смысла строить дорогостоящий новый трубопровод, если на конце трубы недостаточно газа для ее заполнения. А поскольку Москва добивается успехов со своим газопроводом "Южный поток", который планируется проложить по дну Черного моря в Болгарию и далее на Балканы и в Италию, намереваясь закачать первый газ в его трубу к 2015 году, европейские мечты вырваться из российского газового плена могут оказаться несбыточными.