О.И.Жигалина 23 июля завершается предвыборная агитация в Иракском Курдистане и начинается досрочное голосование, в котором принимают участие курдские солдаты (пешмерга) и силы безопасности (153397 чел.), заключенные (1830 чел.) и больные (5052 чел.).
Это первые прямые выборы президента Курдистана. 4 года назад президента избирал курдский парламент. По мнению большинства наблюдателей в выборах на пост президента региона Курдистан лидирует Масуд Барзани, с именем которого связаны политические, экономические и социальные успехи развития Курдского автономного района (КАР) и его стабильность. Свой дальнейший политический курс он сформулировал в конституции Курдистана, одобренной региональным правительством. Он намерен добиваться тех законных и, пока не реализованных прав, курдов, которые были зафиксированы в Постоянной конституции Ирака 2005 г. Об этом М.Барзани заявил во время своего предвыборного турне, который он начал с Халабджи, где сказал, что будет бескомпромиссно отстаивать вопрос о реализации ст.140, в особенности в отношении нефтеносной провинции Киркук. Все исторические и географические документы, по его мнению, доказывают, что Киркук – это курдский город, и он должен стать столицей курдской автономии.
Агитируя голосовать за блок ДПК-ПСК (Kurdistani List), М.Барзани сказал: «Требование законных и конституционных прав – это не расизм или экстремизм. Напротив, экстремизм и расизм – это отрицание соглашений и статей конституции». (1)
Это является явным напоминанием иракскому правительству о его невыполненных обещаниях. Более того, согласно проекту конституции Курдистана территория КАР включает и другие спорные территории, а именно: провинции Диала, Ниневия и Салахеддин.
Заявка на территориальное расширение Курдского автономного района, сформулированная в конституции Курдистана, чревата развязыванием вооруженного конфликта в регионе, хотя еще летом прошлого (2008 г.) иракское правительство направило в спорные территории войска, где они находились наряду с курдскими вооруженными формированиями (пешмерга). Правительство аргументировало этот шаг необходимостью борьбы с террористами «Аль-Каиды» и охраны инфраструктуры. Но это вызывало напряженность в «горячих точках», таких, как, например. нефтеносный Киркук, где армейской 12-й дивизией командовал генерал Абдель Амир ал-Заиди, служивший в армии С.Хусейна, обвиняемого курдами в геноциде курдского народа. По мнению арабской части населения региона Курдистан, без приведения какой-либо надежной аргументации Курдский парламент формализовал притязания курдов на Киркук и другие спорные территории.
Позиция курдского руководства вызывает обеспокоенность в Багдаде. Так, например, Салах ал-Обейди, спикер шиитского радикального движения М. ас-Садра, сказал, что «Курдская конституция нас бесит, потому что это первый шаг к сецессии». (2) Арабские политики обвиняют курдов в том, что их притязания на нефтеместорождения Киркука угрожает безопасности этой ресурсной базы.
По мере приближения дня выборов общая обстановка в Иракском Курдистане становится тревожнее. Так, в районе Сулеймании наблюдались стычки между сторонниками блока ДПК-ПСК и Н.Мустафы (Change List). В ходе перестрелки оказалось несколько раненых и задержанных полицией. Вместе с тем, напряженность достаточно велика и в других спорных районах региона Курдистан. Так, бьл совершен теракт в отношении начальника паспортного департамента Киркука полковника Самата Соада: в его автомобиль была заложена бомба. В результате полковник был серьезно ранен, а его автомобиль поврежден. Еще два человека были отправлены в больницу.(3)
Региональные власти пытаются оставить курдские вооруженные формирования пешмерга в конфликтных районах. Но губернатор провинции Ниневия, столицей которой является Мосул настаивает на выведении всех пешмерга за ее пределы. Курдское правительство, напротив, выступает за их пребывание там. Это является причиной противоречий между губернатором Мосула и курдскими автономистами. Эта проблема еще более обострилась после того, как парламент Курдистана одобрил проект конституции, в которой регион Курдистан будет также включать провинцию Диала, Киркук и Салахаддин. Курдские СМИ сообщают, что провинция Ниневия и Мосул, которые в этническом и религиозном отношении характеризуются разнообразием, почти ежедневно подвергаются вооруженным атакам. Так, например, во время патрулирования восточного пригорода аль-Зухур при подрыве на придорожной мине был убит полицейский и еще один человек ранен. Другой инцидент произошел в городе Мосуле, когда во время патрулирования был ранен иракский солдат в результате взрыва бомбы. По крайней мере, 4 человека были убиты и 35 ранены в результате взрыва бомбы, заложенной в автомобиле, в восточном пригороде Мосула Кукджали. Ответственность за эти акции Ханин аль-Гаду, представляющий в парламенте меньшинство Шабак, возложил на курдские пешмерга и курдские политические партии.(4)
Посредником в смягчении напряженности в отношениях курдского руководства и иракского правительства и внутри региона Курдистана выступают представители США. Они настаивают на проведении всесторонних переговоров между сторонами. И действительно, в скором времени ожидается визит премьер-министра Ирака Н.аль-Малики в Курдистан.
Предвыборная ситуация в Иракском Курдистане действительно характеризуется большой напряженностью. Однако ни один список или блок, участвующий в выборах, не выдвигает лозунга независимости Курдистана. Понятно, что курды не откажутся от своей цели, но политические соображения заставляют их не акцентировать на этом вопросе.
Несмотря на большие достижения администрации КАР, отнюдь не все курдское население довольно работой органов управления, поскольку в регионе сохраняется существенный разрыв между богатыми и бедными. В связи с этим наблюдатели высказывают сомнение в том, что удастся добиться 100% явки избирателей. Так, например, спикер парламента Курдистана Аднан аль-Муфти считает, что к избирательным урнам придут 80% избирателей. Того же мнения придерживается и Фиян Шейх, глава организации за социальное развитие «Тамуз», а Хамед Мохаммед, лидер Исламского союза Курдистана (ИСК) считает, что явка составит от 50 до 70%.
111 мест регионального парламента Курдистана оспаривают 507 кандидатов из нескольких политических блоков и 5 союзов. По данным Высшей избирательной комиссии Ирака всего было представлено 25 (по другим данным 24 или 23) избирательных списков. Однако их число может сократиться, поскольку некоторые альянсы отдают голоса своих избирателей объединенному блоку ДПК-ПСК. Так, например, Факир Харири, известный в Курдистане певец, возглавлял Конституционный список (Constitutional list). Но он снял его с избирательной гонки и призвал своих фанатов и поклонников голосовать за Масуда Барзани как кандидата в президенты в надежде, что новое региональное правительство будет поддерживать артистов.
В то же время наблюдался и процесс возникновения новых избирательных альянсов. Так, например, туркмены Эрбиля составили свой избирательный список. Они заявили, что это не политический список, а независимый, не поддерживаемый какой-либо политической партией. В него вошли пять хорошо известных эрбильских туркмен. Его возглавляет Шерди Тахсин Арсалан, известный эрбильский атлет и член Курдского регионального олимпийского комитета. Он объяснил, что к созданию избирательного альянса его подтолкнуло желание урегулировать отношения между туркменами и курдами, которые стали портиться с 2003 г., когда Турция стала вмешиваться в дела иракских туркмен. Она настроила часть туркмен, чтобы они противились попыткам курдов присоединить Киркук к Иракскому Курдистану. Тахсин заявил, что он разделяет стремление курдов осуществить ст.140 иракской конституции. Он полагает, что при этом удастся объединить районы расселения туркмен в КАР, а затем выйти из его состава. Он также поддерживает и конституцию Курдистана, признающую туркмен второй нацией в КАР, и выступает за установление прочных отношений между регионом Курдистан и Турцией.(5)
Туркменский список (Turkmen List) финансирует проф. Ихсан Дограмачи, туркмен по происхождению, основатель университета Билькент, главного частного университета Анкары, который сейчас создает университет в Эрбиле по примеру анкарского.
Туркмены Эрбиля заявляют о том, что они не имеют никаких связей в Туркменским Фронтом, основанным в 1995 г. иракскими туркменами политическим движением, поддерживаемым Турцией. Эта организация отрицает федерализм и считает, что не курды, а туркмены составляют большинство в Киркуке. В связи с этим она выступает против его включения в состав курдской автономии.
Туркменам предоставлена квота в 5 мест в курдский парламент. Совместно с христианами общая численность должна составить 11 мест.
Однако курдские аналитики прогнозируют различное распределение мест. Одни полагают, что блок ДПК-ПСК (Kurdistani List) получит 70% мест. Возглавляемый Н.Мустафой список (Сhange List) считает, что получит 83,4% ; ДПК-ПСК (Kurdistani List) – только 9, 62% , список реформаторов (Reform and Servicers List) – 4, 57%.(6)
Кроме того, в избирательной кампании участвуют 2 исламских блока, стремящиеся тем самым увеличить свои шансы на получение мест в парламенте Курдистана.
Зарубежные аналитики по-разному оценивают шансы блока ДПК-ПСК. Одни из них позитивно относятся к созданию этого альянса. Они предполагают, что Нечирвана Барзани на посту премьер-министра сменит д-р Бурхам Ахмед Салех от ПСК, сопровождавший М.Барзани в его предвыборном турне по Курдистану. Это известный курдский интеллектуал, долгое время представлявший ПСК в США. Однако у него немало оппонентов, считающих, что Салех предпочитает английский язык курдскому, и является проводником американской влияния в Курдистане.
Другие наблюдатели считают, что создание единого блока ДПК-ПСК является очередной стратегической ошибкой. Они полагают, что раскол в ПСК совсем не означает, что эта партия утратила способность выиграть на выборах. Каждый вечер М.Барзани выступает по курдским каналам и просит поддержки народа, хотя его обещания якобы туманны и незначительны. Указывается, что блок тратит большие суммы на проведение избирательной кампании и покупку голосов. Его агитаторы стучатся в каждый эрбильский дом и просят проголосовать за альянс. Активно используется наглядная агитация. На его стороне полиция.
Блок ДПК-ПСК испытывает сильную критику со стороны курдских интеллектуалов и общества в целом, поскольку в регионе процветает коррупция, непотизм, трайбализм, монополизация власти, плохое управление и т.д. Хотя курдское население и сознает, что автономная власть добилась больших успехов в деле развития Иракского Курдистана, его угнетает неудовлетворенность того, что доходы от реализации проектов развития попадают в карманы партийных лидеров и других высокопоставленных лиц. В своей предвыборной борьбе этот блок проявлял жесткость и бескомпромиссность. Так, Абдулмузафар Барзани, преподаватель университета Сулеймании, организовал блок «Реформаторское движение Курдистана», выступившее против блока ДПК-ПСК. Оно выдвинуло 14 кандидатов. Этот список возглавляет глава муниципалитета Барзан Сейид Абдулсазм Барзани, брат Абдулмузафара Барзани. Это движение поддерживает студенчество (7) и интеллектуальная элита Курдистана. Это вызвало недовольство Масуда Барзани. Тогда сторонники ДПК силой заставили подписать руководителей этого движения соглашение не поддерживать другие альянсы, кроме ДПК-ПСК.(8)
Другой кандидат на пост президента региона Курдистан К.Миравдали, в частности, осудил поддержку президентом Ирака Дж.Талабани, кандидатуры Масуда Барзани. Он назвал этот шаг незаконным.
Кроме того, в предвыборной борьбе участвует и Нуширван Мустафа со своим списком (Change List=Goran), в программе которого борьба с коррупцией, защита социальной справедливости, введение разделения власти внутри регионального правительства Курдистана и ограничение влияния ДПК и ПСК на правительственные структуры, парламент и судебные органы. Н.Мустафа считает, что блок ДПК-ПСК в случае победы не будет способен организовать управление регионом Курдистан. Ему 65 лет и он долгое время был вторым лицом в ПСК. Но два года назад Мустафа заявил о своей оппозиции платформе Дж.Талабани. В связи с этим он агитирует не поддерживать блок ДПК-ПСК. В своей агитационной кампании Н.Мустафа пользуется услугами Wusha Foundation, который издает свою газету, имеет вебсайт и канал спутникового телевидения. (9)
Сторонники этого блока утверждают, что в районе Бахдинана люди боятся открыто выражать свое мнение. Многие из них разочаровались в эффективности управления прошлого состава регионального правительства, рассматривая его как «новую форму диктатуры». В связи с этим Н.Мустафа и его сторонники агитировали избирателей отдать голоса за кандидатов его списка. Однако в ряде мест сторонников Мустафы встречают недружелюбно. Так, например, в Захо дети забросали помидорами автомобили, украшенные символикой «Goran» и флажками.(10)
Некоторые курдские политики полагают, что поскольку курды не имеют опыта проведения демократических выборов, то понадобится второй тур. Вместе с тем, многие выражают надежду, что предстоящие выборы будут честными и прозрачными.
В 8 часов утра 23 июля уже начались досрочные выборы для некоторых категорий (пешмерга, заключенные и больные). В Эрбиле 50 тыс. избирателей будут голосовать на 56 избирательных участках. В Дохуке на 24 избирательных участках в досрочных выборах примут участие 22 239 чел.
1) http://www. peyamner.com/details.aspx?1=4&id=134453
2) http://www. peyamner.com/details.aspx?1=4&id=134051
3) http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=134553
4) http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=134421
5) http://www.peyamner.com/details/aspx?1=4&id=134139
6) http://www.kurdmedia.com/article.aspx?id=15864
7) http://www.kurdishaspect.com/doc0713089VOI.html
8) http://www.kurdmedia.com/article.aspx?id=15888
9) http://www.kurdisaspect.com/doc071609TE.html
10) http://www/ kurdishaspect.com/doc071509SH.html