Азад Аслан, «Курдиш Глоб»
До решающих парламентских и президентских выборов осталось только два дня, и вопрос о Киркуке и спорных районах является одним из ключевых вопросов, которые будут стоять перед следующим Региональным правительством и президентом Курдистана.
Осуществление статьи 140 конституции Ирака, которая говорила о решении проблемы спорных районов, включая провинцию Киркук, до конца 2007 года, до сих пор откладывается. ООН по-прежнему участвует в этом спорным вопросе в целях оказания технической поддержки иракскому центральному правительству в проведении референдум, как это было указано в Конституции Ирака. Но вместо того, чтобы предоставлять техническую помощь для осуществления этой статьи, ООН своей двуличностью сыграла негативную роль, и до сих пор отчасти является причиной задержки.
Недавно дипломат ООН, который участвовал в переговорах, заявил «Рейтер» на условиях анонимности, что ООН призывает курдов не настаивать на проведении референдума о присоединении Киркука к Курдистанскому региону, и так как, по его словам, призывы к такому референдуму могут разжечь конфликт.
«ООН говорит, что не будет поддерживать враждебный референдум ... [с вопросом]: хотите ли вы присоединиться к КРГ?. Мы [все] считаем, что это приведет к войне, и ООН ... заявило это курдам».
Неясно, почему в ООН считает, что осуществление статьи 140 Конституции Ирака, которая была утверждена более чем 80% всего населения Ирака, может разжечь гражданскую войну между арабами и курдами. Если это так, то почему эта статья зафиксирована в Конституции? Также непонятно, почему иракские политические субъекты утвердил в 2005 году Конституцию, если они не собираются ее выполнять. Неясно, почему курды были под угрозой гражданской войны? Действительно ли целостность и стабильность Ирака, зависят от того, пойдут ли курды на компромисс по этому важному вопросу или нет? Еще важнее другой вопрос: кто больше может потерять от нестабильности и гражданской войны в Ираке, курды или арабы?
Вот некоторые из важнейших моментов, которые должны быть рассмотрены всеми политическими силами в Курдистане и Ираке, а также международным сообществом и ООН. То, что ООН косвенно стремится делать - это заставить курдов отказаться от своих претензий на Киркук и другие области, которые исторически являются частью территории Курдистана. Эти неявные угрозы не могут быть приняты и должны быть безоговорочно отвергнуты. Это позор для миссии ООН в Ираке, подрывающий ее авторитет. Курды не откажутся от Киркука или любой другой курдистанской территории, даже если это вызовет гражданскую войну или нестабильность в Ираке. Вместо угроз и призывов к курдам, ООН должна заниматься арабским национализмом и работать в направлении сдерживания арабского шовинизма. Если есть какие-либо угрозы для целостности и стабильности Ирака, она будет исходить не от курдов, но от арабского национализма и шовинизма.
Отношение курдов к вопросу о статье 140, касающейся Киркука и других спорных районах, решительно сформулировано президентом Курдистана Масудом Барзани, который заявил, что «мы привержены осуществлению статьи 140, и мы заявляем, что мы не пойдем ни на какой компромисс по этому вопросу или по вопросу о правах народа Курдистана ». Этой позиции должны следовать все другие политические субъекты в Курдистане, и в частности в этот период.
Все конкурирующие политических группы и списки, а также кандидаты в президенты в Курдистанском регионе должны иметь единую политическую позицию по вопросу о Киркуке и всех других нерешенных вопросах между КРГ и иракским центральным правительством. Задержка реализации статьи 140 абсолютно не отражает позицию КРГ, но проистекает исключительно из упрямства иракского центрального правительства, которое с каждым днем меняется в направлении централизма и арабского национализма.
Курдский народ и его политические деятели должны осознать, что компромисс по Киркуку и спорным территориям Курдистана будет иметь пагубные последствия для всех курдских национальных интересов и выгод, так как это не остановит растущий арабский национализм в его походе на Курдистан. Не менее важным является тот факт, что компромисс по Киркуку повлечет другие компромиссы, такие, как по разделению власти, контролю над природными ресурсами, и, наконец, федерализму. Если курды будут следовать логике ООН, то для обеспечения стабильности и целостности Ирака они должны пойти на компромисс по всем этим стратегическим принципам. Неужели все страдания курдов, их борьба и усилия на протяжении многих десятилетий были только ради стабильности Ирака?
Позицию ООН по этому стратегическому вопросу определяет также тот факт, что международные и региональные власти поддерживают не функционирующую демократию в Ираке, но политические альянсы и комбинации, которые формируются путем угроз, шантажа, а также игры интересов. Это указывает, что вопрос идет не об осуществлении демократических принципов, но о сохранении целостности Ирака и стабильности даже если он собирается создать еще один монстр в Багдаде, как во времена Саддама. Суровая реальность заключается в том, что курды должны разработать свою политику и позиции.
Курды должны завершить процесс выборов на мирной и демократической основе. Далее, Региональное правительство Курдистана и следующий президент Курдистана должны выработать единую позицию с другими оппозиционными группами в парламенте Курдистана и со всеми другими общественными организациями, которые представляют народ в Курдистана, и разработать четкую политику в отношении осуществления статьи 140. Этот вопрос должен быть рассмотрен на следующей сессии парламента Курдистана, и он должен быть приоритетом парламента.
Парламент Курдистана, президент Курдистана, и Региональное правительство Курдистана должны ясно дать понять, что они будут работать исключительно ради решения вопроса в правовых рамках иракской Конституции и на демократических принципах, которые ставят во главу угла выбор народа, а не политических групп интересов.
Это, однако, не должно ограничивать курдскую нацию и всех других людей, которые проживают в Курдистане, и которые должны использовать все возможности для решения этой проблемы в правовых рамках Конституции Ирака. Далее, нация должна проявлять свою собственную инициативу проводить его всеми возможными средствами, даже если это приведет к дестабилизации Ирака и станет причиной его распада.
Курдский народ никогда добровольно не просил быть частью искусственно созданного колониальными державами Ирака, но его часть была насильно присоединена к Ираку. Распад Ирака не будет иметь пагубных последствий для курдских национальных интересов. В 2007 году на полуофициальном референдуме, проведенном в трех провинциях Курдистанского региона, более 98% от общей численности населения Курдистана выбрало полную независимость, а не пребывание в качестве части Ирака. Поэтому дело именно иракско-арабских партнеров убедить курдов и народ Курдистана оставаться в качестве части Ирака. Это не может быть достигнуто за счет арабского национализма и шовинизма, но только на подлинной демократической основе в отношении Конституции, религиозных прав и прав национальных меньшинств.
Под эгидой ООН, у курдов готовятся отнять Киркук
2224 | 0 |