Курды Ирака были восторженными американскими союзниками перед вторжением 2003 года. Но поскольку курды расширили свой контроль над богатой нефтью территорией, и поскольку они подтверждают свои претензии на оспариваемый город Киркук конституционном референдумом, отношения с центральным правительством Премьер-министра Нури аль-Малики, с арабами и другими этническими группами накаляются все больше.
На прошлой неделе Масуда Барзани переизбрали президентом Курдистанского Регионального правительства, несмотря на показавшую себя сильной оппозицию. Несколько дней спустя, журналист Newsweek Ларри Кэплоу беседует с президентом в его горном комплексе высоко над курдским городом Эрбиль. Предлагаем вашему вниманию выдержки из этого интервью:
- Как люди должны интерпретировать результат этих выборов?
Это был успех для жителей Курдистана. В прошлом наши люди подвергались уничтожению. Теперь они достигли стадии, когда могут голосовать свободно за тех, кого бы они выбирают.
- Как нужно рассматривать появление новой оппозиции?
Я приветствую это. Я воспринимаю наличие оппозиции как здоровое явление.
- Что Вы отвечаете на обвинения в большой коррупции и недостаточной демократии в регионе?
Мы уже готовим антикоррупционную комиссию. Туда можно обратиться с любой жалобой, любым свидетельством, добро пожаловать.
- Впервые за многие месяцы Вы и Премьер-министр Малики вчера сели за стол переговоров. Ваши отношения улучшаются?
Премьер-министр Малики позвонил и поздравил меня. Это было хорошей инициативой, и мы полагаем, что это помогло сломать лед.
- В последнее время Вы сделали немало жестких утверждений о том, насколько сильно ухудшились отношения между региональным правительством и Багдадом.
Имело место неверное истолкование того, что я сказал. Фактически, моя позиция не менялась с первого дня. Я не просил ничего для своих людей, кроме того, на что Конституция дает нам право. Я всегда заявлял, что я лишь защищаю права наших людей, и единственным оружием в моей руке будет Конституция.
- Насколько Вы озабочены выводом американских войск?
Время все поставит на свои места. Все мы должны разобраться в проблемах Ирака. Важная вещь здесь - политическое желание Соединенных Штатов, а не численность войск, оставленных на территории Ирака. Соединенные Штаты уйдут из Ирака и позволят ситуации дестабилизироваться, или они пойдут по пути, который ведет к стабильности? Мы скоро увидим это
- Наметилось ли улучшение отношений с Турцией, которую признают противником курдских амбиций?
Улучшение наметились. Мы приветствуем это, и мы попытаемся удостовериться, что оно имеет будущее.
- Относительно Вашего обязательства не позволить Курдской Рабочей партии (PKK) нападать на Турцию из иракского Курдистана, - удалось ли Вам исполнить его?
Мы не позволили PKK предпринять ряд наступлений с нашей территории. Хотя, имеет место некоторое преувеличение присутствия PKK. Мы говорим о труднодоступных горных областях на границе Ирана, Ирака, и Турции, которые являются практически недоступными для любых войск.
- Может ли Турция стать Вашим союзником, если вывод американских войск приведет к негативным последствиям?
Турция может играть положительную роль для всего Ирака. Если они готовы играть такую роль, мы приветствуем это. Но мы не можем принять вмешательство в наши внутренние дела.
- Организация Объединенных Наций надеется на мирное урегулирование вопроса по Киркуку. Вы поддерживаете этот процесс?
Мой ответ очень короток. Вопрос Киркука и других спорных территорий охвачен конституционной статьей, которая предусматривает дорожную карту по их решению. Любая другая альтернатива усложнит эту проблему.
- Что, если Вы одиноки в этом мнении и другие стороны не примут его?
Тогда права курдских людей были будут нарушены и мы будем иметь право защищать их всеми средствами, которые есть в нашем распоряжении.
- Но, если Вы говорите о войне, то численность не на вашей стороне.
Большее число не означает победу. Это правило работает только в урне для избирательных бюллетеней.
Newsweek: Интервью с Президентом
1617 | 0 |