«Нефть России» Трансформация Ирака, произошедшая за шесть долгих лет оккупации, необратима. Распад третьей в мире по запасам нефти страны знаменует собой нечто большее, нежели просто неудачный проект nation building, который американцы постараются как можно быстрее забыть. В самом сердце Ближнего Востока для крупных и малых нефтяных компаний всего мира открываются новые окна возможностей. Те компании, которые первыми осмыслят правила игры и научатся по ним играть, станут (или останутся) в будущем лидерами мировой нефтяной индустрии, - пишет "Эксперт".
По самым консервативным оценкам, запасы нефти Ирака превышают 115 млрд. баррелей. Только 17 из 80 разведанных нефтяных месторождений находятся в разработке. Эти 17 полей содержат не более 40 млрд. баррелей. По различным прогнозам, около 200 млрд. баррелей может быть разведано, если начнется серьезная и систематическая работа геологов. Но "сырьевое проклятье" сработало в Ираке на полную катушку. Страна прочно села на нефтяную иглу - экспорт углеводородов составляет 95% доходов в центральный бюджет. Сельское хозяйство развалено: Ирак в больших количествах начал импортировать пшеницу, рис, фрукты и овощи, сахар, чай, скот - в общей сложности на 5 млрд. долларов в год. Некогда первое по количеству пальм и по объемам экспорта фиников (свыше 620 видов!) государство осталось далеко позади Саудовской Аравии, Египта и Ирана. Почти весь рыбацкий флот на юге страны используется для контрабанды нефти и товаров.
Ни одно правительство в Багдаде не сумело исполнить своих ключевых обязательств перед Вашингтоном - ради которых, собственно, и была задумана вся эта авантюра по силовому свержению Саддама Хусейна. Ключевой для входа западных компаний в нефтяной сектор Ирака "Закон о нефти" в том виде, в каком его разработала американская консалтинговая компания BearingPoint (ныне - полный банкрот), стал форменной красной тряпкой для иракских политико-религиозных групп. В вопросах раздела нефтяного богатства иракские политики проявили завидный ситуативный национализм. Правительство Нури аль-Малики даже не решилось выдвинуть этот закон, ставивший всю иракскую индустрию на рельсы соглашений о разделе продукции (СРП), на обсуждение в иракский парламент. Сверхтонкая работа по перенесению различных рекомендаций рабочих групп Вашингтона в иракское законодательство провалена. Планы американских эмиссаров по масштабному открытию иракского и всего регионального рынка для торговых центров 7-Eleven, Wal-Mart, а также McDonalds, банковских сетей HSBC и Citigroup, дистрибутивных сетей P&G и заводов GM спустя шесть лет после начала оккупации кажутся неизлечимым лунатизмом.
Пока в выигрыше оказались те компании, которые заключили с курдским региональным правительством нефтяные соглашения в 2004-2007 годах.
Пять лет назад небольшая норвежская компания DNO, закрыв глаза на угрозы тогдашнего правительства в Багдаде, ставившего цель централизовать для западных компаний вход в нефтяной сектор Ирака на условиях СРП, подписала с курдскими региональными властями соглашение о разработке нефтяного месторождения Тоук (на условиях 55-процентной доли в проекте). В планах компании - извлекать из этого месторождения в течение ближайших двух лет 200 тыс. баррелей в сутки (для сравнения: весь сегодняшний иракский экспорт составляет 2, 5 млн. баррелей в сутки). До июня 2009 года курдские власти просили компанию не направлять добываемую нефть на экспорт - пока Багдад не примет пакет законов, касающихся прежде всего распределения прибыли и административной структуры нефтянки. DNO заполнила экспортную трубу водой и ждала. В июне курдские власти вынудили Багдад согласиться с началом экспорта курдской нефти через Северный иракский магистральный нефтепровод в Турцию. Никаких внятных условий раздела прибыли с Багдадом декларировано не было - курды согласились только с тезисом, что делиться в принципе нужно. Отношения с Багдадом накалились до предела, но объем экспортируемой таким образом нефти еще не достиг и половины запланированного (пока речь идет о добыче и экспорте около 60 тыс. баррелей к концу года) и сопоставим разве что с уровнем контрабанды. Норвежцы оказались первыми, кто прорвал блокаду сотрудничества с региональными силовыми группами в нефтянке: теперь компания не может отбиться от многочисленных предложений о покупке со стороны более крупных игроков.
А недавно крупнейшая китайская государственная нефтяная компания Sinopec сделала предложение швейцарской Addax Petroleum Corporation, также работающей в Курдистане (листинг в Лондоне и Торонто, владеет 45% в месторождении Так-Так в иракском Курдистане и долями на шельфе в Западной Африке), от которого та не смогла отказаться. Sinopec предложила 7, 22 млрд. долларов за 97, 62% обычных акций корпорации. 14 августа состоялась сделка по их приобретению, в отношении остальных акций предложение продлено до 27 августа.
Китайцы повели рискованную, но в значительной мере беспроигрышную игру. Понимая, что у Багдада кишка тонка отлучить от участия в аукционах центрального правительства китайские структуры, за которыми стоит мощное и во многом альтернативное американцам государство, государственные компании КНР смело раскладывают яйца по всем корзинам. Пространство для маневра чиновников министерства нефти Ирака сужено до предела. Первый аукцион по выдаче лицензий на техническое обслуживание ключевых иракских нефтяных (шесть полей) и газовых (два поля) месторождений, прошедший 30 июня 2009 года, едва не провалился. Давление на министра нефти Ирака Хусейна аш-Шахристани со стороны практически всех политических сил в стране было столь велико, что он выставил почти неприемлемые для западных компаний условия соглашений о техническом обслуживании месторождений, переварить которые смогли только ВР и Китайская национальная нефтяная компания (CNOC): двадцатилетнее техническое обслуживание крупнейшего иракского месторождения Румейла с задачей поднять добычу с 1 млн. до 2, 85 млн. баррелей будет происходить на условиях оплаты 2 доллара за каждый извлеченный баррель нефти (британцы и китайцы рассчитывали на 3, 99 доллара). Запасы Румейлы оцениваются в 18 млрд. баррелей - это половина всех нефтяных запасов США, поэтому жаловаться китайцам и британцам не приходится. Они делают ставку на то, что приватизация иракской нефтяной индустрии - несмотря на амбициозные планы воссоздать национальную иракскую нефтяную компанию (INOC) - неизбежна.