Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Проблема пешмерга является одной из наиболее сложных в отношениях Багдада и Эрбиля. Для Эрбиля доля пешмерга, или гвардии Курдистана, такой же вопрос как и разделение дохода от нефти и границы Курдистана, которые эта гвардия должна охранять.
Пешмерга – залог демократизации и федерализации Ирака
Надо сразу заметить, что наличие собственной военной организации в Курдистане является как фактором сохранения федерации, так и фактором, создающим условия получения полной самостоятельности. До тех пор, пока федеративное развитие не стало на должные рельсы, а оно еще не стало на них, гвардейцы-пешмерга готовы защитить курдскую автономию, в том числе и от потенциальных попыток Багдада заняться силовой централизацией страны вопреки однозначно выраженному и подкрепляемому желанию курдов Ирака иметь собственную государственность. Но это и позитивный фактор процесса федерализации, поскольку без него у нынешнего правительства Ирака был бы слишком велик соблазн решить далеко неконституционным путем и проблему нефти Курдистана, и проблему Киркука, да и проблему статуса курдов в составе Ирака. К сожалению, те действия, которые пока можно ожидать от нынешнего Багдада, все еще не решившего стать столицей жестко централизованного преимущественно шиитского или все же федеративного полиэтнического государства в Ираке, в рамках доминирующей политической культуры региона на практике будут не слишком отличаться от действий саддамовской тоталитарной государственности. Поэтому гвардейцы-пешмерга – фактор демократизации Ирака и фактор сохранения единой иракской государственности в форме, потенциально еще способной превратиться в действующую федерацию.
На деле вывод коалиционных войск должен был быть оговорен и обусловлен международными гарантиями, с одной стороны, и дорожной картой, с другой, создания в Ираке федеративной государственности со слабым федеративным центром. А сейчас, поскольку конституция Ирака не стала такой дорожной картой, особенно для других регионов Ирака, то предстоящие парламентские выборы превращаются в этап поиска компромиссов, ведущих к новому качеству федеративного государства, но потенциально чреватых и крушением и последующим стремительным распадом иракской государственности. Поэтому и гвардейцы-пешмерга – обоюдоострое оружие в этом процессе.
Спор о военных училищах или о судьбе федерации?
Пешмерга в Курдистане предусмотрены нынешней конституцией Ирака, как и их финансирование из федерального бюджета, как и предусмотрено демократическое решение проблемы Киркука, связанное с возвращением туда изгнанных курдских семей. Но и то, и другое положение конституции руководству Курдистана приходится проводить де факто и на свой счет вопреки действиям, а часто и позиции официального Багдада.
Например, Курдистан не считает справедливым тот факт, что доля гвардии Курдистана оставляет в воооруженных силах Ирака только 8,2% вместо 22%, как это положено пропорционально доле курдского населения в составе Ирака.
Тем более, в Курдистане не готовы принять демонстрационные указания Багдада закрыть военные училища в Захо и Калачолане, как это предписано декретом ¹566 правительства Малики. Эти училища были созданы на немалые нарородные деньги для обучения курдов и других иракцев военному делу в духе демократии и федерализма, и если в Багдаде считают, что они не нужны Ираку для подготовки нового офицерского корпуса, то это не значит, что они не нужны Курдистану, которому придется превратить эти училища из федеральных по статусу в региональные, чем министерство по делам пешмерга сейчас и занимается. Федеративной страной нельзя управлять с помощью декретов, но это опять-таки придется доказывать сейчас в ходе согласования условий того будущего статус-кво, которое на очередной период закрепят парламентские выборы.
Неконструктивный характер действий правительства и его намерений видны в том, что такой острый и принципиальный вопрос, правительство Нури эль-Малики пытается решить не только без согласования с Эрбилем, но и без парламентских решений. Так, Адел Барвари заявил: «Это - военное решение, и его не надо путать с политическими отношениями: Совет министров может издать подобный декрет без переговоров с парламентом». Такая позиция является более чем странной, и она непреемлима ни для парламента Ирака, ни для Курдстана как автономного региона. Тем более, что на территории Курдистана не ведутся боевые действия, чтобы принципиальные решения принимать в окопах или штабных шатрах вместо парламентов в багададе и Курдистане и процедур согласования этих решений между федеративным и региональным правительствами.
Эти действия могут заставить Эрбиль отказаться от своих намерений развивать пешмерга в рамках единой военной системы Ирака, и подтолкнут его к тому, чтобы придать им и де юре большую организационную самостоятельность. Но если идти по этому пути то в какой-то момент лезвие меча пешмерга может переразать пуповину, пока еще де юре связывающую Эрбиль с Багдадом.