И.А.Свистунова,
iimes.ru
Визит премьер-министра Турции Т.Эрдогана в США (7-10 декабря) был призван не только свидетельствовать об укреплении турецко-американских союза, возрождение которого провозгласила администрация Б.Обамы после прихода к власти, но также позволил турецкому руководству публично озвучить внешнеполитическую концепцию Турции. Заявления Т.Эрдогана представляют особый интерес, поскольку его визит в США состоялся в тот период, когда среди западных политологов распространилось мнение о смене внешнеполитической ориентации Турции, вызванное активизацией региональной политики и охлаждением турецко-израильских отношений. Прежде всего, премьер-министр Эрдоган заявил о том, что предположения о смене внешнеполитического курса Турецкой Республики безосновательны.
Вместе с тем, внешняя политика Турции не должна быть однобокой, тесно сотрудничая с Западом, Анкара не может забывать о Востоке и наоборот. Турция располагает ресурсами, необходимыми для проведения активной внешней политики на обоих направлениях. Примечательно высказывание Т.Эрдоган о том, что Турция является страной, которая сама определяет для себя внешнеполитическую повестку дня, и не нуждается в том, чтобы это делал за нее кто-то другой. По словам Т.Эрдогана, турецко-американские отношения сохраняют характер стратегического партнерства. На встрече с президентом Обамой обсуждались возможности наполнения конкретным содержанием (прежде всего, в сфере экономических связей) «Модели партнерства» - концепции турецко-американского сотрудничества, заявленной в ходе визита президента США в Турцию в апреле 2009 года. В фокусе турецко-американских переговоров находились вопросы, связанные с Ираном, Афганистаном, нормализацией турецко-армянских отношений, проблемой Нагорного Карабаха, Кипром, Ираком и арабо-израильским урегулированием. Сам по себе перечень этих актуальных аспектов международных отношений демонстрирует насыщенность повестки дня турецко-американского сотрудничества и глубокую вовлеченность Вашингтона в события на Ближнем и Среднем Востоке. Белый Дом недвусмысленно заявил, что рассчитывает на поддержку Турции в урегулировании ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Это не означает, что Вашингтон ожидает от Турции ужесточения подхода к Ирану. США рассчитывают на активизацию посреднических усилий Анкары, независимо от того, будет ли им придан некий официальный статус. Турция, в последние годы особенно сблизившаяся с Ираном, рассматривается в качестве союзника США, способного вести конструктивный диалог с Тегераном.
На переговорах в Вашингтоне Т.Эрдоган говорил о том, что Турция является страной, способной установить контакт со всеми политическими силами в Иране, подобно тому, как это было сделано в Ираке. При этом премьер-министр Турции высказался за снятие санкций, наложенных на Иран, и возобновление полноценной международной торговли с Тегераном.
Кроме того, премьер-министр Турции подробно высказался по поводу иранской проблемы в программе американского телеканала PBS, в которой он принял участие в ходе визита в США. Говоря об иранской ядерной программе, Т.Эрдоган выразил уверенность в том, что Турция может сыграть важную роль в процессе поиска взаимопонимания между Ираном и мировым сообществом. Правительство Турции выступает за урегулирование всех разногласий путем переговоров и считает, что далеко не все дипломатические возможности исчерпаны. При этом Т.Эрдоган в очередной раз заявил, что нельзя ожидать эффекта от призывов к Ирану отказаться от развития ядерной программы, в то время как ядерным оружием обладает Израиль. Турция выступает против того, чтобы в регионе было ядерное оружие, и международные правила должны быть одинаковыми для всех государств. Т.Эрдоган напомнил о важности для Анкары турецко-иранских отношений. Иран является одним из важнейших торговых партнеров Турции, которая рассчитывает на увеличение торгового оборота с Тегераном с 10 до 30 млрд долларов в течение ближайших 3-5 лет.
США заинтересованы в более активном участии Турции в операции НАТО в Афганистане и в увеличении турецкого контингента. Эрдоган отметил, что Турция уже в третий раз взяла на себя командование силами НАТО в Афганистане и отправила туда дополнительный контингент. Турецкие военные активно участвуют в процессе обучения афганской полиции, что касается отправки в Афганистан боевых подразделений, то турецкие солдаты не могут принимать участие в военных действиях против мусульман. По-мнению Эрдогана, подобное решение может подорвать доверие афганского народа к турецким военным, которые до этого были задействованы в Афганистане только в гуманитарных операциях.
Подобно тому, как происходит на всех турецко-американских встречах на высшем уровне, в контексте борьбы с терроризмом отдельное внимание было уделено такому чувствительному для Турции вопросу, как проблема РПК. Т.Эрдоган напомнил о том, что в ноябре 2007 года РПК была объявлена общим врагом Турции, США и Ирака, а также о том, что руководство Турции продемонстрировало свою готовность бороться с международным терроризмом, поддержав США после терактов 11 сентября 2001 года. Президент Обама, отвечая на вопрос о наличии у американской администрации конкретного плана по разоружению и ликвидации РПК, выразил мнение о том, что действия турецкого правительства, направленные на изменение положения турецких граждан курдской национальности (и получившие в Турции название «курдский прорыв»), окажутся эффективной мерой для предотвращения терроризма. В отношении деятельности РПК в Ираке, Б.Обама сказал, что готовность иракских курдов предпочитать политические методы решения конфликтов военным методам увеличится, если они будут чувствовать себя адекватно представленными в центральном правительстве в Багдаде, а ключевые долгосрочные проблемы, такие как вопрос о статусе г.Киркук, решатся.
Т.Эрдоган заявил, что Турция по-прежнему готова прилагать усилия для урегулирования сирийско-израильских и палестино-израильских отношений. В то же время премьер-министр отметил, что операция Израиля в Газе не может рассматриваться в качестве борьбы с терроризмом. Турция осуждает действия Израиля, повлекшие за собой огромное число жертв среди мирных жителей и разрушение инфраструктуры палестинских городов.
Администрация Белого Дома подчеркивает многосторонний характер американо-турецких отношений. Президент Обама, выступая на пресс-конференции по итогам переговоров с Т.Эрдоганом, заявил, что он исполнен оптимизма относительно перспектив укрепления американо-турецких отношений, в основе которых лежит не только на сотрудничество в рамках НАТО и двустороннее военное сотрудничество, но также стратегические интересы и развивающиеся экономические связи. Премьер-министр Турции также отметил, что турецко-американское сотрудничество развивается по широкому спектру направлений: в области экономики, политики, науки, искусства, технологии, а также в военной сфере.
Для содействия развитию торгово-экономических связей было принято решение о создании Рабочей группы, в состав которой войдут: со стороны США – министр торговли Г.Лок и торговый представитель Р.Кирк; со стороны Турции – вице-премьер А.Бабаджан и государственный министр по экономическим вопросам З.Чаглаян.
Очевидно, что акцент на многовекторности сотрудничества необходим для формирования в американском и турецком обществе соответствующего взаимовосприятия, которое позволит избежать чрезмерного охлаждения отношений в случае расхождения интересов сторон по одному из направлений традиционного сотрудничества. Подобная ситуация сложилась после иракского кризиса 2003 г., и одной из проблем турецко-американских отношений, решение которой взяла на себя администрация Б.Обамы, стало резкое падение имиджа США в глазах турецкого общества и всплеск антиамериканских настроений среди населения страны, входившей в число ближайших союзников Вашингтона на Ближнем Востоке.