А. А. Волович iimes.ru В начале декабря 2009 г. украинские СМИ распространили информацию о том, что Украина поставит Ираку вооружения и боевую технику на общую сумму 2,4 млрд. долл. Позже эта информация была официально подтверждена представителями Совета национальной безопасности и обороны. Прорыв Украины на иракский рынок вооружений не был случайностью. Совокупность многих факторов обеспечили этот успех. Прежде всего, это многолетние украинско-иракские экономические связи, берущие начало в 60-70-х гг. прошлого столетия, а также высокое качество и конкурентоспособность украинских вооружений и военной техники. Подписанию контракта способствовали три года напряженной работы украинских специалистов ГК “Укрспецэкспорт” и дипломатов с иракским правительством и представителями США. Немаловажную роль сыграло пребывание в Ираке с августа 2003 г. по декабрь 2005 г. украинского миротворческого контингента.
Потенциал ВПК Украины.
После распада СССР Украина получила значительный военно-промышленный комплекс, однако на ее территории производилось лишь 3-4% всей номенклатуры вооружений с конечным циклом. Если на время провозглашения независимости в Украине функционировало около 700 предприятий ВПК, то по состоянию на 1997 год их количество уменьшилось в 5 раз. В настоящее время в Украине насчитывается около 80 предприятий ВПК. Кроме этого насчитывается еще несколько сотен предприятий, продукция которых используется в военной промышленности.
Как и другие страны бывшего СССР, Украина начала свой вооруженный бизнес с продажи запасов накопленных в арсеналах советских вооружений. Это дало ей возможность занять в 1992 г. седьмое место в мире (после США, РФ, ФРГ, Франции, Великобритании и Китая) с показателем в 400 млн дол. С тех пор Украина стабильно входит в первую десятку по реализации вооружений и боевой техники на мировом рынке. Отметим, что в первую десятку крупнейших импортеров оружия входят и такие ближневосточные государства как Иран, Израиль, Саудовская Аравия и ОАЕ.
По данным Конгресса США, в 2000-2007 годах Украина продала за рубеж вооружения на 5,5 миллиарда долларов. При этом, по оценке Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI), в 2007 году страна продала вооружений и военной техники на 774 млн дол., а в 2008-м - на 233 млн Однако по оценке "Укрспецэкспорта", эти цифры значительно отличаются: в 2008 году доходы Украины от экспорта оружия составили 800 млн.долл., а в 2007-м - 700 млн долл.
В военной сфере Украина сотрудничает со 108 государствами. Традиционные покупатели украинской военной техники: Россия (30% поставок), Китай, Пакистан, Мьянма, Азербайджан, Казахстан, Грузия, а также арабские страны. Наиболее востребованные на мировом рынке - украинские ракеты, газовые турбины для военных кораблей, военные автомобили, легкая бронетехника [1].
В последние годы Украина совершила определенный прорыв в плане расширения географии поставок ВВТ. Очень важный контракт подписан с Индией по ремонту и модернизации самолетов АН-32 на сумму 400 млн дол. С Вьетнамом заключены контракты на поставки средств пассивной (около 54 млн дол.) и активной радиолокации (приблизительно на 50 млн дол.). Украина активно сотрудничает с Китаем в сфере новых научно-технических разработок и создании ремонтных мощностей [2].
Украинская техника в среднем на 20 – 25% дешевле, например, американской, а в ряде случаев – в несколько раз. Если американский основной боевой танк М1а2 «Абрамс» стоит от 3,2 до 6,9 млн долл., то украинский Т-80УД – около 2 млн долл., а модернизированный Т-72 – 1,4 млн долл. Для сравнения: французский «Леклерк» стоит до 10 млн долл., немецкий «Леопард» – около 3 млн долл., а английский «Челенджер» – приблизительно 5 млн долл. Но вместе с тем, некоторые виды украинских самолетов стоят дороже их аналогов в Европе и США. Так, украинский самолет АН-70 стоит около 70 млн долл., в то время как аналогичный американский С-300 «Геркулес» стоит приблизительно в 56 млн долл., а российский Ил-76 ТД, – 32 млн долл.[ 3 ].
Украина все еще остается в пятерке стран, которые имеют новейшие технологии в авиакосмической сфере. Широко известны самые большие в мире самолеты АН-225 «Мрия» и АН-124 «Руслан». Украинский пассажирский лайнер АН-148 осуществил прорыв на российский рынок и сделал серьезную заявку на то, чтобы стать в СНГ основным самолетом на средние расстояния [4, С. 229, 261 ].
Украина – Россия: конкуренция и сотрудничество.
После 1991 года бывшие республики СССР, в том числе Украина и РФ, стали конкурентами в сфере продажи оружия. Из-за этого в известной мере не было реализовано соглашение о поставках украинских танков Т-72 в Иран. Москва убедила Тегеран в том, что украинская сторона не сможет предоставить запасных частей и технического обслуживания Т-72. К тому же, РФ прекратила поставки пушек для этого танка. Впоследствии производство этих танковых пушек было налажено в Украине.
В 1996-ом Украина обошла Россию, продав Пакистану 320 танков Т-80 УД. Россияне, поставлявшие эти же машины в Индию, чуть не сорвали этот контракт, отказавшись производить комплектующие к этим танкам. Вскоре в Украине было организовано собственное производство необходимых деталей с частичным привлечением американских и французских фирм.
Однако, несмотря на определенные элементы конкуренции, в настоящее время кооперация между российским и украинским ВПК в сфере производства вооружений имеет важное значение для обеих стран. Так, Россия поставляет вертолеты в другие страны преимущественно с двигателями украинского производства, боевые самолеты в Индию и Китай - с украинскими авиационными ракетами. В процессе модернизации российских зенитных систем «С-300» Украина поставляет определенную часть комплектующих.
Широкие кооперационные связи с российскими предприятиями имеют большинство украинских заводов и конструкторско-производственных объединений, работающие в сфере ВПК. Среди них можно назвать ГП «Завод им. Малышева», КП «ХКБМ им. Морозова», ОАО «Топаз», ГП КБ «Луч», Концерн «Техвоенсервис», КП Научно-производственный комплекс «Искра» и многие другие.
Запорожское ОАО «Мотор-Сич» поставляет двигатели практически для всех моделей российских вертолетов. Осуществляя сервисное обслуживание российских межконтинентальных ракет РС-20 на КБ «Южное» в Днепропетровске, Украина обеспечивает техническую готовность ядерного щита России. Государственная акционерная холдинговая компания «Артем» в Киеве занимается комплектацией российских боевых самолетов ракетами «воздух-воздух». Черкасский государственный научно-производственный комплекс «Фотоприбор» совместно с Коломенским конструкторским бюро машиностроения поставляет комплектующие детали для прицельных противотанковых ракетных комплексов «Хризантема-С». Львовский завод «Лорта» специализируется на производстве систем управления огнем для российских вертолетов и вычислительных комплексов для ЗРК С-300. Конструкторское бюро «Арсенал» поставляет в Россию разные типы головок самонаведения, авиационные бортовые системы прицеливания и лазерные гироскопы. Только в 2007 году Украина поставила в Россию сто крылатых ракет Х-59.
Стратегическим интересам обеих стран отвечает сохранение и развитие сотрудничества в авиакосмической отрасли. Среди конкретных проектов, реализация которых невозможна без двустороннего сотрудничества, следует назвать достижение между правительствами Украины и Российской Федерации договоренности о возобновлении производства самолета АН-124-100 «Руслан», а также проект создания самолета АН-70.
Научно-техническое сотрудничество Украины и России (совместно с Норвегией и США) осуществляется в рамках межгосударственных проектов Sea Launch и Global Star, в которых используется украинский ракетоноситель "Зенит-3". Эта разработка, созданная совместными усилиями КБ "Южное" и производственными мощностями "Южмаш" в сотрудничестве с предприятиями России. Целью реализации проекта (Sea Launch) является производство и запуск ракет из специальной морской платформы, расположенной в экваториальной зоне Тихого океана [5].
Россия обвиняет Украину в незаконных поставках вооружений в Грузию. Однако, согласно данным ООН, Украина поставляла в Грузию гораздо меньше вооружений и военной техники, чем другие страны (Израиль, Польша, Румыния, Болгария, Чехия, Босния и Герцеговина, Турция, США, Казахстан). К тому же масштабы военно-технического сотрудничества Украины с Россией несравненно больше, чем с Грузией. В 2008 году поставки украинских вооружений в Грузию составляли 6% от всего объема украинского военного экспорта, в то время как поставки в Россию - 30%. Российские вертол¸ты с украинскими двигателями наносили удары по грузинским объектам. С помощью украинских ракет "воздух-воздух" сбивались грузинские самолеты [6].
По данным российских специалистов, РФ и Украина могли бы получать ежегодно 5,5 млрд.долл. за ремонт и модернизацию танкового парка в таких странах, как Алжир, Египет, Ливия, Сирия. В вопросах взаимодействия Украины и России в сфере продажи ВВТ на Ближнем Востоке хаотически переплелись элементы сотрудничества и соперничества. На наш взгляд, кооперация между Украиной и Россией в сфере ВТС с арабскими странами представляется достаточно реальной и взаимовыгодной, учитывая, что военная промышленность Украины и России в значительной мере остается взаимозависимой [3].
Военно-техническое сотрудничество Украины с арабскими странами. В течение ближайших 10-20 лет арабские страны будут оставаться самым ¸мким рынком для украинских ВВТ. На наш взгляд, прорыв Украины в декабре 2009 г. на иракском рынке вооружений и боевой техники может быть представлен более рельефно на фоне многолетнего ВТС Украины со странами Арабского Востока.
Египет. В 1997 г. «Укроборонсервис» подписал контракты на ремонт самолетов МИГ-21. В 2001 г. харьковский «Завод им. Малышева» выиграл контракт на модернизацию свыше 1000 единиц бронетехники, преимущественно БТР-50. Украинская сторона поставляет Египту средства инженерного вооружения, новейшие средства разминирования, тренажерное оборудование, системы управления огнем, высококачественную броню, проводит модернизацию противотанкового вооружения и средств противотанковой обороны.
Ливия. В 2001 году реализован контракт по продаже Ливии двух самолетов АН-124 («Руслан»). В 2003 г. “Укрспецэкспорт” подписал контракт на поставку в Ливию четырех военно-транспортных самолетов АН-32, выполнил контракт на продолжение ресурса самолета Ан-124-100. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие ХГАПП поставило в Ливию пять самолетов АН-140 на общую сумму 45 млн долл. В 2005 году предприятие поставило в Ливию еще три АН-74. Украинские фирмы осуществляют ремонт и модернизацию бронетанковой техники (танков Т-55).
Алжир. В 90-х годах прошлого столетия Украина поставила в Алжир 27 танков Т-72м1, 32 БМП-2, 4 военно-транспортных самолета – заправщика ИЛ-78 и 14 вертолетов Ми-24Б. В 1999 г. Украина поставила Алжиру несколько вертолетов Ми-24В, а также партию ракет класса “воздуха – воздух” Р-23 и Р73р-23. В 2000 г. Украина поставила Алжиру 13 танков Т-72м1 и Т-72м1к, 5 истребителей МИГ-29 и 42 ракеты класса “воздуха – воздух” Р-27т и Р-27р. В 2001 Украина и Алжир заключили контракт на сумму 341 млн долл. на поставку в Алжир 36 самолетов Миг-29. Украинские фирмы осуществляют модернизацию алжирских БМП-1 и БМ-21 с установлением нового боевого модуля.
Сирия. В течение 1994 – 2001 гг. Украина и Сирия подписали 16 контрактов по модернизации и капитальному ремонту бронетанкового, ракетно-артиллерийского вооружения, поставкам военной техники оборонного характера, подготовке специалистов в учебных заведениях Украины. В 1997 г. Дарницкий танкоремонтный завод произвел ремонт и модернизацию 200 сирийских танков Т-55мв.
Иордания. В течение последних лет украинские организации выполнили в Иордании ряд контрактов по продаже бронетранспортеров, капитальному ремонту бронетехники, поставкам ракетно-артиллерийского вооружения, ЗРК «Оса», ЗРК «Стрела-10». До сих пор в Иордании эксплуатируются 24 самолета украинского производства АН-18. В 2007 г. между Украиной и Иорданией был подписан ряд соглашений по изготовлению около 200 башенно-артиллерийских установок БАУ 23х2. Ими будут оснащены как украинские БТР, так и южноафриканские БТР “Ratel”.
Объединении Арабские Эмираты. В 2000 г. подписан контракт на поставки 90 украинских бронетранспортеров БТР 3У для ОАЭ на суму 36 млн. дол. В 2000 – 2001 гг. Украина поставила ОАЭ два самолета ИЛ-76. В 2000 – 2003 гг. украинская ракета-носитель “Зенит-3” в рамках международной программы “Морской старт” вывела на орбиту несколько эмиратских спутников связи. ОАЭ была первой арабской страной, которая в 2003 году инвестировала производство новых боеприпасов на Шосткинском казенном заводе «Звезда».
Йемен. Наиболее значительным проектом в сфере ВТС между Украиной и Йеменом стала продажа в 1994 г. четырех самолетов-разведчиков Су-17. В 1995 г. Йемену были проданы еще 4 истребителя Су-22. В 2007 году Йемен закупил в Украине 17 МиГ-21 и 6 Су-22. В 1999 г. Луганский станкостроительный завод реализовал в этой стране боеприпасов и специального оборудования на сумму свыше 1 млн дол. Вместе с Польшей Украина осуществила совместную поставку Йемену среднего десантного корабля [3].
Украина - Ирак: немного истории
Прорыв Украины на рынке вооружений Ирака был не случайным. Этому способствовало много различных факторов и обстоятельств, о которых мы скажем ниже. Но главный фактор состоит в том, что Украину знают в Ираке уже на протяжении многих десятилетий. Фактически отношения между Украиной и Ираком начали развиваться еще в советские времена, когда специалисты из Украины активно участвовали в строительстве различных промышленных объектов в Ираке: гидроэлектростанций на реках Тигр и Евфрат, металлургического комбината в Багдаде, железной дороги Багдад – Дамаск и других объектов. В 1980-х гг. «украинская» часть в экспорте бывшего СССР в Ирак достигала 70% [ 7 ].
В 60-е -70-е и 80-е годы прошлого столетия украинские предприятия поставляли в Ирак металлорежущие станки, кузнечно-прессовое оборудование, литейное оборудование, прокат черных металлов, дизель-генераторы, буровые установки, автомобильные краны, грузовые автомобили, экскаваторы, тракторы, самол¸ты АН-2, АН-24, АН-26. [ 8, C. 151 ].
Развитие укра¬инско-иракских отношений определяется прежде всего возможностью Украины получать иракскую нефть, запасы которой составляют 13,4 млрд. т (10 процентов мировых запасов), почти вдвое больше, чем в России, а расстояние от иракского Киркука на севере страны до Одессы такое же, как от Оде¬ссы до Баку, и вдвое короче, чем до Тюмени. Некоторые эксперты оценивают доходы от продажи иракской нефти в пределах 60 млрд долл.
Несмотря на незначительную добычу нефти на территории Украины ( 4-6 млн т в год), она все же является крупной нефтяной дер¬жавой, если принимать во внимание тысячи опытных специалистов-нефтяников, многие из которых имеют опыт работы в Ираке; полтора десятка учебных и проектных учреждений; предприятия по изготовлению оборудования для нефтегазового комплекса (Черновицкий машиностроительный завод) и труб для нефте- и га-зопроводов (Харцизский трубный завод), 6 нефтеперерабатывающих заводов, способные перерабатывать до 60 млн т сырой нефти в год. Нефтегазовый комплекс Укра¬ины в середине 90-х годов объединял 238 предприятий, на которых работало более 210 тыс. человек.
В 70 - 80-е годы ряд украинских нефтегазовых предприятий и проектных организаций работали в Ираке по линии прежних союзных министерств. Так, АО «Укргазпроект» выполнил проектирование газотранспортных систем на территории Ирака протяженностью 760 км. По проекту украинского Института транспортирования нефти построен нефтепровод Багдад - Басра протяженностью 550 км. и хранилище нефтепродуктов емкостью 170 тыс. м3. Специалисты «Украинского нефтегазового института 1989-90 гг. пробурили около 400 скважин в Ираке.
В 80-е годы в Ираке работали сотни специалистов предприятий «Укрнефть» и «Укргазбуд». В канун иракско-кувейтского конфликта была достигнута договоренность об участии украинских организаций и предприятий в строительстве электростанции в г. Насирия, гидроузла в г. Хадита, ирригационных систем в районах Насирия, Тартар, Киркук, элеваторов в Захо, Мосуле и Кербеле, цементного завода в Самаве, а также в обустройстве нефтяных месторождений Северной Румейлы и Западной Курны, в частности, в бурении вертикальных и наклонных эксплуатационных нефтяных скважин. Расчеты за выполнение этих работ предусматривалось вести поставками иракской нефти в Украину.
В 1994 г. иракское руководство дало принципиальное согласие поставлять до 40 млн т сырой нефти ежегодно в Украину, то есть почти полностью обеспечить импортные потребности Украины в нефти. Предполагалось транспортировать иракскую нефть системой трубопроводов с нефтяных месторождений Северного Ирака к черноморскому побережью Турции и далее танкерами к нефтяному терминалу вблизи Одессы. Договор с Турцией о сооружении нефтепровода Джейхан - Самсун был подписан в июне в 1996 г., а Верховная Рада ратифицировала его в декабре 1997 г. Однако из-за санкций ООН против Ирака и последующей оккупации Ирака в 2003 году этот проект реализовать не удалось [9].
До оккупации Ирака в марте в 2003 г., украинско-иракские отношения поступательно развивались. После значительно снижения уровня товарооборота в связи с известными событиями в Ираке, в 2008-2009 гг. товарооборот снова достиг 300 млн дол.
Наиболее активно украинско-иракское сотрудничество развивалось в военной сфере. Важным фактором в этом контексте стало пребывание в Ираке с августа 2003 г. по декабрь 2005 г. в составе Многонациональных Сил четвертого по численности (около 1500 военнослужащих) украинского миротворческого контингента, деятельность которого была высоко оценена иракской и американской сторонами. Покидая Ирак в 2005 г., украинский контингент передал всю свою военную технику правительству Ирака, что способствовало укреплению двустороннего сотрудничества в сфере ВТС с этой страной. При выводе украинских миротворцев иракские военные получили бесплатно 526 единиц легкого оружия, около полутора миллиона боеприпасов, 17 единиц бронетанковой техники, среди которых 13 БРДМ-2, 56 автомобилей разных марок, 225 комплектов средств связи, 176 комплектов инженерной техники и различное имущество. Бесплатная передача Ираку украинских вооружений и военной техники была определена специальным постановлением Кабинета Министров Украины [10].
Решение украинской стороны изменить формат участия в восстановлении Ирака - из военного присутствия миротворческого контингента на консультационную помощь миротворческого персонала было положительно воспринято официальным Багдадом. После решения США существенно сократить количество государств-участниц Многонациональных сил в Ираке, МО Украины было принято решение о выводе из Ирака украинского миротворческого персонала. 9 декабря 2008 г. 29 членов миротворческого персонала Украины в Ираке вернулись на Родину. В то же время в 2008 г. Украина увеличила количество своих военнослужащих в составе Тренировочной миссии НАТО в Ираке с 3 до 10. В соответствии с указом президента В. Ющенко ¹ 116 от 2 марта 2009 г. в рамках Плана действий «Украина-НАТО» Украина намеревается рассмотреть возможность увеличения количества украинского миротворческого персонала в составе Тренировочной миссии НАТО в Ираке до конца 2009 года [11].
Сотрудничество Украины с Ираком в военной сфере является одним из самых перспективных, поскольку Ирак сегодня еще не готов нести большие затраты на закупку западных дорогостоящих систем вооружения. Другим фактором, способствующим развитию украинско-иракского военно-технического сотрудничества является интенсивное развитие иракских вооруж¸нных сил и силовых структур. По некоторым данным, только в период 2006-2007 гг. силовые структуры Ирака приобрели вооружений и военной техники на сумму около 2,8 млрд долл.
В октябре 2004 г. между МО Украины и Ирака было подписано соглашение “О двустороннем сотрудничестве”. В ноябре 2005 г. украинская правительственная делегация посетила Ирак, где провела плодотворные переговоры с руководством Ирака. Стороны выразили готовность к активному сотрудничеству в военной отрасли. Во время визита президента Украины В. Ющенко в Багдад в конце декабря 2005 г. были обсуждении основные направления экономического сотрудничества между Украиной и Ираком, включая ВТС.
В 2004 году компания «АвтоКрАЗ» совместно с фирмой «Прогресс» выиграли тендер на сумму 78 млн долл. на поставку в Ирак в течении двух лет около 2000 большегрузных автомобилей «КрАЗ». В 2006 году Ирак закупил 50 единиц украинской бронетехники, а в 2007 – 110 [12].
По некоторым данным, авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени Антонова и объедин¸нный с ним киевский авиазавод «Авиант» в конце августа 2009 года получил заказ на поставку 6 военно-транспортных самолетов АН-32Б для военно-воздушных сил Ирака. Общая сумма сделки составила более 80 млн долл. Первый самолет должен поступить в Ирак через восемь месяцев после подписания контракта.
Украинский прорыв на иракском рынке вооружений.
О подписании контрактов на поставки Ираку украинских танков, бронетранспортеров и самол¸тов на общую сумму 2.4 млрд долл. 11 декабря с.г. журналистам сообщили заместитель главы Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Степан Гаврыш и первый заместитель главы ГП "Укрспецэкспорт" Александр Коваленко. По их словам, три контракта на 40% упомянутой суммы уже подписаны сторонами, остальные находятся на завершающей стадии детальной проработки и должны быть подписаны до конца 2009 г. или в начале 2010 г. С украинской стороны документы подписывала государственная компания «Укрспецэкспорт», однако, обслуживать контракт будет дочерняя структура – госпредприятие «Прогресс». И.о. министра финансов И. Уманский подписал письмо с государственными гарантиями иракской стороне, что полученные средства пойдут исключительно на создание на предприятиях Украины указанной в контрактах военной техники [13].
В соответствии с контрактами Украина в течение последующих 2-3 лет поставит в Ирак большую партию новых бронетранспортеров БТР-4 (420 единиц) и танков Т-80УД и “Оплот” (150 единиц), новой авиатехники (10 самолетов АН-32Б и два военных вертолета Ми-8Т ). Украинские предприятия также будут оказывать услуги по ремонту и модернизации военной техники. По оценкам экспертов, это крупнейший в истории украинского ВПК проект, включающий ряд отдельных контрактов [14].
Украине было отдано предпочтение в ходе сложной конкурентной борьбы со спецэкспортерами России, Польши, Чехии, Болгарии и Словении. Украинская боевая техника была выбрана в ходе тендера благодаря ее высокому качеству при относительно невысокой цене. Важно, что она производится в Украине по замкнутому циклу – т. е. без использования зарубежных комплектующих. Миротворческая деятельность Украины в Ираке сыграла ключевую роль в подписании этого контракта.
Эксперты отмечают, что в выборе Ираком именно украинской военной техники не последнюю роль сыграла позиция Вашингтона, которую можно рассматривать как практическое выполнение подписанной год назад – 19 декабря 2008 г. - Хартии о стратегическом партнерстве Украины и США. Поставка в Ирак украинских танков будет финансироваться за счет средств, выделенных правительством США в рамках перевооружения армии Ирака. Всего США выделили на эту программу 3 млрд долл. Из них около 85% от общей сумы - 2,4 млрд долл. достанется Украине.
Некоторые аналитики объясняют «расположенность» Вашингтона к Киеву в вопросе поставок украинских вооружений в Ирак, тем, что согласно недавно подписанному меморандуму между представителями министерства обороны Украины и Госдепартамента США, Америка будет финансировать ликвидацию украинских ракетных комплексов «Р-300» («Скад»), способных нести ядерный заряд. Проект по утилизации «Р-300» предполагается реализовать до 2015 года.
Следует отметить, что на протяжении всех лет независимости Украины США предлагали свои услуги по утилизации «Скадов», аргументируя это необходимостью соблюдения международного Режима по контролю за ракетными технологиями (РКРТ) и договоренностей по ракетам средней и малой дальности (РСМД). Согласно этим документам, Украине запрещено иметь ракеты с радиусом действия более 500 км. Но в действительности ракетный комплекс «Р-300» под эти ограничения не подпадал, поскольку радиус его эффективного действия не превышает 300 км.
На наш взгляд, нет достаточных оснований связывать помощь США в подписании контрактов с Ираком с вопросом утилизации ракетного комплекса «Р-300» хотя бы потому, что он был создан еще в 1950-х годах и к настоящему времени безнадежно устарел как морально, так и физически. Утилизация этого ракетного комплекса была неизбежной, независимо от поставок украинских вооружений Ираку [15].
Необходимо отметить, что Украина и США достаточно интенсивно сотрудничают в военной сфере. На протяжении многих лет США приобретают в Украине вооружения и военную технику. В 2006 году США закупили в Украине 295 различных ПЗРК. В 2008 г. Украина продала США 172 единицы различных переносных ракетных комплексов, 1 БМП-3 (боевая машина пехоты), 1 самолет МиГ-29УБ и 2 самолета Су-27УБ. Американские специалисты не скрывают, что все эти образцы вооружений нужны Соедин¸нным Штатам для того, чтобы как можно лучше изучить их возможности, поскольку такие же вооружения до сих пор использует Россия и ее союзники по ОДКБ [16].
Без преувеличения, иракские контракты стали спасением для украинского ВПК. Последние тенденции на оружейном рынке не давали поводов для оптимизма, а финансово-экономический кризис не позволял надеяться на улучшение ситуации. Путь к подписанию документов был длителен и сложен. Победа Украины на тендере - это три года напряженных переговоров украинских специалистов ГК “Укрспецэкспорт”, дипломатов, Кабинета министров и Президента Украины с иракским правительством и представителями США. В результате этих усилий украинский ВПК не просто получил шанс на выживание – он получил перспективу развития. Эксперты особо отмечают тот факт, что Украина продает в Ирак не излишки военной техники, а новые разработки и образцы. Таким образом, выполнив контракт на поставку танков, бронетранспортеров и самол¸тов, ВПК Украины улучшит свой имидж на международных рынках вооружений, что позволит надеяться на подписание новых контрактов на поставку украинских ВВТ в другие страны мира [17].
Крупнейший в истории украинского ВТС проект на несколько лет обеспечит работой около 80 оборонных предприятий Украины, прежде всего такие предприятия, как Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова и госпредприятие «Завод имени Малышева». Также по контракту будут задействованы мощности производителей электроники и высокоточного машиностроения. Выполнение серии контрактов в сфере военно-технического сотрудничества с Ираком гарантирует Украине присутствие в первой десятке стран-экспортеров вооружений в течение двух - трех лет. Реализация контракта даст также возможность ускорить процесс модернизации украинской армии [18].