Многиенароды древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кромеархеологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов,сыгравших значительную роль в человеческой цивилизации.
Ассирийцы — редчайшее исключение. Гибель их древней столицы в612 году до нашей эры и последующее окончательное крушение государстване сопровождались уничтожением ассирийцев как народа или ассимиляциейих с завоевателями. Они «спаслись» в неприступных горах Курдистана итам, среди своих соседей‑курдов, нашли убежище на долгиегоды.
Через 100 лет после гибели Ниневии ассирийцыупоминаются в дворцовых надписях древнеперсидского царя Дария I. Так, вСузах археологи обнаружили надпись, сообщавшую о строителях царскогодворца: «Земля была вырыта… гравий засыпан, и кирпичи сформованы, и этуработу сделали вавилоняне. Дерево, называемое кедр, было привезено сгор Ливана. Ассирийцы довезли его до Вавилона».
Сведения об ассирийцах встречаются и у средневековых арабскихисториков, которые сообщают, что «потомки ассирийцев продолжают жить натех же местах». Это подтверждается целым рядом бесспорных фактов,например, армянская церковь с древнейших времен и до наших днейназывает епископство города Мосула ассирийским епископством. Самиассирийцы называют его «курсий д`Нинви», что значит «епископствоНиневии». До сих пор в январе они отмечают «День Ниневии» как самыйторжественный праздник. Как и их древние предки, нынешние ассирийцысоблюдают пост «Баута д`Нинви» («Пожелание Ниневии»), который считаетсясамым важным и строгим постом. Они надевают на голову войлочныеконусообразные шапки, какие носили их предки и какие можно увидеть надревних барельефах: такие шапки на Востоке были распространены толькосреди ассирийцев.
Но о Ниневии рассказывается нетолько в древних документах, об этом городе упоминается и в самойБиблии. В книге «Бытие» (10:11) говорится: «Из сей земли (Сеннаар. —Н.И.) вышел Ассур и построил Ниневию». Случилось это в глубокойдревности, но о расширении Ниневии долго не было никаких известий —вплоть до того времени, когда туда был послан Иона. Господь повелелИоне идти в город великий, в Ниневию, и возвестить там о ее разрушении,так как она всегда была полна гордыни и говорила в сердце своем: «Я — инет иного, кроме меня». Но Иона и сам, вместо того чтобы подчинитьсяГосподу, бежал от лица Его. Только после второго повеления Ионапослушал Господа и отправился в Ниневию — «великий город перед лицомБога».
Это был чрезвычайно большой город, окружностькоторого составляла примерно 150 километров. На этой территориирасполагались не только царские дворцы и храмы, но также сады ипастбища, необходимые для прокорма весьма значительной численностискота.
В исторической литературе основателем Ниневиисчитается Синахериб, сын царя Саргона. Он перенес сюда столицу изДур‑Шаррукина, обустроил город с невиданной роскошью и окружил егостеной (протяженностью около 12 километров) с 15 воротами. Чтобыснабжать Ниневию водой, по приказу Синахериба с гор провели каналшириной 20 метров. Сложенный из каменных плит, канал этот (длиной более50 километров) то шел через тоннель, то пересекал долины по акведуку,стоящему на сплошном основании. В одной из найденных надписей ученыепрочитали, что Синахериб щедро одевал и кормил строителейканала.
Ниневия была огромным городом, численностьнаселения которого достигала 170000 человек. Дома в городе были большиеи светлые, улицы — прямые, широкие и зеленые. Центральная улицаассирийской столицы, прозванная Царской, в ширину равнялась 26 метрам,что шире Невского проспекта в Санкт‑Петербурге. Царская улица былазалита асфальтом, по обеим сторонам ее стояли статуи.
Стены дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были покрытырельефными плитами. Действующие лица и сцены, изображенные на этихплитах, — это ассирийские воины, штурмующие вражеские крепости,форсирующие реки или готовящие коней к бою; колонны рабов и рабочих,перетаскивающих в корзинах землю и камень и возводящих дворцы. Однакоглавным героем на всех рельефах является сам царь Ашшурбанипал, которыйвсегда изображается великим и могучим.
В Библиинесколько раз упоминается о Ниневии, и многие пророчества предсказываютее гибель: она станет безлюдной и сухой, как пустыня, потому что всегдабыла городом крови, грабительства, обмана и убийств. Еще при жизни царяАшшурбанипала войска мидийского царя Фраорта пытались штурмом взятьНиневию, но тогда город выдержал все нападения противника.
По преданию, Ниневию спас стодневный пост. В дни осады царьповелел «провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его,чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили напастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, икрепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего,от насилия рук своих». Бог увидел их добрые дела и отвел от нихбедствие, которым угрожал вначале.
Однако при жизницаря Ашшурбанипала участились и выступления покоренных народов, а послеего смерти восстание против ассирийских правителей подняли Сирия,Финикия, Иудея, Египет. Отделился и Вавилон, на его престол вступилбывший наместник вавилонского приморья Набопаласар, который заключилсоюз с мидийским царем Киаксаром.
В 614 году донашей эры мидийский царь при поддержке вавилонской армии подпредводительством Набопаласара осадил Ниневию, но все их усилия былинапрасны. Горожане дали завоевателям достойный отпор, и только получивподкрепление со стороны всех подвластных ему народов, мидийский царьпреодолел сопротивление ниневийцев.
Этому помогло иодно природное обстоятельство: мидийцам удалось разрушить плотину нареке Хусур. Тигр вышел из берегов и смыл часть городских стен, чтопозволило мидийцам войти в ассирийскую столицу. Ворвавшиеся в городзавоеватели начали беспощадно уничтожать жителей и грабить царскиедворцы. Потом они предали город огню и сровняли его с землей, а всебогатства Ниневии отправили в Экбатаны.
Поискистолицы ассирийского царства в 1842 году начал французский консул П.Э.Ботта, но они оказались безрезультатными. Через четыре года на земледревней Месопотамии появился другой археолог — Астон Генри Лэйярд,которому и посчастливилось открыть Ниневию.