А.Г. Гаджиев Институт Ближнего Востока
«В 2003 г. в Турции мог бы произойти самый кровавый переворот за всю историю Турецкой Республики», – считают некоторые турецкие эксперты. В стране вс¸ больше граждан выражает сво¸ крайнее недовольство планами военных чиновников. Общественное мнение озабочено интерпретацией военными своих полномочий и выступает за снижение роли армии в политической жизни общества.
20 января 2010 г. турецкая газета «Тараф» опубликовала статью о деталях плана группы военных, недовольных итогами парламентских выборов, состоявшихся в 2002 г., в результате которых уверенную победу одержала Партия справедливости и развития (ПСР), известная своими религиозными корнями и идеями происламского толка. Следует отметить, что газета «Тараф» является изданием, близким к правящей ПСР и довольно часто публикует материалы о планах военного руководства по свержению правительства.
Согласно плану, насчитывающему более пяти тысяч страниц и получившему название «Балйоз» (Кувалда), предполагалось «объявление в стране режима чрезвычайного положения и подготовка почвы для организации переворота» путем создания «атмосферы хаоса и насилия». С этой целью планировалось проведение целого ряда операций, в результате которых было бы убито большое количество мирных граждан. Создание хаотической обстановки и многочисленные жертвы наряду с прямой трансляцией обеспечили бы, по мнению заговорщиков, «необходимый эффект для достижения поставленных целей». Для подготовки почвы в целях осуществления военного переворота предполагалось использование различных способов, обостряющих внутриполитическую обстановку в стране.
Среди запланированных мероприятий особо выделяются следующие: организовать теракты в таких крупных стамбульских мечетях как «Фатих» и «Беязыт» во время пятничной молитвы; используя агентов, переодетых в одежду имамов, совершить нападение на Музей военной авиации и забросать его «коктейлями Молотова»; уничтожить турецкий истребитель и обвинить в этом Грецию. В результате проведения этих операций ПСР обвинили бы в невозможности обеспечить безопасность собственных граждан, что в конечном итоге привело бы к военному перевороту.
По сообщениям турецких СМИ, бывший командующий Первой полевой армией армейский генерал Четин Доган, чья подпись стоит под Планом «Балйоз», в своем заявлении, опубликованном на сайте «www.t24.com», сначала признал и даже пытался оправдать цели, задачи и средства комплекса скандальных оперативных мероприятий, но затем в своем интервью телеканалу «Стар ТВ» стал отрицать свои высказывания, обвинив «недружественные» СМИ в заговоре. По словам Ч. Догана, план разрабатывался «в учебных целях во время проведения военной игры». Сообщается, что план переворота «Балйоз» был разработан в 2002-2003 гг.
Отставной генерал Ч. Доган в своем заявлении на сайте «www.t24.com» отметил, что «осуществление плана должно было выглядеть реалистично». План «Балйоз», по утверждениям Ч. Догана, был разработан как «необходимый инструмент, направленный на то, чтобы защитить и сохранить в стране основы Республики».
По мнению турецких СМИ, близких к ПСР, о мероприятиях, проведение которых планировалось осуществить в рамках Плана «Балйоз», свидетельствует целый ряд письменных и аудио доказательств. Для достижения целей Плана «Балйоз» были разработаны следующие операции: «Чаршаф», «Сакал», «Суга» и «Ораж». Эти операции были подготовлены высокопоставленными чиновниками военного руководства. По мнению издания «Тараф», отсутствие широкого освещения данной проблемы в СМИ связано с тем, что многие журналисты непосредственно вовлечены в тайный заговор турецких военных.
В инструкциях этих операций были определены конкретные имена 137 журналистов, с которыми намечалось сотрудничество, а также имена 36 работников СМИ, которых предполагалось задержать. Кроме того, газета «Тараф» утверждает, что обнаружен список лиц, которых в результате переворота планировалось назначить на должности глав администраций вместо снятых с этих постов сторонников правящей партии.
По сообщениям газеты «Тараф», путем воздушной операции «Ораж» в акватории Эгейского моря планировалось вызвать международный кризис. Обращает на себя внимание возможное использование для этого крайних методов, доходящих вплоть до уничтожения собственного истребителя.
Основная задача заговорщиков заключалась в следующем: отстранить от власти правительство ПСР и не допустить объединения сторонников политического ислама. Для этого было необходимо привести к власти лояльных светскому режиму должностных лиц, что позволило бы укрепить светскую государственность.
В турецких СМИ проводится параллель между Планом «Балйоз» и раскрытыми ранее попытками военного переворота. В Плане «Балйоз» используются такие же кодовые названия как в планах государственных переворотов 20-го века и планах мероприятий, раскрытых в последнее время. Напомним, что до этого в Турции удалось раскрыть следующие операции по свержению нынешнего происламского правительства: «Ay?s?g?», «Sar?k?z», «Yakamoz», «Eldiven», «Kafes» и «План действий по борьбе с фундаментализмом».
Получивший широкое освещение при раскрытии дела о покушении на вице-премьера Турции Бюлента Арынча словосочетание «надежный дом» неоднократно встречается и в Плане «Балйоз». В последних документах, как и в прежних, упоминается о «дружественных» СМИ и «мозговых центрах», таких как Общество поддержки современной жизни и Общество Ататюркской мысли.
Основанием цели Плана «Балйоз» служит ст. 35 Закона о внутренней службе в Турецких вооруженных силах. Согласно этой статье, вооруженные силы Турции обязаны защищать и оберегать Родину и сохранить ее в том виде, в каком она определена Конституцией Турецкой Республики. В Плане «Балйоз» отмечается, что внутренние угрозы безопасности исходят не только от сепаратистов, но и от экстремистов.
Большое внимание в турецкой прессе было уделено термину «флот специального назначения». Согласно Плану оперативных мероприятий по обеспечению безопасности «Балйоз», турецкий истребитель должен был бы сбит именно этим спецфлотом. Существует ли он сегодня, неизвестно. Но, по всей вероятности, он существовал ранее, так как в документе говорится о его «воссоздании».
В Плане «Балйоз» говорится также и о контроле над действиями представителей военного руководства, не поддержавших идею переворота и вмешательства военных в политику. Известно, что бывший начальник Генштаба Турции Хильми Озк¸к был против государственного переворота. Сообщается, что в документах о проведении операций с целью осуществить военный переворот в рамках Плана «Балйоз» предполагалось отправление Х. Озк¸ка в отставку.
Сценарии взрывов в мечетях разработаны в рамках операций «Чаршаф» и «Сакал». Необходимость проведения подобных операций, по мнению их разработчиков, вызвана ситуацией в стране, исправить которую способны только военные, так как именно они «обязаны защищать и оберегать Республику». Согласно заявлениям Ч. Догана, туреукая армия в рамках своих конституционных полномочий вправе защищать основы республиканской формы правления от внутренних и внешних угроз. Он также подчеркнул, что Генштаб Турции был заранее поставлен в известность обо всех запланированных мероприятиях. Однако вскоре после этих высказываний Ч. Доган выступил с повторным заявлением, в котором утверждал, что «подобные сценарии разрабатывают и публикуют в своих газетах «больные на голову люди». Нельзя полагать, что армия могла бы пойти на подобные действия, тем более, в таких святых для турецкого народа местах». По утверждениям Ч. Догана, сценарии в документах – лишь элементы военных игр, плановых учений и семинаров, что является нормальным, но никак не план реальных мероприятий. Он назвал публикацию в газете «Тараф» «полной чушью» и «фальшивкой». По его словам, газета, взяв за основу реально существовавший план виртуальных учений и семинаров, полностью исказила его и представила в качестве плана переворота.
Аналогичное заявление сделал и Генштаб Турции, подчеркнув в сообщении для прессы, что «план семинара, искаженный газетой, входил в программу учений Генштаба в 2003-2006 гг. и был направлен на решение учебных задач по отражению вероятной внешней угрозы в зоне ответственности Первой полевой армии, штаб которой расположен в Стамбуле». По заявлениям турецкого Генштаба, «восприятие утверждений газеты и комментарии на их основе, служат, прежде всего, целям тех, кто стремится создать напряженность в обществе».
С именем Ч. Догана связан не только План «Балйоз», но и события 28 февраля 1997 г., когда турецкой армией было продемонстрировано постмодернистское вмешательство, а также нашумевшая операция «Эргенекон», в рамках которой планировалось осуществить десятки покушений в целях обострения отношений между алавитами и суннитами, турками и курдами. В результате этих покушений предполагалось привлечь внимание мировой общественности на внутриполитические беспорядки в стране, возникающие на фоне ущемления прав национальных и религиозных меньшинств.
Согласно турецким СМИ, обвинения, выдвинутые в газете «Тараф», уже рассматриваются органами Республиканской Прокуратуры Турции. В результате предварительных проверок, по всей вероятности, будет вынесено решение о начале прокурорского расследования. Тем не менее, газета «Тараф» объявила, что собирается публиковать все выявленные подробности Плана «Балйоз». Ожидается, что помимо судебных органов к расследованию будет привлечен и парламент страны, что позволит провести масштабное парламентское расследование с привлечением значительного числа должностных лиц и документов.
В турецких СМИ выражаются опасения по поводу того, что в госорганах Турции, и, причем, на высоких постах, все еще находятся чиновники, способные осуществить подобные «антидемократические инициативы».