Business Week, Бен Холланд, Эрбиль, Ирак Приезжая из Багдада в Эрбиль, вы ощущаете, чтопопадаете в совершенно другую страну, что в определенномсмысле действительно так, потому что этот город - столицаполунезависимого курдского региона. Новые дома протянулись в пыльныепрерии, а главные дороги разрыты рабочими, укладывающимиоптико-волоконные кабеля. На базарах запряженные лошадьми повозкигруженные гранатами и тушеной свекловицей соседствуют слюдьми, торгующими с мотоциклов мобильными телефонами.«Каждый раз, как я приезжаю сюда, - обнаруживаю два-три здания, которыхдо этого не было, - говорит Андрю Эберхарт, чей «Фонд Маршалла»,американская частная акционерная компания управляет заводом попроизводству томата в окрестностях Эрбиля, который он посещаетнесколько раз в год. – Здесь полно энергии».
По мере того, какБагдад будет наращивать добычу нефти, он может обратить свой взгляд насевер на Эрбиль для работы с зарубежными инвесторами. Курдыначали заключать контракты с иностранными компаниями с 2002 года, нагод раньше падения Саддама Хусейна. Сегодня «Canada`s Addax Petroleum»(купленная «China Petrochemical»), норвежская «DNO International» итурецкая «Genel Enerji International» работают по контрактам наместорождениях «Так Так» и «Тауке» в Курдистане. Курды заявляют, чтоони смогут довести производство до 200 тысяч баррелей в день к концу2010 года с нынешних 100 тысяч баррелей в день на конец прошлого года.
Стабильность на севере на руку президенту Масуду Барзани,когда он ведет торг с Багдадом по поводу нефтяных ресурсов. Напредстоящих в марте выборах Курдский регион, где проживает около 20% из29-миллионного населения Ирака, не стесняется бравировать своейавтономией: полиция носит курдскую униформу. Региональныйкрасно-бело-зеленый флаг развивается повсюду, а иракского флага нигдене видно. Курдские партии будут участвовать в выборах, но Барзани невыставляет свою кандидатуру.
Экспорт назапоре
Загвоздка в том, что курды не могутпродавать свою нефть зарубеж сами без помощи правительствапремьер-министра Нури эль-Малики, которое контролирует экспортныенефтепроводы. С того момента, как курды начали экспорт нефти в июне,Багадад отказывается выплачивать международным компаниям их долюэкспортной выручки, заявляя, что правительство Барзани не имело правасамо подписывать контракты. Это – «несправедливо, необоснованно инелогично», - заявляет Фалах Мустафа Бакир (Falah Mustafa Bakir», дефакто министр иностранных дел региона.В октябре курды прекратилиотгружать нефть на экспорт, и добыча в регионе упала до 20 тысячбаррелей в день.
В то время как иностранцы иместные жители хвалят Курдистан за создание инфраструктуры ипривлечение инвестиций трения между курдами и арабами остаютсяпредметом беспокойства. Барзани заявляет, что Киркук, провинцияюго-восточнее Эрбиля, производящая четверть иракской нефти, должнастать частью Курдистана. Провинциальный референдум по этому вопросуоткладывается уже два года, и оба и Барзани, и Малики наращивают своивоенные силы в провинции. «Если вы сталкиваетесь с соседями, инвесторамтрудно полагаться на такой регион», - заявляет Баз Карим (Baz Karim),исполнительный директор «Kar Group», компании из Эрбиля, вложившеймиллиард долларов в энергетические и строительные контракты.
Тем не менее, в Эрбиле ощущается оптимизм. Карим строит13-этажную башню в качестве штаба своей компании «Kar Group» ирасширяет «Kar`s oil refinery», нефтеперерабатывающую компанию.Экономический бум свидетельствует о резком разрыве с 1980-ми годами,когда войска Саддама Хусейна уничтожили тысячи курдов, и от нищих1990-х годов, когда регион был отрезан от остального мира. «Нескольколет назад не было ни денег, ни электричества, ни банков», -- говоритДара Джалил Хаят (Dara Jalil Khayat), глава Торговой палаты Эрбиля,чье офисное здание со стеклянным фасадом стоит напротив8-тысячелетней цитадели Эрбиля, построенной из глинобитного кирпича ивозвышающейся над центром Эрбиля. «Сейчас у нес многопредприятий».
Holland is a reporter for BloombergNews