Александр Артемьев, Газета.Ру
В Ираке стартовала кампания по выборам в национальный парламент. Ее начало откладывалось из-за политического кризиса, связанного с отказом в регистрации многим политикам-суннитам.
В пятницу в Ираке официально был дан старт предвыборной кампании, которая должна завершиться 7 марта избранием нового парламента. За 325 мест поборются около 6,2 тыс. кандидатов. Это будут вторые парламентские выборы после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году, но, как и предыдущие в 2005 году, они пройдут в условиях военного времени.
Насилие на религиозной почве в стране по-прежнему не утихает. Только 5 февраля, в заключительный день шиитского празднества Арбаин, в Кербеле в результате взрыва погибли 27 человек. Всего же за несколько дней паломничества погибли более ста человек.
Политика в Ираке, где до сих пор размещены более 100 тысяч американских солдат, разделена не только по признаку формальной принадлежности той или иной ветви ислама – шиитов или суннитов. Иракских политиков можно условно разделить на светских и тех, кто ратуют за создание исламского государства.
Большая часть умеренных сил группируются вокруг коалиции «Правовое государство», созданной премьер-министром Нури аль-Малики на основе шиитской религиозной Партии исламского призыва. Отказавшись от радикальных лозунгов, сторонники премьера рассчитывают склонить на свою сторону светские слои населения, в том числе некоторые суннитские группировки и шиитов-курдов. Традиционный проиранский шиизм исповедует Иракский национальный альянс, одним из лидеров которого является радикальный шиитский имам Моктада ас-Садр. Однако и у этой коалиции есть свои сторонники в суннитской среде.
Основная часть суннитов объединилась вокруг вице-президента Тарека аль-Хашими, получившего свой пост по суннитской квоте. Коалиция «Иракийя», выступающая под умеренно националистическими лозунгами, была сформирована на основе «Иракского национального списка», который когда-то возглавлял первый постсаддамовский глава правительства Айяд Алауи.
Влиятельную силу представляют собой курды, фактически создавшие полунезависимое государство на севере страны. Их интересы защищает блок Курдской демократической партии Масуда Барзани и Патриотического союза Курдистана под руководством иракского президента Джаляля Талабани.
Кроме того на выборы выдвинули своих кандидатов несколько десятков светских и религиозных группировок самой различной направленности.
Межрелигиозные противоречия спровоцировали новый политический кризис как раз накануне выборов. Первоначально избирательная кампания должна была начаться еще в январе, но из-за затянувшихся дебатов по новому избирательному кодексу старт был отложен до 7 февраля. Но и в этот срок кампания не стартовала.
При подготовке выборов из списков кандидатов оказались исключены по подозрению в связях с саддамовцами более 500 человек. Среди них многие известные в Ираке политики, в том числе лидеры коалиции «Иракский национальный список», сунниты Салех Мутлак и Дафер аль-Ани.
Оба они считаются светскими национал-либералами и близки бывшему временному главе иракского правительства сунниту Айяду Алауи, резко критикующему правительство. Алауи, возглавлявший правительство до 2005 года, на этих выборах постарался обновить свой центристский блок, включающий политиков из обеих религиозных фракций, а также социалистов и коммунистов.
Из политической жизни практически исключены сторонники свергнутого диктатора Саддама Хусейна.
После падения Хусейна новые власти провели люстрацию, отстранив от политической жизни функционеров БААС, членов военизированных формирований «федаинов» и сотрудников спецслужбы Мухабарат. Запрет касается и тех, кто «пропагандирует баасистскую идеологию».
Не у дел оказалась значительная часть суннитского меньшинства, которое при Хусейне занимало доминирующие позиции в госаппарате, армии и предпринимательских кругах. Чистками занимается Комиссия по отчетности и справедливости, заменившая Комиссию по дебаасификации. Возглавляет ее радикальный шиит Али аль-Лами, который в 2008 году даже был ненадолго арестован американцами по подозрению в шпионаже в пользу Ирана и помощи шиитским боевикам.
Решение аттестационной комиссии избиркома спровоцировало тяжелый политический кризис. За них вступился даже вице-президент Тарик аль-Хашими, занявший свой пост по суннитской квоте. Иракский парламент попытался преодолеть тупик, создав специальную юридическую комиссию, занимавшуюся изучением послужного списка кандидатов. В итоге в бюллетени были возвращены имена 511 кандидатов. Тогда премьер-министр Нури аль-Малики назвал восстановление кандидатов «не имеющим отношения к законности». Он заявил, что «не позволит ни одному замаскировавшемуся баасисту прокрасться в парламент».
В пятницу состоялось новое заседание аттестационной комиссии избиркома, рассматривавшего апелляции, поданные кандидатами в надлежащем порядке. Таких нашлось только 177, и в отношении 28 суд удовлетворил требования, объявил журналистам Али аль-Махмуд, официальный представитель Комиссии по отчетности и справедливости.
Источник: Газета.Ру