Емрулла Усул, James Town Foundation, Terrorism Monitor Volume
В октябре прошлого года восемь невооруженных курдских боевиков и 28 курдских гражданских лиц вернулись в юго-восточную Турцию с баз Раборчей партии Курдистана на севере Ирака. Это задумывалось как первая из серии финансируемых правительством "возвращений" активистов РПК и часть большой схемы примирения между курдскими боевиками и государством. Когда курдские активисты в Турции организовали массовый парад для репатриантов, который больше походил на триумфальное шествие, последующие общественные беспорядки, связанные с репатриацией, заставили правительство остановить схему. Прогресс в "курдский инициатива" (всеобъемлющий подход правительства к решению курдского вопроса) быстро рассеялся в результате реакции общественности на массовые церемонии.
Курдская инициатива начала разваливаться, когда она стала основой этнического противостояния, перешедшего в насилие на улицах.
Хотя оппозиционные партии агитировали общественность против турецкой курдской инициативы, курдская националистическая Партия Демократического Общества (ДТП) организовала несколько митингов в знак протеста против новых условий содержания заключенного в тюрьму лидера РПК Абдуллы Оджалана, что привело к дальнейшей эскалации разделения между турецким и курдским народами.
Кто стоит за насилием на улицах?
Турецкие подразделения по борьбе с терроризмом считают, что насилие в курдском регионе организовала Конфедерация народов Курдистана (КСК), зонтичная организация, которая объединяет про-РПКовские организации и направлена на мобилизацию молодежи в курдских городских центрах по приказам Оджалана. Для того чтобы прекратить уличное насилие, полиция провела рейды по адресам и арестовала около 100 членов КСК, включая правозащитников, политических деятелей, студентов и десять мэров. Полицейская облава на боевиков КСК разочаровала многих представителей курдской и турецкой интеллигенции, которые поддерживают курдскую инициативу. В дополнение к полицейской операции против курдских националистических активистов, Конституционный Суд завершил двухлетний судебный процесс против курдской националистической ДТП, запретив партию из-за ее связей с террористами Рабочей партии Курдистана.
И турки, и курды были разочарованы непосредственными результатами курдской инициативы. Для того чтобы успокоить общественное недовольство, турецкое правительство замедлило реализацию данной инициативы. В последние недели, однако, есть признаки того, что правительство намерено возобновить курдскую инициативу по прекращению насилия на этнической почве. Министр внутренних дел Бешир Аталай дал пресс-конференцию 15 января и вновь заявил, что правительство полно решимости завершить курдскую инициативу. Кроме того, правящая Партия справедливости и развития (AKP) разослала в свои местные отделения справки, разъясняющие цели правительства по курдской инициативе.
Возрождение курдской инициативы
АКП предложила также общественным деятелям, в том числе певцам, артистам, писателям, знаменитостям на встрече с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом обсудить курдскую инициативу. Правительство считает, что знаменитости и интеллигенция могли бы помочь правительству охватить более широкие слои турецкого общества, чтобы убедить их, что курдская инициатива является необходимым шагом для решения текущих задач..
АКП также пригласила делегацию Комитета Совета Европы по предупреждению пыток (ЕКПП) изучить условия содержания в тюрьме Абдуллы Оджалана и пяти других заключенных. Турецкая пресса сообщила, что делегации была предоставлена возможность задать вопросы Оджалану и другим заключенным. Цель правительства при приглашении делегации ЕКПП была снизить существующую напряженность, основывающуюся на предположении, что новые условия содержания в тюрьме Оджалана не соответствуют международным стандартам прав человека.
О том же, что делать с членами РПК на севере Ирака, турецкое правительство предложило Главнокомандующему силами Соединенных Штатов в Ираке, генералу Рэю Одиерно, обсудить возможные меры. Генерал Одиерно провел встречу с министром внутренних дел Беширом Аталем и обсуждал детали эвакуации беженцев из ООНовского лагеря Махмур, где проживали 10.000 турецких курдов с 1993 года. Махмур является основным источником вербовки для РПК и его закрытие будет важной частью любого мирного урегулирования.
Новые партии, Новая политика?
Хотя турецкое правительство обязуется провести всеобъемлющую просветительскую кампанию и объяснить, почему она необходима для решения курдского вопроса, курдская оппозиция посылает противоречивые сигналы относительно сотрудничества с правительством. После запрета ДТП, курдские националистические депутаты сформировали новую политическую партию, Партию мира и демократии (БПР), чтобы продолжить свою политическую жизнь. Лидер РПК Абдулла Оджалан предупредил лидеров БПР не общаться с РПК или не быть ее представителями, а работать в юридической сфере. Это новый подход в курдской политике. В последние 20 лет борьбы наследовавшие одна другой курдские партии всегда действовали, как будто они были представителями РПК. Эти связи с РПК стали основным камнем преткновения между курдскими националистическими движениями и Европейским союзом (ЕС) с 2004 года. Представители ЕС безуспешно просили политиков ДТП дистанцироваться от РПК.
Новая курдская партия БПР, однако, следует новым путем. Следуя советам Оджалана, лидер БПР, Салахетдин Демирташ заявил: "РПК и БПР являются двумя отдельными организациями. Если РПК хочет сказать что-то, она может сказать это. Мы не будем их голосом ". В недавнем интервью Демирташ поблагодарил Оджалана за предоставленную возможность БПР развивать свою собственную политическую программу в качестве независимой от РПК партии.
Параллельно с этими событиями, действующий лидер РПК Мурат Карайылан, выпустил заявление, представив три принципа и четыре шага с тем чтобы положить конец насилию. Карайылан считает, что мирное урегулирование на основе этих принципов потребует новой Конституции Турции.
Эти три принципа, которые, как считает Карайылан, лежат в основе потенциального мирного соглашения, представляют собой следующее:
"демократические нации", при которой ни одна этническая группа и самобытность не является доминирующей и привилегированной.
"демократическая страна", которая принимает тот факт, что страна принадлежит всем этническим группам
"демократическая республика", которая признает национальные и демократические права всех этнических групп.
Карайылан назвал четыре шага по установлению мира:
РПК и турецкие военные должны объявить о прекращении огня. Турецкое государство должно прекратить военные и политические действия против РПК.
местные политики, которые были арестованы в рамках операции против КСК с 14 апреля 2009 году должны быть немедленно освобождены.
Абдулла Оджалан должен быть освобожден из тюрьмы и помещен под домашний арест.
Должны быть начаты переговоры между курдскими политическими лидерами и правительством.
Лидеры РПК выпускали аналогичные требования и в прошлом, а принципы Карайялана отражают позицию РПК начиная с 1999 года. Основным вопросом остается признание РПК в качестве законного представителя курдского народа в Турции.
"Соколы освобождения Курдистана"
Параллельно с заявлением Джемиля Байыка, "Соколы освобождения Курдистана" выпустили новое заявление. Это ответвление РПК, концентрировавшее свои нападения на крупных городских агломерации и туристические курорты в 2006 и 2007 годах, но остановившее нападения в 2008 году. В январе 2008 года СОК были добавлены в американский список террористических организации. В своем заявлении СОК угрожают возобновить свою кампанию террора в крупных метрополиях. В качестве целей СОК называют основные турецкие политические партии: АКП, Партию националистического действия (ПНД) и Республиканскую Народную партию (РНП). В дополнение к этим целям СОК угрожали нанести удары по экономическим объектам и гражданским лицам, которые играют важнейшую роль в сохранении существующей политической системы. СОК вновь предупреждают туристов не приезжать в Турцию.
СОК обвиняют РПК в пассивности в борьбе с турецким государством, но оставляют дверь открытой для сотрудничества с РПК, если она согласится активизировать свою борьбу.
Заключение
Учитывая, что СОК была образована лидером РПК Муратом Карайыланом, они вряд ли организуют интенсивную кампанию террора в метрополии, если турецкие лидеры РПК, в частности, Оджалан, не одобрят их стратегии. Таким образом, публичные заявления СОК не могут считаться независимыми декларациями. Скорее, это может быть тактический маневр от имени РПК, чтобы убедить правительство АКП признать РПК в качестве приемлемого партнера по переговорам. С этой точки зрения, по мере того как курдская инициатива АКП будет разворачиваться, РПК сохранит возможность разыграть свою карту СОК, если она сочтет, что дальнейшее насилие будет служить партийным интересам РПК.
РПК угрожает концом "курдской инициативы" Турции
2332 | 0 |