Азад Амин, "Курдиш Глоб"
Бывший премьер-министр Курдистана, заявил, что иракские выборы, намеченные на 7 марта, очень важны для Ирака и курдского региона. "Будем надеяться, что с выборами мы вступим в новый политический этап, в котором все нерешенные вопросы между Эрбилем и Багдадом будут решены удовлетворительно для всех сторон", - заявил Барзани во время участия в открытии Французского культурного центра в Эрбиле. Действительно, предстоящие парламентские выборы в Ираке очень важны, но было бы слишком оптимистично ожидать больших изменений в связи с фундаментальными проблемами Ирака - в частности, нерешенными вопросами между Багдадом и Эрбилем. Совершенно ясно, что демократизация Ирака будет очень трудной задачей, и есть серьезные сомнения в том, что Ирак когда-нибудь будет в состоянии упрочить демократию. Все ясно показывает, что после Саддама Ирак далеко не демократическое государство. Коррупция, кумовство, диктаторские тенденции среди некоторых групп в Ираке, делают его неполноценным. Противоположных интересов между иракскими компонентами и политическими группами, слишком много, так что их практически невозможно согласовать в рамках демократии. Ключ к будущему Ирака, каким является вопрос о национальных и конфессиональных конфликтах между арабами и курдами, и между шиитами и суннитами может быть решен демократическим путем. Исторический фон в Ираке таков, Ирак был создан колониальными державами после Первой мировой войны, и бедный исторический опыт иракской демократии не дает никакой надежды ожидать, что в этот раз все будет иначе. Крайне важно подчеркнуть, что следующее иракское правительство после выборов не будет урегулировать нерешенные вопросы между Багдадом и Эрбилем, в частности вопрос о Киркуке. Почти неминуемо ожидать дальнейшего сползания ситуации в Ираке после выборов к хаосу. Вывод американских войск подольет масло в огонь.Формирование нового правительства и кабинета после выборов в Ираке потребует политических союзов и коалиций между различными группами, представляющими три основные подразделения Ирака: курдов, арабов-шиитов, арабов-суннитов. Каждая группа имеет особую программу. Кроме того, каждая группа поделена внутри. Существуют две основных шиитских группы (союза), то же среди суннитов и сейчас среди курдов. Это фрагментарный характер политического ландшафта Ирака сделает любое примирение намного сложнее. По сути, однако, то, что разделяет Ирак, не является конфессиональным вопросом, экономическим вопросом или вопросом безопасности. Ирак вертикально разделен между курдами и арабами. Национальный вопрос в Ираке является наиболее взрывоопасным и упрямым вопросом с потенциалом способствовать либо распаду Ирака, либо превращению его в авторитартное политическое образование.Иракские арабы и их политические представители не привыкли к признанию, что курды, вторая по величине национальная группа, является равной и справедливо имеет право делить власть с ними. Поскольку с момента формирования Ирака арабы привыкли быть доминирующей нацией в ущерб курдам и недовольство курдов всегда подавлялось с помощью военной силы. В результате изменений на международной арене после распада Советского Союза и последующей войны США против Ирака в 1991 г. курды получили историческую возможность установить самоуправление в части иракского Курдистана. Курдский эксперимент с политическим управлением не только дистанцировал курдов из иракского центрального правиительства, но и дал новому поколению курдов опыт самоуправления и ощущения себя равными с арабами. Младшие поколения в Курдистане постепенно дистанцировались не только от арабской политической администрации в Багдаде, но и от своих арабских коллег с точки зрения культуры и восприятия. В настоящее время политические, культурные и даже архитектурные различия между Курдистаном и остальной территорией Ирака настолько четкие и заостренные, что никто не может отрицать, что формируются две разные страны, вынужденно объединенные одной политической границей. Хотя арабские националисты всех типов все еще мечтают о старых временах централизованного государственного управления страной из Багдада в одиночку и пытаются изменить статью конституции Ирака, относящуюся к федерализму и статью 140, курды уже ставят вопрос, насколько правильно оставаться в рамках Ирака, так как они отходят от остальной территории Ирака культурно, политически и экономически. Это можно ярко продемонстрировать таким фактом: турок из Турции чувствует себя в Эрбиле более уютно, чем араб из Багдада, Басры, или любого другого места в остальной части Ирака. Могут ли эти две совершенно противоположных тенденций согласованы в едином политическом образовании? Ответ - не "это очень сложно", но "это невозможно". Поэтому при любом результате на следующих выборах, в следующем иракском центральном правительстве и парламенте противоречия между Багдадом и Эрбилем будут возобновлены, и каждый участник будет выжидать нужного момента, чтобы сделать ход. После соглашения об автономии 1970 года между курдами и баасистским правительством Багдада, реализация этого соглашения так и не материализовалась, пока Ирак не подписал печально известное Алжирское соглашение с Ираном с целью подавить курдское движения. Аналогичный процесс происходит после свержения режима Саддама Хусейна. Вопрос о Киркуке или осуществлении статьи 140 до сих пор задерживается по очень недемократическим причинам. Багдад не собирается сдерживать свои обещания курдам или предоставления курдам их прав. Курды не имеют другого выбора, кроме единства в Багдаде после выборов в Ираке. Предвыборная кампания в Курдистане движется в сторону внутренних конфликтов сторон. В провинции Сулеймания, кампания между движением Горан и Патриотическим союзом Курдистана особенно напряженная и грязная. Они должны понимать, что после выборов в Багдаде, они будут работать вместе, чтобы представлять интересы Курдистана. Каковы бы ни были политические разногласия между ними, как только они окажутся в Багдаде, у всех депутатов из Курдистана не будет другого выбора, кроме как иметь единую позицию в отношении арабского национализма и авторитарных тенденций в иракском парламенте. Из-за одного этого факта, курдские партии должны провести надлежащую кампанию и демократические выборы без оскорблений или клеветы друг друга. Вовлеченные стороны должны уважать друг друга и воздерживаться от использования национальных институтов в целях кампании. Силы пешмерга не могут и не должны использоваться для таких целей, так как пешмерга принадлежат курдскому народу и являются чрезвычайно ценным активом нации. Такие активы не могут быть использованы в качестве инструмента для предвыборной кампании. Движение Горан должно уважать этот актив в любом случае, и воздерживаться от любых действий, порочащих пешмерга. Следующие четыре года будут очень трудным периодом, курдские депутаты в Багдаде столкнутся со слишком многими вызовами. Это не время внутренней политической борьбы, но единой позиции и принципов, при которых курдские национальные интересы выше всего.
Иракские выборы, будущее Ирака и курдский вопрос
2314 | 0 |