Согласно американцам, Исламская Республика потерпела "сокрушительное поражение" в мартовских парламентских выборах в Ираке, но "невидимый генерал Тегерана" вполне может объявить их неправильными. На первый взгляд, неожиданно сильный результат светской коалиции в Ираке, включающей шиитское большинство и суннитское меньшинство, на мартовских парламентских выборах был серьезным ударом по иранской стратегии превращения своего противника с древних времен в вассальное государство, или, по крайней мере, что-то, что уже не сможет угрожать Исламской Республике Иран. Но то, как политики всех мастей ринулись в Тегеран, чтобы найти выход из тупика в отношениях между основными победителями, шиитской коалицией Правового государства премьер-министра Нури аль-Малики и светским союзом "Иракийя" экс-премьера Аяда Аллави, красноречиво свидетельствует, кто командует парадом в Ираке в эти дни.
Определенно, кто сможет сформировать новое правительство в Багдаде, может занять несколько недель или даже месяцев. Но, когда американские войска уйдут, то так или иначе, через хитрость и кровопролития, иранцы могут появиться в качестве доминирующей силы в стране, которая могла бы превзойти даже Саудовскую Аравию как величайшая нефтяная держава в мире, стране, которой они боялись и с которой боролись на протяжении тысячелетий. "США серьезно озабочены будущим иракского-иранских отношений, или, точнее, иранским влиянием в Ираке", по мнению Давсана аль-Асада, преподавателя и научного сотрудника Центра международных исследований при Багдадском университете. "Как Иран использует это влияние, определится по мере того, как Соединенные Штаты и Израиль будут реагировать на продолжающиеся нарушения Ирана в связи с его ядерной программой", отметил он в марте.
Если Иран сумеет добавить Ирак к тому, что король Иордании Абдалла II жутко назвал "шиитским полумесяцем в стадии становления" от Персидского залива до Леванта, уныние в других суннитских государствах в Персидском заливе, в Хашимитском королевстве и Египте будет огромным, и, несомненно, даст сигнал дальнейшей интриге, чтобы остановить Иран на пути его экспансионистских амбиций. Сафа А. Хусейн, бывший генерал ВВС, а сейчас член иракского Совета национальной безопасности, отмечает, что некоторые из соседей его страны "считают, что Ирак с его ресурсами и потенциалом, как только он вновь появится, может неблагоприятно с их точки зрения сказаться на регионе".
"Они считают, что настало время влиять на события в Ираке в свою пользу. Некоторые страны региона хотят, чтобы Ирак, из-за своего географического положения, демографии и ресурсов, стал частью ирано-арабского и шиитско-суннитского соперничества. В последние годы они пытались использовать религиозную напряженность в Ираке в этом направлении. "
Дэвид Игнатиус, американский обозреватель который много путешествовал по Ближнему Востоку, отметил в марте, что иракские выборы принесли "сокрушительное поражение" для Ирана, так как результаты далеко не те, что хотел Тегеран хотел: гибкое, если не покорное, правительство в Багдаде. Игнатиус отметил, что выборы особенно возмутили иранского офицера, бригадного генерала Касема Сулеймани, командующего группой "Аль-Кудс", секретным подразделением корпуса Стражей исламской революции, которое отвечает за тайных операций за пределами Ирана.
africasia
Иран ужесточает свой контроль над "новым" Ираком
1996 | 0 |