В. П. Юрченко Институт Ближнего Востока
В мае 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась сложной. Основные политические силы страны продолжали острую борьбу за право формирования нового иракского правительства, однако имеющиеся между ними серьезные противоречия препятствуют выходу Ирака из затя-нувшегося кризиса. Положение дел в сфере безопасности продолжало оста-ваться в целом сложным. Сохраняющаяся неопределенность перспектив раз-вития внутренней ситуации по-прежнему сдерживала внешнеполитическую активность иракского руководства.
По оценке экспертов, разобщенность иракского общества и действую-щих в нем политических сил, «насилие и террор препятствуют реальной ста-билизации режима и восстановлению Ирака». Сунниты не доверяют проши-итскому правительству, но в то же время не смогли выдвинуть из своей среды сильных и авторитетных лидеров, способных достойно представлять общину и вести переговоры с шиитами. Что касается шиитов, то они твердо намерены «воспользоваться историческим шансом» и закрепить за собой лидирующее положение в Ираке. Однако в их рядах нет единства. Курды на данном этапе считают своей главной задачей всемерно укреплять свою автономию на севере страны и установить контроль над прилегающими к ней спорными территориями, прежде всего, над районом Киркука. В этих условиях экстремисты из местной «Аль-Каиды» пытаются всячески усиливать собственные позиции в стране.
Ситуация в сфере безопасности в Ираке в мае 2010 года существенно не изменилась и характеризовалась сложностью, а в некоторых районах страны – напряженностью. 10 мая террористы и боевики осуществили серию терактов и вооруженных сразу в нескольких городах по всей территории страны от Басры на юге до Мосула на севере (всего 20 акций), что привело к гибели 120 и ранению примерно 300 человек. Кроме того, крупные теракты произошли в мае в Багдаде, Талль-Афаре, Эль-Халисе и Хилле. Правящий режим традиционно обвинил в произошедшем местный филиал «Аль-Каиды» и запрещенную партию Баас. Вице-президент США Дж. Байден считает, что эти теракты были «вызовом иракским структурам» и «своего рода посланием лидеров «Аль-Каиды», которые таким продемонстрировали свою силу и мощь. Многие иракские политики подчеркивают, что затягивание вопроса с созданием нового национального правительства может привести к ухудшению положения дел в вопросах обеспечения безопасности.
По информации иракских правительственных органов, в минувшем ме-сяце число погибших от различных видов вооруженного насилия среди гра-жданского населения составило 275 человек (в апреле – 274 человека). В то же время число раненых значительно уменьшилось, составив 520 человек (в апреле – 731 человек). Кроме того, в мае было арестовано 660 боевиков и террористов.
В мае на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и приле-гающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Эль-Юсифия, Рамади, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Эль-Махмудия, Эль-Мусаийб, Эт-Тармия, Эт-Таджи, Тикрит, Ширкат, Сулейман Пак, Аль-Искандерия, Баллад, Таль-Афар, Байджи, Баллад Руз, Эс-Сувайра, Эль-Халис, Зуммар и в ряде других мест.
Нестабильной, напряженной остается ситуация в Багдаде. В минувшем месяце в городе было совершено несколько крупных терактов и террористи-ческих нападений. Также в столице регулярно имеют место мелкие воору-женные и террористические нападения, обстрелы, другие проявления воору-женного насилия. С целью отделения Багдада от прилегающих к нему рай-онов, улучшения ситуации в городе и воспрепятствования проникновения боевиков и террористов власти начали обносить столицу стеной безопасности и земляными рвами, которые оборудуются современными системами на-блюдения. Строительство заградительных сооружений планируется завер-шить к середине 2011 года, когда в Багдад можно будет попасть только через восемь специальных КПП.
Повышенная напряженность сохраняется в северных районах Ирака в местах совместного проживания арабского и курдского населения. Так, сложной остается ситуация в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, где регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. В мае в Мосуле вновь имели место нападения на жителей-христиан.
Напряженная обстановка сохраняется в Киркуке. В этом городе не пре-кращается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. Также напряженная ситуация сохраняется в северо-восточной провинции Дияла.
Ситуация в ряде мест на юге Ирака в мае была более напряженной, чем в апреле. Вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Хилла, Маха-вилл, Эль-Кут, Эль-Хадхар и некоторых других местах. Власти Ирака при-нимают меры по значительному усилению безопасности на южных нефтяных полях страны, в частности, в районе Басры. Местные силовики уже подписали с иностранными компаниями, имеющими лицензии на разработку нефти в регионе, контракты на охрану их деятельности. Цель принимаемых мер - до-вести стандарты безопасности до уровня требований, предъявляемых зару-бежными фирмами.
В мае положение дел в сфере безопасности в Иракском Курдистане за исключением районов, прилегающих к границам с Турцией и Ираном, в це-лом оставалось стабильным. Турецкие ВВС нанесли в минувшем месяце не-сколько ударов по лагерям и базам сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) на севере Ирака. При этом 20 мая турецкая авиация совершила круп-нейшие за последние два года налеты на объекты КРП, в которых участвовали 20 тактических истребителей F-4 и F-16. Для нанесения ударов использо-вались бомбы с лазерным наведением. Также сообщается о концентрации крупных сил турецких войск на границе с Ираком, что было сделано для пре-дотвращения ожидавшихся нападений со стороны боевиков КРП. Артиллерия вооруженных сил Ирана неоднократно обстреливала места нахождения иранских курдских сепаратистов на иракской территории. Кроме того, имела место перестрелка между иракскими (курдская «пешмерга») и иранскими по-граничниками.
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских поли-тических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, религиозных деятелей, военнослужащих прави-тельственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших командиров и бойцов суннитских отрядов «Сахва», шейхов племен. В мае в Мосуле был убит депутат парламента нового состава Х. Ахмед, суннит, избранный от оппозиционного блока «Аль-Иракийя». Нападениям подвергаются предста-вители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, пред-приниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачас-тую – женщинами), подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений. Боевики для обстрелов различных объектов часто используют минометы и ракеты.
Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.
Продолжают иметь место нападения на административные здания, по-лицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политиче-ских партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты. Так, в мае были совершены нападения на промышленные предприятия и линии электропередач.
Как известно, радикальный шиитский лидер имам М. ас-Садр в 2008 году официально распустил свои вооруженные формирования, т. н. «Армию Махди». Однако вооруженное крыло возглавляемого им движения на деле сохранилось, хотя открыто себя и не проявляло. Вместе с тем, в последнее время в связи с участившимися терактами, жертвами которых во многих слу-чаях становятся шииты, отмечается «почти видимое» присутствие боевиков М. ас-Садра в восточных районах Багдада. Сторонники имама также заявля-ют, что их отряды «тщательно готовятся» к возобновлению активных дейст-вий, в случае, «если оккупанты останутся после 2011 года. И тогда они сыг-рают большую роль в их изгнании из Ирака». Многие иракские политики не исключают «возвращения «Армии Махди»», если «политический вакуум», образовавшийся после парламентских выборов 7 марта 2010 года, не будет заполнен в ближайшее время.
Руководство иракской «Аль-Каиды» в мае назначило Н. А. Абу Сулей-мана новым «военным министром» группировки после того как в апреле в ходе совместно операции американского и иракского спецназа был убит его предшественник А. А. аль-Масри. Абу Сулейман сразу же провозгласил на-чало новой кампании против иракских военных и полиции, а шиитам обещал «темные дни, окрашенные кровью» в отместку за гибель руководителей «Аль-Каиды» и «плохое обращение» с мусульманами-суннитами в иракских тюрьмах.
Консультативный совет экстремистской исламистской группировки «Исламское государство в Ираке» (действует совместно с «Аль-Каидой») в мае избрал своим новым эмиром Абу Бакра аль-Курейши аль-Багдади, кото-рый сменил убитого в апреле А. О. аль-Багдади.
По информации начальника генштаба ВС Ирака генерала Б. Зибари, деятельностью «Аль-Каиды» на территории страны в настоящее время руко-водят 11 полевых командиров. Ранее их число составляло 43, однако в по-следние годы в результате проведенных спецопераций 32 человека были уби-ты или арестованы.
В то же время американские военные считают, что иракская «Аль-Каида» смогла быстро перегруппировать свои силы после ударов, нанесенных по ней в апреле с. г, и продолжает совершать нападения в различных районах страны, сохраняя тем самым роль серьезного дестабилизирующего фактора в Ираке. Также отмечается, что возможное сохранение власти в руках нынешнего преимущественно шиитского правительства во главе с Н. аль-Малики будет способствовать усилению поддержки «Аль-Каиды» со стороны части суннитов, но вместе с тем подчеркивается, что радикальная ислами-стская идеология не пользуется широкой популярностью у иракского населе-ния, в т. ч. у суннитов.
По мнению экспертов, на данном этапе радикальные суннитские исла-мисты будут стремиться более активно использовать межконфессиональные и межэтнические противоречия в Ираке с тем, чтобы укрепить свои позиции, особенно в суннитской среде. Кроме того, будет продолжена работа по объе-динению джихадистски ориентированных группировок в одну мощную орга-низацию. Одновременно местная «Аль-Каида» усилит деятельность по лик-видации лидеров и бойцов суннитских сил «Сахва», выступающих против экстремистов. В обозримой перспективе (после завершения вывода из Ирака американских войск к концу 2011 года) суннитские экстремисты предпола-гают развернуть активную вооруженную борьбу против иракской армии и шиитских группировок, что может привести к развязыванию в стране полно-масштабной гражданской войны.
В целом же, по признанию министра обороны Ирака А. К. аль-Обейди, местная «Аль-Каида» получает «всестороннюю поддержку извне» и борьба с ней потребует много времени.
Иракский суд в мае приговорил к смертной казни боевика «Аль-Каиды», причастного к похищению и убийству пяти сотрудников российского посольства в Багдаде в 2006 году.
В минувшем месяце существенных изменений в численности и боевом ставе иракских вооруженных сил и МВД не произошло. По состоянию на 1 июня 2010 года в силовых структурах страны числилось около 680 тыс. чело-век.
В мае 2010 года потери иракских военных и полицейских при проведе-нии ими боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной слу-жебной деятельности немного возросли, составив убитыми 63 человека, в т. ч. 17 военнослужащих и 46 полицейских (в апреле - 54 человека, в т. ч. 15 во-еннослужащих и 39 полицейских). Число раненых составило 198 человек, в т. ч. 57 военнослужащих и 141 полицейский (в апреле – 186 человек, в т. ч. 53 военнослужащих и 133 полицейских).
По оценке заместителя командующего войсками США в Ираке генерала М. Барбери, «иракской армии остро не хватает танков и другой бронетехники, а также самолетов». В частности, в национальных ВВС на сегодняшний день имеется примерно 100 самолетов и 160 летчиков. Однако все эти машины не являются боевыми, а поэтому Ирак не сможет «защитить свое воздушное пространство после вывода американских войск в 2011 году». К началу июля из США должны поступить 140 танков «Абрамс», а к концу года – 8 самолетов различных типов.
Миссия НАТО в Ираке предполагает сохранить свое присутствие в стране после завершения вывода американских войск с иракской территории. Она должна продолжить обучение иракских военнослужащих и полицейских, поскольку местные силовые структуры «пока не в состоянии защищать стра-ну от внешних угроз». Глава миссии НАТО при этом признает, что ее при-сутствие на иракской земле может быть сохранено «только по просьбе ирак-ского правительства и на базе политического решения руководства Ирака и США».
По признанию иракских руководителей, в т. ч. премьер-министра Н. аль-Малики, сторонники вооруженных группировок, ведущих борьбу с ны-нешней властью, продолжают внедряться и действовать в правительственных силовых структурах, и даже занимать офицерские должности в армии и осо-бенно в полиции. Так, в ходе совместной американо-иракской операции, про-веденной 25 мая в одном из пригородов Багдада, было арестовано 30 ирак-ских полицейских, сотрудничавших с боевиками. Много полицейских, вклю-чая офицеров, помогавших боевикам, было выявлено в мае и в провинции Дияла.
В мае 2010 года крупных изменений в численности и боевом составе группировки вооруженных сил США в Ираке не произошло. По состоянию на 1 июня 2010 года на иракской территории находилось около 92 тыс. аме-риканских военнослужащих в составе 14 бригадных тактических групп. От-метим, что в минувшем месяце впервые группировка американских войск Афганистане по своей численности (94 тыс. человек) превысила войска, на-ходящиеся в Ираке.
По состоянию на конец мая с. г. расходы США на войну в Ирак соста-вили 620 млрд долларов (на войну в Афганистане – 120 млрд долларов).
В мае 2010 года в Ираке погибли 6 американских военнослужащих, в т. ч. боевые потери – 2 человека, (в апреле – 8 человек, в т. ч. боевые потери – 3 человека). Число раненых в мае составило около 30 человек (в апреле - около 50 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 30 июня 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми 4646 человек и ранеными около 31820 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.
В условиях сохраняющейся в Ираке сложной, нестабильной военно-политической обстановки, продолжающихся активных действий террористов и боевиков некоторые представители командования ВС США в стране вы-сказываются о возможности пересмотра сроков вывода боевых частей амери-канской армии из Ирака, который по плану намечено завершить к 31 августа. Однако политическое руководство США пока не намерено вносить изменения в график вывода войск.
Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке в мае су-щественно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 35 до 49 вылетов (в апреле - от 18 до 53 вылетов) для поддержки действий наземных сил и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране. Боевая авиация (преимущест-венно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитеррористическим операциям вооруженных сил Ирака, прикрывала с воз-духа расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрыва-ла с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Одним из наиболее часто применяе-мых способов действий американской авиацией в Ираке являются демонст-рации силы над неспокойными районами страны, в первую очередь, над го-родами. Авиация США также регулярно привлекается к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интере-сах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным обра-зом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
Таким образом, в мае 2010 года положение дел в сфере безопасности в Ираке существенно не изменилось и продолжало оставаться сложным, а в некоторых районах страны – напряженным.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в мае 2010 года характери-зовалась острой, бескомпромиссной борьбой между ведущими политиче-скими силами страны за получение права на формирование нового прави-тельства.
Действующий глава кабинета министров Н. аль-Малики, являющийся лидером блока «Государство закона» (получил на парламентских выборах 7 марта 89 из 325 мест) всячески стремится сохранить за собой этот пост, предпринимая различные шаги по ослаблению и дискредитации своего глав-ного соперника – бывшего премьер-министра Ирака (2004-2005 гг.) А. Алауи, возглавляющего коалицию «Аль-Иракийя, завоевавшую на выборах наи-большее число депутатских кресел – 91, что по конституции дает этой коали-ции право на формирование нового правительства. Н. аль-Малики мотивиру-ет свое желание остаться во главе кабинета министров тем, что «одного пра-вительственного срока недостаточно, чтобы реализовать планы, которые уже начали осуществляться, но не были завершены».
В расчете на изменение соотношения сил в парламенте Н. аль-Малики инициировал ручной пересчет голосов в Багдаде - крупнейшем избиратель-ном округе Ирака. Однако результаты этого пересчета не повлияли на рас-пределение депутатских кресел.
Неудачей закончилась и попытка сторонников Н. аль-Малики лишить депутатских мандатов девять человек из блока «Аль-Иракийя» по обвинению в «тесных связях» с режимом С. Хусейна. Даже известный своей чрезмерной придирчивостью Комитет за справедливость и ответственность (Комитет по дебаасификации) заявил 12 мая, что не станет предпринимать какие-либо действия препятствующее тому, чтобы эти депутаты заняли свои места в парламенте. Затем 17 мая апелляционный суд Ирака также заявил, что не имеет претензий к девяти депутатам. В итоге Высшая независимая избира-тельная комиссия Ирака отклонила все жалобы на итоги голосования и 26 мая передала результаты выборов в Верховный суд страны, который и утвердил их 1 июня, что официально позволяет приступить к формированию нового правительства.
В начале мая было объявлено, что блок «Государство закона» и шиит-ская коалиция Иракский национальный альянс (ИНА), получивший на выбо-рах 70 мест, «преодолели разногласия на пути формирования парламентской коалиции». Причем одновременно было заявлено, что «консультации между сторонами будут продолжены с целью выработки механизма выбора пре-мьер-министра». Но, как известно, именно по этому ключевому вопросу по-зиции сторон расходятся. В частности, сторонники имама М. ас-Садра, за-воевавшие 39 парламентских мандатов, отклонили кандидатуру Н. аль-Малики, но позже сообщили, что могут снять свои возражения, если прави-тельство не будет чинить препятствий деятельности движения и освободить из тюрем 2000 сторонников радикального шиитского деятеля. Официального ответа на эти предложения садристов со стороны Н. аль-Малики пока не по-следовало. В то же время он заявил, что его партия не пойдет на компромис-сы по вопросу о главе кабинета министров. Здесь же отметим, что «проблема аль-Малики» очень серьезно осложняет процесс формирования нового ирак-ского правительства, т. к. ведущие политические партии и движения страны не хотят, чтобы нынешний премьер-министр вновь занял этот пост.
Руководство ИНА выдвинуло в мае предложение о назначении от раз-личных фракций трех заместителей премьер-министра, которые будут отве-чать за ключевые блоки: безопасность, финансы и управление. Кроме того, ИНА предложил создать отдельный комитет по безопасности, включив в него высокопоставленных представителей от каждого блока. Причем этот комитет должен иметь все необходимые полномочия по решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности страны. Иракские аналитики отме-чают, что в случае реализации этих предложения глава правительства факти-чески останется без работы.
Н. аль-Малики и А. Алауи в мае встречались с духовным лидером иракских шиитов Великим аятоллой А. Систани, который, однако, не выска-зал своей поддержки ни одному из двух политиков. А. Систани заявил, что в будущем правительстве должны быть представлены все политические силы, а сам он «одинаково дистанцируется от всех политических сил».
А. Алауи неоднократно предлагал своему сопернику провести встречу для обсуждения ситуации в стране, однако Н. аль-Малики не ответил на эти приглашения.
9 мая основные курдские партии (имеют в новом составе парламента 57 мест) объявили о создании широкой коалиции, подчеркнув, что этот шаг «по-зволит курдам говорить одним голосом», прежде всего, по вопросу о судьбе Киркука. Глава курдской автономии М. Барзани также призвал все партии и объединения Ирака «как можно скорее сформировать правительство нацио-нального единства».
Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в соци-альной сфере страны. Страна переживает серьезный спад промышленного производства и сокращения культивируемых сельскохозяйственных площа-дей.
В настоящее время за счет доходов от экспорта нефти финансируется подавляющая часть бюджетных расходов Ирака, которые направляются в первую очередь на оплату труда почти 3-х млн. человек, занятых в государ-ственном секторе, а также на выполнение обязательств по пенсионному обеспечению и реализацию правительственной программы, гарантирующей продовольственный минимум для беднейших слоев населения. Весьма про-блематичным для иракского правительства становится изыскание источников финансирования для проведения восстановительных работ на объектах жиз-необеспечения, в частности, ремонта водоочистительных сооружений, устра-нения неполадок канализационной системы, а также строительства новых электростанций, обеспечения нормального функционирования медицинских учреждений и учебных заведений.
Консорциум во главе с Китайской национальной оффшорной нефтяной корпорацией (CNOOC) 17 мая подписал контракт с властями Ирака на разра-ботку нефтяных месторождений на юге страны. Китайская компания в парт-нерстве с турецкой «Теркиш петролеум Корпорейшн» получила право на до-бычу на трех нефтяных полях в провинции Майсан-Факка, Базарган и Абу-Гарб, разведанные запасы которых оцениваются в 2,6 млрд баррелей. Кон-сорциум в течение ближайших шести лет планирует увеличить производство нефти там с нынешних 100 тыс баррелей в день до 450 тысяч. Доля CNOOC в консорциуме составляет 63,75 проц, «Теркиш петролеум» - 11,25 проц, Ирак-ская государственная нефтяная компания владеет 25 процентов. Вместе с тем, иракское правительство не будет выставлять на тендер для иностранных компаний два оставшихся гигантских месторождения нефти «Киркук» и «Восточный Багдад».
Центральное правительство подписало в мае соглашение с властями курдской автономии, позволяющее экспорт нефти из Курдистана, чему в Ба-гдаде ранее всячески препятствовали.
По официальным данным, число безработных в Ираке составляет при-мерно 408 тыс. человек, из которых 60 тыс. – женщины, большинство из ко-торых готовы пойти на любую работу, т. к. являются единственными кор-мильцами в своих семьях. В то же время, по информации местных СМИ, около половины трудоспособного населения страны (свыше 8 млн человек) не имеет постоянной работы из-за остановки многих промышленных пред-приятий и дезорганизации частного сектора экономики, что во многом связа-но с проблемами обеспечения безопасности.
Иракское правительство представило в мае пятилетний план борьбы с коррупцией, принявшей в стране характер пандемии. Это план основан на антикоррупционной конвенции ООН, к которой Ирак присоединился. Доку-мент определяет более 200 видов коррупции, распространенных в основном в государственных структурах. Отметим, что в международном рейтинге по коррупции за 2009 году Ирак занял 176-е место из 200.
В мае правительство Ирака приняло решение о закрытии государст-венного авиаперевозчика «Иракские авиалинии», объявив компанию банкро-том. Причиной банкротства стала давняя тяжба иракских авиалиний с ку-вейтской компанией «Кувейтские авиалинии», требующей выплаты репараций в размере 1,2 млрд долларов за ущерб, нанесенный иракским вторжением в 2990 году. По кувейтским данным, тогда иракские военные захватили 10 самолетов, а также запчасти. Именно компенсации за эти активы и требует кувейтская компания. В 2004 году Высокий суд Лондона выдал «Кувейтским авиалиниям» разрешение на конфискацию активов «Иракских авиалиний». Свою деятельность «Иракские авиалинии» прекратили 25 мая. Место компа-нии займут два или три других авиаперевозчика. При этом власти надеются восстановить все существующие рейсы.
Таким образом, в мае 2010 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая ситуация, что, в первую очередь, было обусловлено не-определенностью в деле формирования нового правительства.
Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в мае 2010 года по-прежнему не отличалась высокой активностью и частично была свя-зана с вопросами формирования нового национального правительства.
Так, премьер-министр Н. аль-Малики неоднократно выступал с резкой критикой попыток иностранного вмешательства в политические процессы, происходящие в Ираке, предложений о возможном участии иностранных консультантов формировании иракского правительства. При этом он подчер-кивал, что иностранное участие может нанести ущерб и отсрочить становле-ние Ирака как государства, способного самостоятельно решать свои внут-ренние проблемы. Н. аль-Малики утверждал, что попытки США ускорить процесс формирования иракского правительства могут иметь самые негатив-ные последствия, в т. ч. для американских интересов в стране.
Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари высказал упрек в адрес США и Великобритании за их активность в решении иракских внутренних проблем.
Для обсуждения ситуации, сложившейся в Ираке после парламентских выборов, в мае в Багдаде побывал заместитель госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дж. Фелтман. Он привез с собой конкретные рекомендации американской администрации, которые обсудил в ходе встреч с премьер-министром Н. аль-Малики, вице-президентом Ирака А. А. Махди, главой МИДа Х. Зибари, а в Эрбиле - с руководителем курдской автономии М. Бар-зани.
Президент США Б. Обама заявил, что после ухода из Ирака американ-ских войск, Соединенные Штаты сохранят в этой стране свое «гражданское присутствие, которое поможет иракцам достичь политический и экономиче-ский прогресс».
Активно продолжает действовать на иракской политической арене Иран. Многие эксперты обоснованно считают, что влияние Тегерана на ирак-ские дела в последнее время возросло, что вызывает беспокойство в Вашинг-тоне.
9 мая президент Ирака Дж. Талабани посетил с визитом Египет, где провел переговоры с президентом этой страны Х. Мубараком. Обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в Ираке. 22 мая в Багдад впервые после 1990 года прибыл новый посол Египта.
Бывший руководитель разведки Саудовской Аравии принц Турки аль-Фейсал обвинил Н. аль-Малики в попытке исказить результаты парламент-ских выборов, заявив, что «вдобавок к чудовищному всплеску насилия, кото-рый мы наблюдаем сейчас в Ираке, действующий премьер пытается обернуть в свою пользу результаты голосования и лишить иракский народ законно из-бранного правительства». «Последствия подобных действий – массовое кро-вопролитие и потенциально гражданская война». Слова саудовского политика отражают откровенно негативное отношение Эр-Рияда к нынешнему главе правительства Ирака с первых дней его нахождения на этом посту. Саудов-ская Аравия не возобновила работу своего посольства в Багдаде. Известно, что принц Турки не занимает официального поста в правительстве КСА, но, тем не менее, считается, что он отражает мнение высшего руководства коро-левства. Т. аль-Фейсал также призвал Совет Безопасности ООН гарантировать целостность Ирака, так как «некоторые группировки, как внутри страны, так и за ее пределами, пытаются расколоть государство».
Ирак продолжает настаивать на сокращении или даже прекращении компенсационных выплат Кувейту за ущерб, нанесенный оккупацией и вой-ной в 1990-1991 годы. Напомним, что по решению Совбеза ООН иракское правительство выплачивает Кувейту 5 процентов доходов от экспорта нефти. Однако Кувейт пока не идет на уступки в этом вопросе.
ООН и Ирак подписали в мае соглашение о пятилетнем плане (2011-2014 гг.) содействия Ираку в вопросах улучшения государственного управ-ления, развития социальных служб, помощи в росте экономики, соблюдении прав человека, развития в стране гражданского общества и др.
Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в мае 2010 года продолжала оставаться сложной, с видимыми элементами напряженно-сти. Консультации политических лидеров по-прежнему «топчутся на месте» и никаких реальных шагов по созданию нового правительства не предприни-мается. Вместе с тем, затягивание этого процесса может, как считают многие иракские и зарубежные эксперты, привести к «раскручиванию спирали наси-лия» в стране, угрожает «хрупкой ситуации» в сфере безопасности, что осо-бенно опасно в условиях, когда американские войска покидают Ирак. Испра-вить положение дел может достижение договоренности между основными политическими силами, что, однако представляется делом очень трудным из-за сохраняющихся между ними серьезных разногласий политического харак-тера и столкновения личных амбиций.