В последнее время некоторые аналитики заявляли, что обострение отношений с Израилем на пользу Турции, поскольку это усилит позиции Турции на Среднем Востоке. Может быть, на Среднем Востоке, а, точнее в арабском мире, и усилит, однако в общемировом плане ослабит. А, как говорят в Одессе, это две большие разницы. То, что арабский мир вообще способен дать Турции, он и сегодня дает: это нефть и рынок. Конечно, гораздо больше турецких флагов будет виднеться в арабских городах, в некоторых организациях Эрдогана изберут «человеком года», армянским общинам меньше позволят говорить о Геноциде армян и тому подобное. Однако такого рода проявления не могут трансформироваться в серьезный и ощутимый политический, а, тем более, военный, результат.
В случае потери того, что давал и все еще частично дает Израиль Турции, никто ей этого заменить не сможет. В первую очередь, это сверхсовременные виды военной техники, разведывательные аппараты и конкретные разведданные, а также благосклонное отношение американской общественности и прессы. В случае потери этого Турция не сможет найти заменяющие источники. Конечно, отношение арабской общественности важно, однако в плане влияния на общемировые политические процессы оно качественно уступает важности западного общественного мнения. Решающее значение имеет то, что думают американцы и европейцы, а не арабы и армяне. Это, может быть, несправедливо, но это факт.
Есть еще один опасный для Турции процесс. Если Израиль окончательно потеряет Турцию, то на Среднем Востоке у него не будет союзников (за исключением, пожалуй, Азербайджана, который является мелким игроком). Следовательно, Израиль просто будет вынужден предпринять меры для создания нового союзника. Этим союзником станет независимый Курдистан, ядро которого находится на Северном Ираке, однако границы или, точнее, притязания которого не ограничиваются лишь указанной территорией. Сегодня турецкая авиация без противодействия со стороны общемировой информационной системы и, следовательно, общественного мнения бомбит соседний независимый Ирак. Все делают вид, что не замечают этого. В скором времени эта ситуация может измениться. В скором времени политическое зрение, а также политическая память многих может резко улучшиться.
Armenia Today
Ара Папян,
руководитель центра «Модус вивенди»