Станислав Иванов, Kurdistan.Ru В последнее время интерес к Турции у мировой общественности и средств массовой информации заметно возрос. Это объясняется целым рядом объективных и субъективных факторов: неоспоримый рост авторитета и влияния Турции как региональной державы и весьма важного звена современной геополитики; не всегда предсказуемые и неоднозначные внешнеполитические шаги турецкого руководства (попытка силового прорыва блокады сектора Газа и, как следствие, резкое ухудшение отношений с Израилем, шаг назад в нормализации отношений с Арменией, срыв очередного этапа кипрского урегулирования, сближение с уходящим во все большую изоляцию Ираном и др.), а также осложнение внутриполитической ситуации (новая вспышка насилия в борьбе с курдами, попытка ограничить влияние на политическую жизнь страны военной верхушки, заигрывание с радикальным крылом исламистов). Безусловно, правящая в стране Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с премьер-министром Р.Эрдоганом стремится любым путем сохранить свои лидирующие позиции внутри страны, создать надежный задел для победы на очередных парламентских выборах 2011 года, существенно расширить влияние Турции в регионе и на международной арене. И хотя провозглашенный лидерами ПСР ранее курс на «ноль проблем с соседями» оказался нереализованным, а отношения с Израилем – на грани полного разрыва, Анкара пытается компенсировать эти потери за счет дальнейшего сближения с Россией, Ираном, Азербайджаном, Сирией, Ираком, другими арабскими и исламскими странами. Главным во внешней политике Анкары остается жесткий прагматизм, стремление восстановить ценности и достижения Османской империи в новых исторических условиях путем развития торгово-экономических, научно-технических, культурных, религиозных и других связей и контактов со странами Ближнего и Среднего Востока, Балкан, Закавказья, Средней и Центральной Азии. Турция стремится распространить в них былое влияние метрополии, идей пантюркизма, просвещенного ислама. Говорить об отходе Турции от своего стратегического партнера США и сотрудничества с НАТО было бы преждевременным. Да, со сменой администрации США произошли и подвижки в отношениях между странами. Турция пытается демонстрировать свою более самостоятельную и независимую внутреннюю и внешнюю политику. Вашингтон, в свою очередь, пытается создать новый, более привлекательный и либеральный имидж своего внешнеполитического курса. Не исключено, что более самостоятельная и влиятельная в регионе Турция больше отвечает интересам нынешнего Белого дома, который уже понял, что навязать исламским странам западную модель государственного устройства и гражданского общества не удастся. А вот изменить ситуацию внутри самого ислама, создать условия для развития «просвещенного шариата» или стран, сочетающих духовные ценности ислама с достижениями западной цивилизации, таких как Турция, для США представляется более перспективным. В Вашингтоне полагают, что Анкара может стать незаменимым связующим звеном между Востоком и Западом, остановит дальнейшую радикализацию ислама. Администрация Б.Обамы не теряет надежды на то, что замороженные пока американские проекты создания Большого Ближнего Востока и Большой Азии могли бы в какой-то мере осуществиться и с помощью набирающей силу Турции. Американцев даже не очень смущает наметившееся сближение Анкары с Тегераном, поскольку Турция и Иран объективно остаются основными конкурентами за лидерство и влияние в регионе.
Очередной ближайшей пробой прочности правящего в Турции режима и расстановки политических сил внутри страны может стать инициированный ПСР всеобщий референдум 12 сентября текущего года, в ходе которого пройдут голосования по ряду важных конституционных изменений, утвержденных парламентом страны в мае 2010 года. К настоящему времени Конституционный суд Турции частично одобрил пакет предложений по реформе конституции страны. Из почти 30 предложений по конституционной реформе суд одобрил практически все, кроме тех, которые касались полномочий самого Конституционного суда и механизмов выбора его судей. Тем не менее, наблюдатели полагают, что даже в таком виде конституционная реформа выгодна ее инициатору, премьер-министру Турции Р.Эрдогану. Согласно одобренному пакету мер, полномочия парламента должны быть расширены, а влияние армии на политическую жизнь страны - снижено. При этом поправки в конституцию узаконивают судебное преследование участников военного переворота 1980 года, после которого была принята ныне действующая конституция. Существовавший ранее иммунитет высших военных от судебного преследования отменяется.
Между тем в высшем командовании Турции уже начались перестановки и громкие отставки. 1 августа т.г. Высший военный совет рассмотрел отставку представителей высшего военного командования турецкой армии. Нынешний начальник Генштаба Турции Илькер Башбуг уходит в отставку в конце нынешнего месяца, его заменит Командующий сухопутными войсками генерал армии Ишык Кошанер. Командующим сухопутными войсками будет назначен генерал Хасан Игсыз. Итоги заседания Высшего военного совета Турции, прошедшего под председательством Р.Эрдогана будут обнародованы после утверждения их 4 августа 2010 года президентом Турции Абдуллой Гюлем. Заседанию Совета предшествовала экстренная встреча премьер-министра и начальника Генштаба в связи с задержанием по требованию прокуратуры бывших высокопоставленных военных и действующих офицеров в рамках расследования дела «Бальез» («Кувалда»). Как известно, фигурантов этого дела обвиняют в подготовке военного переворота.
Следует отметить, что считающийся духовным наставником нынешних руководителей Турции, видный турецкий общественный деятель и ученый-богослов, проживающий в настоящее время в США, Фетхулла Гюлен призвал всех турецких граждан поддержать пакет конституционных поправок, поскольку, по его мнению, «они несут принципиальные изменения для будущего страны…». Накануне было объявлено, что являющийся одновременно и медиа-магнатом Ф.Гюлен в дополнение к уже имеющейся у него огромной сети лицеев, религиозных школ, а также СМИ на турецком языке открыл и частный канал радиовещания на курдском языке. Этот шаг можно расценивать как попытку привлечь к участию в референдуме и миллионы избирателей из числа этнических курдов. Не исключено, что данный канал вещания может быть использован и Вашингтоном для пропаганды среди курдов западного образа жизни и западных ценностей. Администрация США продолжает рассматривать курдов и как возможный рычаг своего давления на Анкару, Тегеран, Дамаск и Багдад.
В феврале 2010 года Высший совет радио и телевещания Турции уже разрешил 14-ти частным турецким теле и радиокомпаниям осуществлять вещание на языках и диалектах национальных меньшинств, в первую очередь на курдском языке (новостные выпуски, музыкальные и культурные программы). Турецкие власти полагают, что курды поддержат предлагаемые поправки в конституцию страны, уже хотя бы потому, что ограничивается влияние в политике военных-сторонников более жестких мер по противодействию курдским повстанцам, укрепляется система парламентаризма. Весьма важным для Партии справедливости и развития будет и участие курдов в предстоящих парламентских выборах 2011 года. По разным оценкам, курды составляют от 15 до 25 % избирателей и могут существенно влиять на итоги любого всеобщего голосования. Следует полагать, что турецкие власти наряду с силовыми операциями по противодействию боевикам официально признанной в стране террористической Рабочей партии Курдистана, продолжат начатый правительством Р.Эрдогана курс на социально-экономическое и культурное развитие наиболее отсталых в стране районов компактного проживания курдов.
Турция накануне референдума
1977 | 0 |