Как сообщает иракское государственное информационное агентство INA, министр нефти Ирака Хайян Абдель Гани сделал заявление в среду о скором возобновлении экспорта нефти через турецкий нефтепровод Джейхан. По словам министра, экспортные поставки, прерванные два года назад, должны возобновиться уже в среду или четверг, приводит Reuters слова министра.
Абдель Гани уточнил, что между федеральным правительством Ирака и Региональным правительством Курдистана достигнуто соглашение о возобновлении транспортировки сырой нефти по данному маршруту. Министр также сообщил, что через государственное агентство по продаже нефти Ирака (SOMO) планируется экспортировать нефть по 80 тыс. б/с.
Трубопровод Киркук-Джейхан был остановлен в 2023 году. Причиной послужило решение арбитражного суда, обязавшего Турцию выплатить компенсацию в размере $1,5 млрд за экспорт нефти без санкций Багдада в период с 2014 по 2018 год. Турция в настоящее время оспаривает это решение. До остановки по трубопроводу ежесуточно транспортировалось около 450 тыс. б/с иракской нефти, из которых 370 тыс. б/с добывались в Иракском Курдистане. Багдад неоднократно подчеркивал, что исключительное право на управление экспортом нефти через турецкий порт Джейхан принадлежит SOMO.
С момента остановки трубопровода продолжались сложные переговоры между нефтедобывающими компаниями Курдистана, региональными властями и федеральным правительством Ирака.
Многочисленные предыдущие заявления о скором возобновлении работы не приводили к результату. Эксперты связывают задержки с несколькими факторами, включая финансовые претензии Багдада к Анкаре, основанные на арбитражном решении о компенсации за прошлый экспорт, которое Турция не спешит выполнять. Дополнительным осложнением являются разногласия между Эрбилем и Багдадом: Курдистан настаивает на получении обещанных инвестиций в нефтедобычу и транспортную инфраструктуру как условие для возобновления экспорта.
Однако Ирак вновь объявил новый "день Х" — среда–четверг. Но учитывая двухлетнюю историю бесконечных "скоро-скоро" и нерешенные фундаментальные проблемы (деньги, штрафы, доверие), верится в это возобновление с трудом.