Екатерина Забродина, "Известия"
Последняя боевая бригада американских войск покинула Ирак. Как и обещал президент США Барак Обама, активная часть военной кампании завершилась. В 2003-м Пентагон начал операцию "Шок и трепет", теперь она будет называться жизнеутверждающе - "Новая заря".
Под покровом ночи границу с Кувейтом пересекли 4 тысячи военных из четвертой механизированной бригады "Страйкер" второй пехотной дивизии США. "Я надеюсь, мы все вместе поблагодарим военных за их службу", - торжественно сообщил Обама. Еще около 6 тысяч военнослужащих покинут "горячую точку" до 1 сентября - по договоренности с Багдадом.
Как известно, президент собирается усилить американские боевые части на другом фронте - афганском. Там ожидается подкрепление в 30 тысяч военных для "коренного перелома" в войне с талибами. Впрочем, хвастаться иракскими успехами в Вашингтоне тоже не спешат.
Подтверждение тому - более 50 тысяч "штыков", которые останутся в стране "для обучения местных силовиков и охраны американских дипломатов". Предполагается, что они будут выведены в течение 2011 года.
"В том числе это четыре бывших боевых бригады, которые переименованы в "учебно-тренировочные". На самом деле они могут принимать участие в боевых действиях, - рассказал "Известиям" директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов. - И даже после 2011 года в Ираке сохранится американское военное присутствие. Не регулярные войска, а так называемые формирования контрактников. Они будут находиться под контролем Госдепартамента, а не министерства обороны. Говорить о том, что США уходят, одержав победу, не приходится. Политические задачи не решены, ситуация в Ираке остается нестабильной".
По мнению экспертов, США не создали в Ираке достаточный "запас прочности", так что местные силы безопасности смогут установить контроль над страной не ранее 2020 года. В последние месяцы Ирак захлестнула новая волна насилия. По самым мрачным прогнозам, после ухода американцев страна вернется к "войне всех против всех", а то и вовсе распадется - на шиитский юг, суннитский центр и курдский север. Как известно, курды претендуют на нефтеносный Киркук, где сегодня добывается пятая часть всей иракской нефти. Этот район - не только золотая жила, но и настоящая пороховая бочка. "Сегодня иракский Курдистан фактически пользуется полной автономией, - напомнил Сергей Рогов. - Но существует серьезный конфликт вокруг нефтяных месторождений Киркука и Мосула. Внутри шиитской общины тоже есть острые противоречия между разными группировками. В том числе теми, кто ориентируется на Иран, и теми, кто настроен более националистически. Нельзя исключать, что США могут вернуть часть своих войск в Ирак, если ситуация выйдет из-под контроля и скатится к гражданской войне".
Как вам это?
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский:
- Я не верю, что Ирак распадется. Судя по последним событиям, сунниты и шииты поняли: взаимное истребление ничего не даст. То, что творилось четыре года назад, когда взрывали дома и расстреливали представителей другой общины, уже в прошлом. Хотя противоречия остаются сильнейшие. Распад Ирака стал бы для арабского мира огромным унижением. Наконец, в этом не заинтересован Иран, ведь тогда шииты сохранили бы господство только в южной части страны. А Тегеран не хочет терять свое влияние во всех регионах - тем более, что после ухода американцев оно будет только возрастать. Вместе с тем ждать стабильности было бы наивно. Хотя шииты во главе с Муктадой ас-Садром сейчас притихли, остаются наиболее крайние группировки. Еще больше экстремистов среди суннитского меньшинства. Они считают, что уход американцев - последний шанс хотя бы частично восстановить господствующие позиции, которые они занимали во времена Хусейна. Иначе Ирак станет сателлитом Ирана - шиитским государством, считают они. Главное, что их поддерживает "Аль-Каида".
Еще один фактор - Курдистан и особенно вопрос Киркука. Еще до интервенции я был в иракском Курдистане, встречался с Джалялем Талабани, нынешним президентом, а потом с Масудом Барзани - сейчас он глава автономного района Курдистан. И оба, не сговариваясь, сказали мне: "Киркук - это наш курдский Иерусалим, мы его никогда не отдадим". Сейчас Киркук с его нефтяными богатствами находится вне пределов Курдистана. Если Хусейн проводил политику выселения курдов из Киркука, то сейчас все наоборот. Я не исключаю, что там начнется серьезное арабо-курдское противостояние. Но уверен, что Курдистан не выйдет из состава Ирака. Сегодня курдам живется неплохо, это самый развитый регион, торгующий с Турцией, Сирией, Ираном. Если они провозгласят независимость, им объявят бойкот.
Итоги войны
За семь лет в Ираке погибли 4415 американских военных, счет раненым идет на десятки тысяч. Более трехсот солдат потеряли союзники. Огромны потери среди гражданского населения - более ста тысяч человек. Война нанесла серьезный урон экономике: инфраструктура была разрушена, пришло в упадок сельское хозяйство. До сих пор казна терпит огромные убытки из-за терактов на нефтепроводах и энергетических объектах. Только в 2005 году Багдад потерял из-за диверсий более 10 миллиардов долларов. Непоправимый ущерб нанесен культурному наследию. В частности, мародеры разграбили Иракский национальный музей, тысячи экспонатов безвозвратно утеряны.