Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Контракт Регионального правительства Курдистана (КРГ) с крупным энергетическим концерном Европы RWE – это настолько большой прорыв из изоляции, что этот шаг практически равен де факто признанию независимости Иракского Курдистана. А экономическая независимость Курдистана этим контрактом признана де юре, поскольку . европейцы не заключают подобных констрактов без глубокой юридической проработки. Явно прорабатывали и пришли к выводу, что Эрбиль вправе распоряжаться своим имуществом.
Ранее курдам удавалось заключать соглашения только с небольшими компаниями, а некоторые компании сами отказывались от констрактов, заключенных с КРГ под давлением Багдада, который на основании якобы незаконных контрактов в правительством Курдистана подвергал эти компании дискриминации. Фактически же Багдад предлагал этим нефтяным компаниям своеобразное отступное (=более крупное месторождение), чтобы те ушли из Курдистана.
На этот раз Эрбиль заключил соглашение с одним из крупнейших и влиятельнейших энергетических концернов Европы, который трудно шантажировать и на который Багдад вряд ли способен оказать давление. А кроме того, ситуация с «Набукко» (и, следовательно, с энергетической независимостью и безопасность всей Европы) не терпит отлагательства. Газ был нужен уже «вчера», и этот крайне необходимый Европе газ находится в распоряжении правительства Курдистана. Багадад, конечно, может попытаться помешать курдам распоряжаться своими ресурсами на основании существующей конституции, статьи которой в правительстве Нури эль–Малики достаточно свободно трактуют, но сам Багдад этим газом распорядиться не может и еще долго не сможет, как бы ни развивались внутри- и внешнеполитические события вокруг автономии Курдистана.
Курдское руководство право в том плане, что реальная экономическая, социальная и иная государственная политика сейчас в Ираке возможна только на уровне провинций или регионов, последние предусмотрены конституцией Ирака, но их создание не поощряется, как следовало бы, а блокируется исполнительной властью. Курдистан сегодня, не будь там автономии, был бы деградирующей пустыней, как и многие районы современного Ирака, но благодаря автономии, долгие годы, находившейся под эгидой западных стран, сейчас это динамично развивающееся государственное образование. То, что Курдистан автономия, а не независимое государство ничего не меняет в том, что это – самостоятельное государство, национальное государство курдов, которое добровольно и – главное – на основании ныне действующей конституции и норм, записанных в ней, сущетствует в рамках Иракского федеративного государства. Курдам не надо добиваться государственности, она у них есть. Ею надо пользоваться, что они и делают. Но если им будут мешать, то вопрос о независимости нынешней автономии может стать актуальным, о чем не раз заявляли курдские руководители, чтобы урезонить те силы в центре, которым нынешняя конституция Ирака не указ. Последнее напоминание о природе государственного устройства Ирака лидеры Курдистана сделали в форме 19 требований к избирательным блокам по выходу из нынешнего кризиса.
В конституции Ирака предусмотрены широкие полномочия курдской автономии, в том числе и право распоряжаться своими ресурсами, хотя доходы от использования этих ресурсов должны поступать в совокупный доход Ирака, а затем распределяться пропорционально численности населения страны. Курды и не претендуют на большую, чем им положено долю, но они не намерены сидеть сложа руки и не делать ничего, что могло бы увеличить доходы федерации и, соответственно, собственной автономии. И это их право, которого их не может лишить правительство в Багдаде. Багдад раздражает то, что курды де факто экономически независимы от Центрального правительства. Им не надо ждать поступления дотаций из Багдада, скорее там должны понять, что поступление доходов от курдистанской нефти и газа накладывает на федеральное правительство существенные обязательства, которые оно должно выполнять в интересах провинций и регионов Ирака, на которые делится страна, иначе эти доходы иссякнут. Именно этого и боятся те, кто занимает места в Багдаде. .
Заявление о том, что только министрство нефти Ирака имеет право подписывать нефтяные или газовые контракты, неконструктивно, неверно, незаконно. Это тщетная попытка присвоить себе права, которые по конституции относятся к ведению регональных и федеральных властей и должны регулироваться законом о нефти, когда он будет принят парламентом Ирака, а до этого регулируется местными, в данном случае курдскими законами. Курдистан свой закон о нефти принял. Более того, в качестве одного из пунктов программы выхода из нынешнего кризиса курды требуют скорого принятия общеиракского закона о нефти. Боюсь, что при таком подходе, который демонстрирует нынешнее центральное правительство, к ведению министерства нефти в Багдаде отойдут только полномочия по сбору статистических данных.
Эрбиль задел Багдад за живое
1934 | 0 |