The Guardian", Великобритания
Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki), премьер-министр, который упорно цеплялся за власть, почти обеспечил себе новый срок на своей должности
Ирак установил новый мировой рекорд в области парламентской демократии: 213 дней страна живет без правительства. В пятницу Нури аль-Малики, премьер-министр, который изо всех сил цеплялся за власть, без малого обеспечил себе второй срок на своей должности, заручившись поддержкой своего бывшего противника - клирика Моктады ас-Садра (Moqtada al-Sadr), чьи сторонники некогда воевали с иракской армией за контроль над Багдадом и Басрой. Впереди еще несколько недель торговли, однако если состав правительства останется таким, как сейчас, т.е. почти полностью шиитским при поддержке со стороны курдов, те немногие политические достижения, которые были достигнуты в течение последних двух лет, могут начать раскручиваться.
Карта выборов в Ираке отражает разделение страны по религиозной принадлежности. Светская и в большинстве своем суннитская коалиция Айяда Аллауи (Ayad Allawi) получила все места в парламенте за исключением одного в таких провинциях, как Ниневия, Анбар и Салахуддин. Здесь находился очаг сопротивления мятежников и оплот Аль-Каиды в Месопотамии, так что участие суннитских племенных вождей в выборах было понято, как их безоговорочный отказ от политики насилия. В южных провинциях страны, напротив, победил Малики и его основные соперники среди шиитов, оставив Аллауи только несколько мест. Зажатые между живущими на севере курдами, требующими территориальных уступок в обмен на поддержку коалиции Малики, и населяющими южные районы шиитами, которые не желают, чтобы их деньги шли на север, лишенные возможности выбирать сунниты, должно быть, задаются вопросом, а стоят ли чего-нибудь их голоса. Как будто решив утвердить их в этой мысли, в конце прошлой недели Малики послал подкрепления войскам, размещенным в провинции Анбар.
Между тем, существуют также опасения насчет поведения сторонников Садра. В последний раз, когда они входили в правительство, они провели чистку в трех министерствах, которые контролировали - транспорта, сельского хозяйства и здравоохранения - и использовали ресурсы этих министерств для межконфессиональной войны. Какие министерства Моктада ас-Садр получит на этот раз в обмен на содействие? Кроме этого, настораживает тот факт, что сторонники Садра получают поддержку из Ирана, а США совсем не желают усиления иранского влияния в Ираке.
Переговоры по поводу состава нового правительства обусловлены опасениями двух противоборствующих сторон - одна боится, что Малики превратится в диктатора, а другая - что Аллауи ликвидирует итоги того послевоенного урегулирования, благодаря которому шииты получили власть, богатство и политическое влияние. Малики, который, похоже, побеждает, в настоящее время никак не реагирует на давление Соединенных Штатов, желающих убедить его дать суннитам места в кабинете, хотя США отнюдь не являются невинной овечкой, когда дело доходит до сектантства в политике Ирака. Линия, в основе которой лежит торговля министерскими портфелями, также не лишена подводных камней, ведь она является одной из основных причин разгула коррупции в стране. Здесь необходимо выбирать меньшее из двух зол. Хуже всего будет, если Малики поверит своей пропаганде и решит, что только сильная рука способна обеспечить мир, пусть даже шаткий и неустойчивый.