Вот уже несколько лет газопровод NABUCCO занимает полосы прессы. Отличительная сторона многих ремарок в том, что о нем больше спекуляций, чем объективной информации. И это нормально, ибо проект является более политическим, нежели экономическим. Но экономические выгоды, у него конечно тоже имеются.
Октябрь выделился тем, что о NABUCCO говорили больше. Высказывались бюрократы, бизнесмены разных стран. После последнего заявления вице-премьера правительства России Игоря Сечина даже турецкие СМИ пессимистично заговорили о проекте. А Ричард Морнингстар, будучи специальным представителем правительства США по энергетическим вопросам в Евразии, пров¸л три встречи в Вашингтоне, в Атлантическом Совете, Институте Джона Хопкинса, Центре Вудро Вилсона.
Хотя о NABUCCO Морнингстар говорил с меньшим оптимизмом, он вс¸ же настаивал на том, что США уверенно поддерживают проект ЕС "Южный коридор", частью которого является NABUCCO. Из заявлений Морнингастара было понятно, что хотя нынешнее правительство демократов не столько настаивает на данном проекте, как бывшее, американские дипломатические круги, которые, в отличие от политиков, не меняются с выборами, жалеют о пессимизме Обамы по отношению к NABUCCO и настаивают на скорой его реализации. В высказываниях Морнингстара более говорилось об ответственности и решимости европейских государств, а также Азербайджана и Туркменистана в реализации данного проекта. Заметил Морнингстар и нежелание Туркменистана присоединяться к проекту. Но позиция Туркмении на самом деле многозначна и по ходу условной реализации NABUCCO обязательно изменится. Понятно, что будучи далеко от Европы, Туркменистан больше принимает во внимание отношения с более близкими региональными силами, и в главной степени Россией и Китаем, но имея авторитарный режим управления, который он не собирается менять в ближайшие 10 лет, а также необходимость вовлечения западных компаний в разведку газа и нефти на Каспии, ибо сам Туркменистан или Россия пока не готовы начать данные разработки, также нуждается и в поддержке Запада.
Понятно одно: обычно сначала в проектах находятся ресурс и спрос, и лишь потом принимается решение о строительстве. В этот раз получается по-иному: если будет газопровод, газ (ресурс) для него обязательно найдется. Такова позиция как и США, так и Турции. Месседж Морнингстара таков: "пора определяться и начинать, а потом уж как-нибудь получится".
Реакция на слова Моргнинстара вначале последовала от Рейнхард Митчека, сказавшего, что окончательное решение по газопроводу будет принято в 2011 году (но не упомянувшего о возможности негативного решения), а строительство начн¸тся в 2012-м, хотя предыдущим сроком начала строительства было предусмотрен именно 2011 год.
Для реализации проекта очень важны как минимум два источника газа: первый вариант - это газ Азербайджана, а также северного Ирака (Малики в прошлом году в Анкаре предполагал, что Ирак может поставить около 15 миллиардов кубометра газа). Второй вариант - это газ Азербайджана и Туркменистана, с соответствующим Транскаспийским газопроводом. Позиция Ирака, конституция которого по вопросам природных ресурсов отда¸т полномочия не центральному правительству, а федеральным землям, оста¸тся неясной. Об этом 30 сентября в Атлантическом Совете говорил и Морнингстар, выражая надежду, что новое правительство Ирака договорится с региональным курдским управлением по поводу разработки нефтегазовых залежей.
Туркменистан вообще ничего не обещает, а Азербайджан, хоть и дает надежды по поводу второй фазы газового месторождения "Шахдениз", не способен в одиночку с запасом 16-18 миллиардов кубометров реализовать работу газопровода. Туркменистан, с его триллионными запасами газа, является важным условным составляющим "Южного Коридора". Каковы же на самом деле шансы NABUCCO?
С Азербайджаном все ясно: после турецко-азербайджанского договора о продаже газа от 7 июня 2010 года он отдаст часть добываемого газа второй фазы "Шахдениза". Правда консорциум "Шахдениз-2" должен принять решение в ближайшие 6 месяцев, но по-видимому решение уже принято. Азербайджан не может просто проигнорировать требование Запада, не только потому что диверсификация транспортных путей ему выгодна как геополитически, так и экономически. Июньское соглашение Азербайджана с Турцией, хотя и оставило надежду на NABUCCO, все же не стало ее гарантией - силам, которые этого газопровода не хотят, был дан месседж - "все равно этого газа не хватит"... Но таково ли реальное положение дел?
Последний визит президента России в Туркменистан тоже заслуживает особого внимания. Как же оценить высказывания Игоря Сечина о бесперспективности NABUCCO? Важно и решение отложить строительство Прикаспийского газопровода из Туркменистана в Россию. Видимо, Медведев также слишком уверен, что к NABUCCO Туркменистан не присоединится, и вместо того, чтобы тратиться на ненужный Восточный Прикаспийский газопровод, Медведев решил инвестировать в ТАПИ, проект которого, что интересно, поддерживают США. Россию тоже можно понять - проблемы с финансированием испытывают все, потребности рынка меняются, к тому же в Европе работают над сланцевым газом и альтернативными ресурсами энергии - вот и начало строительства Прикаспийского газопровода было перенесено. Тогда как на самом деле, ситуация вокруг Туркменистана - очень тонкая и все происходящее на самом деле только стимулирует строительство NABUCCO.
Запад поддерживает строительство ТАПИ потому, что это в первую очередь уменьшит зависимость Туркменистана от России. С другой стороны, несмотря на нерешенный правовой статус Каспия, разногласия между Азербайджаном и Туркменистаном по поводу отсчета береговой линии для разделения на сектора, а также спор по поводу 2-4 газовых месторождений, являющиеся основными проблемами реализации Транскаспийского газопровода, в случае начала строительства участков газопроводов для "Южного коридора", будь то NABUCCO или же трансадриатический газопровод, Туркменистан изменит свою позицию. Когда появится реальная возможность поставки каспийского газа, в вопросах спорных газовых запасов Запад поддержит Азербайджан, который готов делиться этим газом с Европой. Чтобы избежать этого и не потерять свою долю, Туркменистан просто не сможет не примкнуть к NABUCCO.
Об этом заявил и Морнингстар, заметив, что "если на ранней стадии поставок газа Туркменистан не решится дать газ для NABUCCO, после это окно будет для него закрыто, и возможно, что Азербайджан станет единственным поставщиком для NABUCCO. Эту вероятность предвидят и туркмены и недовольство Бердымухаммедова по поводу отсрочки строительства Восточного Прикаспийского газопровода, именно с этим и связано. Туркменистан потому и торопится с построением газопроводов, которые можно реализовать в короткий срок. А вот западные компании инвестируют в Туркменистан не только из-за экономических соображений. К примеру, заявление главы бельгийской компании Enex Кун Минне о том, что его компания и консорциум нескольких европейских энергетических компаний в ноябре могут заключить сделку с Туркменией по сжиженному природному газу, объясняется исключительно тем, чтобы заинтересовать президента Бердымухаммедова в европейском рынке. Ибо сам этот проект трудно реализуем. По словам Минне, проект предусматривает, что каждый год, начиная с 2013-2014 года, через Каспийское море в Азербайджан будет переправляться танкерами от 3 до 4 миллиардов кубометров сжиженного туркменского газа, который потом пойдет по уже действующему трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум в Турцию. Дело в том, что технически одновременно перекачивать несжиженный и сжиженный гад невозможно, а на данный момент данный газопровод используется для перекачки несжиженного газа. Транскаспийский газопровод больше нужен Туркменистану и ЕС, нежели Азербайджану. Туркменский газ в Европу для него - лишь дополнительный конкурент.
Реализация NABUCCO России, конечно же, невыгодна. Но проект обещает поставлять в Европу лишь 5 процентов требуемого газа, что серь¸зной цифрой не является. Однако поставки газа могут увеличиться (предполагаемый пропускной объем поставок - 31 млрд кубометров). Морнингстар говорил и о вероятности поставки сирийского или ливанского газа в Турцию, а оттуда в Европу. Позиция США такова: энергетическая безопасность Европы является е¸ национальным интересом и диверсификация транспортных путей крайне важна, даже если по этому маршруту будет поставляться небольшая часть газа для удовлетворения спроса. Очевидно, что тут преобладают не экономические, а более политические соображения. Второй половине ХХ-го и всему ХХI веку присуще то, что, в отличие от классического капитализма, экономические интересы всегда подстраивались под политические.
Возможно ли предотвратить NABUCCO? Похоже, что газопровод, один конец которого упирается в Туркменистан, предотвратить и возможно, но вот реализация "Южного коридора" ЕС является неизбежным. Позиция Вашингтона в отношении проекта сегодня сменилась: от уверенности, советов, поддержки и предупреждений, он пытается перейти к делу - и процесс уже начался.
Др. Фархад Мехдиев - заведующий кафедрой международного права, Университет Кавказа (Азербайджан), приглашенный научный сотрудник, Университете Джорджа Вашингтона (США).
regnum.ru