Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Курды добиваются от будущего премьера письменных обязательств соблюдать... конституцию Ирака. Это вызывает большое раздражение у суннитов и шиитов, причем раздражение не только моральное, но и политическое: в Ниневии и в Киркуке потенциал политических партий растет на антикурдской риторике. Малики давно уже мог бы принять курдские требования и стать премьером, однако он тянет. А тянет он, не потому что не заинтересован в тактической поддержке курдов, а потому что боится потерять политическую базу, а также потенциальных союзников среди шиитов и суннитов, что даже по голосам, а главное по стратегическим последствиям много важнее сиюминутной курдской поддержки. Более того, сам Малики против курдских требований: он сторонник сильного центра. Хотя не ясно в чем тогда будет проявляться федеративная природа Ирака как федеративного государства?
Но даже если такие обязательства будут им приняты, значит ли это, что договор между Курдским блоком и Правовым государством Малики можно будет обжаловать в суде и добиться выполнения принятых обязательств? Нет!
Все возможные соглашения неформальны, т.е. они за рамками закона, не предусмотрены конституцией. Они реально не обязывают договаривающиеся стороны, а лишь фиксируют их моральные и политические обязательства. Если Малики, став премьером, забудет о своих обязательствах (а так и будет, если он не мытьем, так катанием добьется своего), что делать курдам? Провозглашать независимость Курдистана? Бойкотировать работу парламента, прекращать свое участие в общеиракской политической жизни? Готовы ли курды на эти шаги сегодня, после того, как они вложили столько сил в сохранение единого Ирака? Да и просто упустили момент. Когда это на волне свержения Саддама было бы хоть сколько-то приемлемо. А тут еще Киркук. Возможно ли это без серьезных потрясений в Курдистане, где стабильность и рост – главные факторы успеха, и который, если идти по этому сценарию, завтра придется снова превратить в военный лагерь? Каковы будут последствия? В любом случае потерь будет много. Это перспектива из числа катастрофических сценариев. Но ее нельзя почувствовать иначе, как на практике, т.е. спровоцировав курдов на этот шаг. Малики должен знать, что курды пойдут на столь решительные меры, только тогда он возможно будет придерживаться данных обязательств. Но курдам трудно предсказать, каким будут исход столкновения. Многое говорит, что победа будет на их стороне, но бед и потерь перенести придется немало.
Если же нет подобной перспективы, если подобная угроза не озвучена, то какой будет резон у Малики выполнять навязанные ему обязательства? У курдов есть красная линия - Киркук, но вдоль этой линии сейчас расположились части иракской армии (Малики обещает направить туда еще одну бригаду иракской армии), которые выжимают курдские пешмерга из спорных районов. Конечно, Багдаду не удастся положить конец курдской автономии, как он прервал развитие Басры в автономию или даже в самостоятельное государство, но он может предельно затруднить независимое развитие, когда Эрбиль сам решает, что и как делать. Провинции на севере Ирака должны быть частью Ирака и их судьба должна определяться в Багдаде. Так считает Малики. Он уверен, что курды могут сделать карьеру в столице и в сильном Ираке, особенно (добавим) те, кто знает арабский, но разве Саддам не предлагал им того же? И чем это кончилось?
Проблема состоит в том, что Ирак не сильно изменился в результате американской ограниченной военной операции, убрали одну верхушку, но функциональные потребности Ирака как единого государства, каким он остался, требуют воспроизводства авторитарной политической структуры, и то, станет она тиранической или нет, зависит не от тех, кто ее составляет, а от того, с каким сопротивлением она столкнется.
Но тогда о каких значимых обязательствах должна идти речь? Кто должен дать курдам, суннитам или шиитским фракциям (шиитский лагерь далеко не монолитен) обещания, гарантии и кто должен обеспечить их безусловное выполнение? Это явно не слово того или иного иракского политика. Это могут быть только серьезные международные обязательства. Безусловно, должны быть международные силы, которые будут гарантировать выполнение этих обязательств, но они-то и будут даже в том, что будет касаться политических и даже моральных обязательств юридически законными. Если будущий сильный премьер Ирака не выполнит условий этого международного договора, которым будут оговорены условия создания нового правительства Ирака, то международные силы должны будут обеспечить выполнение этих договоренностей, а права курдов и других этнических и конфессиональных меньшинств должны быть гарантированы тем, что в случае их нарушения они получат обещанные гарантии вплоть до независимости.
Перетягивание каната длится уже восемь месяцев. Малики и Аллави надеются силой или хитростью решить дело в свою пользу. Тот и иной вариант, в конечном итоге (к третьему или четвертому году правления) окажется антикурдским. Курды не могут проголосовать за подобное решение. Трудно сказать, сколько месяцев потребуется еще, чтобы стороны пришли к выводу, что выход из нынешнего политического тупика лежит не в Эрбиле, Багдаде или Басре, и даже не в Дамаске или Эль-Риаде, а он в том, что договоренности сторон – шиитов, суннитов, курдов и светской части иракского населения – должны быть гарантированы внешними силами на самом высшем уровне – США, Великобритания, Россия, Франция, Турция, Иран, Сирия и Саудовская Аравия путем придания им характера обязывающих международных договоренностей. Тогда можно подписываться...
Решению иракской проблемы необходимы международные рамки
1986 | 0 |