Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Очень трудно понять, на что рассчитывал Айяд Аллави, как и невозможно увидеть какую-либо политическую рациональность в его поведении. Как можно рассчитывать опираясь поддержку только суннитов, даже очень важных, бывших генералов и министров, шейхов и толстосумов, и на арабские страны, даже очень и очень богатые, стать премьер-министром в стране с шиитским большинством и курдским меньшинством, правда, очень сильным и организованным, но главное оба народа еще не забыли зверства Саддама? Как можно пытаться действовать, вопреки воле шиитского населения, все годы и после свержения Саддама бывшего объектом кровавых террористических актов как в самых священных для шиитов местах, так и во дворах и на близлежащих рынках? Блок Аллави опередил на два места блок Малики, но по сравнению с тем, сколько мест собрали все шиитские партии, он оказался далеко позади, и в Ираке иначе пока быть не может. У Аллави не было шансов заручиться поддержкой шиитов и курдов, даже если бы те остались разобщенными, поскольку он не способен сделать хотя бы несколько шагов им на встречу. В Ниневии и в Киркуке конкуренция между блоком Аллави и курдскими партиями сильно обострила ситуацию, а линия этнического противостояния обозначилась еще четче.
И курды, и шииты получили урок по итогам мартовских выборов: им еще рано спорить внутри своих общин и между собой, поскольку еще не решены задачи создания в Ираке условий, при которых доминирование одной общины в стране станет невозможным. Действия Аллави сплотили шиитский сектор, в котором политические, а не конфессиональные факторы начали было набирать силу, разводя бывших союзников. В Курдистане также стало яснее, что еще не решены задачи создания гарантированных условий для развития курдской государственности даже в форме автономии. Ясно, что шииты и курды не могут сейчас отдать власть в стране суннитам, чтобы не оказаться снова в условиях, мало отличающихся от тех, что были при Саддаме.
Правда, если курдам это в принципе было ясно с самого начала, то Малики будем надеяться сделает этот вывод после восьмимесячной выволочки, в которой он виноват и сам. Правительство суннитского меньшинства в Ираке невозможно в демократическом Ираке. Но и невозможно представить себе демократический Ирак иначе как федеративное государство, в котором меньшинства, а не только крупные общины – шииты, курды, сунниты – будут чувствовать себя свободно и уверенно.
Не хотелось бы демонизировать Айяда Аллави. Будем надеяться, что он займет критически важное место в структуре нынешнего Ирака, поскольку разумная позиция суннитской общины крайне важна для будущего этой страны, но его собственный политический бэкграунд говорит о том, что он слишком привержен силовым, авторитарным методам решения политических задач. Вряд ли Ираку нужен руководитель, претензии которого на власть связаны с подготовкой переворотов и спецопераций против Саддама Хусейна. Айяд Аллави заслуженный борец, он рисковал своей жизнью, был на грани смерти, потерял своих близких в борьбе против Саддама. Человек с такой биографией, безусловно, герой и заслуживает почета и уважения. Но вряд ли это тот багаж, с которым человек должен придти во власть в современном Ираке. Страна прошла тот этап, когда выходом для нее было свержение Саддама в результате военного переворота (что, к сожалению, предполагало дальше авторитарные, хотя и более гуманные, методы правления), Ирак уже не тот, чтобы им управляла «хунта», которая сама бы себя поставила у власти, помимо воли народов.
Ни шиитам, ни курдам уже не навязать силой правил поведения из Багдада. Шииты и курды сейчас доказали это Аллави, договорившись внутри себя и между собой, они пошли на встречу Аллави, предложив суннитам создать правительство национального единства, что далеко непросто в Ираке, но хотелось бы, чтобы этот урок отчетливо понял и вновь ставший премьер-министром Нури эль-Малики.
Восемь месяцев Ирак проходил выучку в своеобразной политической школе, изучая на собственной шкуре пути сохранения национального единства и поиска межпартийного и межэтнического взаимодействия. Если бы Нури эль-Малики набрал на выборах в марте 2010 года на 5-10 мест больше, то, скорее всего, этого важного для дальнейшего выживания Ирака политического опыта у страны бы не было. Это грозило бы Ираку и его составным частям немалыми бедами в будущем. Сейчас ситуация изменилась. Спасибо Айяду Аллави за бойцовские качества и за этот непростой, но нужный урок. Условно этот тяжелейший восьмимесячный период в истории Ирака можно назвать уроком Аллави.
Урок Айада Аллави
1449 | 0 |