Ольга Мазал, Kurdistan.Ru
На этой неделе Турция вспоминает курдского певца Ахмета Кая. Десять лет назад 16 ноября 2000 года он ушел из жизни вдали от родины, в Париже. Сегодня в крупных городах Турции курдские певцы собирают многотысячные залы, курдская речь слышна повсюду, можно свободно купить книгу или диск на курдском языке. Во времена славы Ахмета Кая, в 90-ее годы прошлого века требовалось немало мужества, чтобы просто произнести слово «курд» или «курдский» публично.
Тогда, за год до своей смерти от сердечного приступа, 10 февраля 1999 года на церемонии награждения в зале Принцесс-отеля в Стамбуле, будучи на вершине своей славы, Ахмет Кая, произнес те роковые слова, которым следовало кардинально изменить не только его жизнь, но и жизнь всей страны. Его выбрали лучшим исполнителем «протестной музыки» года. Выйдя на сцену, Ахмет Кая сказал следующее: «В новом альбоме, который я хочу скоро выпустить, будет песня на курдском языке, я сниму клип на эту песню. Уверен, что среди присутствующих здесь есть смелые телевизионщики, которые помогут мне».
Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Публика раскололась на два лагеря: в записи с церемонии награждения отчетливо видно, что часть зала начала аплодировать, а другая – в негодовании вскочила со своих мест. В адрес певца стали звучать оскорбления, полетели вилки, мелкая монета. Один из турецких поп-певцов Сердар Ортач вышел на сцену и, обращаясь к Ахмету Кая, спел следующие строки «Это отечество в наших руках, Турция на пути Ататюрка». Журналисты плотным кольцом окружили Ахмета Кая, камеры нависли прямо у него над головой. Не в силах более выносить происходящего, певец покинул церемонию награждения. Вслед ему летели оскорбления. «Предатель родины», «бессовестный» - кричали ему.
Тут же началась кампания по травле певца в прессе. Наиболее активную роль в этом деле сыграла турецкая газета «Хюрриет». Выходили статьи, обвиняющие Ахмета Кая в терроризме, разжигании межнациональной розни. Газета прибегала даже к откровенному фотомонтажу и клевете. Стамбульский Суд Безопасности возбудил уголовное дело против певца сразу после публикации в газете «Хюрриет» фотографий с концерта Ахмета Кая 1993 года в Берлине, организованном Ассоциацией курдских бизнесменов. Он был приговорен сначала к 10 с половиной годам тюремного заключения, а потом к 3 годам и 9 месяцам за «подстрекание к национальной розни и помощь раскольнической организации РПК».
Ахмет Кая иммигрировал во Францию, где и прожил свои последние дни. Как писал один из выдающихся курдских интеллектуалов и поэтов начала XX века Нуреддин Заза: «Быть изгнанным – значит быть обреченным на вечное одиночество. Как неспешно и прекрасно течет эта река, но ее красота не трогает ни единой струны моей души. Она не похожа на реки из моего детства. Меня спрашивают, почему тень печали не сходит с моего лица. Однако, когда я отвечаю им, они не слышат меня, потому что они не понимают моего горя». Ахмет Кая пережил все: и преследование, и изгнание, и горести жизни на чужбине.
Певец прожил всего 43 года, но много успел сделать за свою недолгую жизнь. Ахмет Кая родился в 1957 году в городе Малатья на востоке Турции в бедной семье. Учась в школе, он начал подрабатывать в музыкальном магазине, продавая кассеты и пластинки. Из-за сильных материальных трудностей семье Кая пришлось перебраться в Стамбул. Ахмет бросил школу и подрабатывал разнорабочим, уличным торговцем, подмастерьем. Не смотря на сложности с турецким языком, проблемы с законом (Ахмет Кая в 16 лет первый раз попал в тюрьму) и постоянные материальные трудности, именно в Стамбуле он начал серьезно заниматься музыкой. Его путь к успеху начался с любительских выступлений в Народной ассоциации. Особенно хорошо ему давалась игра на багламе – ближневосточном национальном инструменте.
Уже в 1985 году вышел его первый альбом «Не плачь». Глубокий проникновенный голос Ахмета Кая покорил сердца многих. Секрет популярности певца заключался в «протестности» его лирики. 80-90 годы прошлого века для Турции были тяжелым временем. Это был период непрекращающихся боевых действий на востоке страны, «таинственных убийств» представителей интеллигенции, гегемонии военных и экономических трудностей. Турецкое общество как никогда в то время нуждалось в «глотке свежего воздуха», в надежде на более свободное демократическое будущее. Лирика Ахмета Кая отличается богатым языком и несет в себе глубокий скрытый смысл. В атмосфере социальной и политической нестабильности, цензуры и гонений на левые идеи, наполненные аллегориями и двойным смыслом песни Ахмета Кая покорили публику. В своей лирике он затрагивал темы одиночества и тюрьмы – песни «Его звали Бахтияр», «Я попал в беду» и «Найди меня, мать», социалистической утопии - «Не плачь», войны – «Словно песок», родины и чужбины – «Я ухожу».
1986 год стал важным в жизни Ахмета Кая: на студии «Деишим» вышел его альбом «Рассветная песня» и он женился на Гюльден Хаялоглу, сестре известного поэта и музыканта Юсуфа Хаялогу. В 1987 году у него родилась дочь Мелиса.
В конце 80-х годов певец большое внимание уделял игре на багламе. Один из ярких примеров его виртуозной игры на этом музыкальном инструменте – аранжировка к песне «Друг».
Вышедший в 1994 году альбом «Мои песни горам» побил все рекорды продаж и разошелся тиражом в 2 800 000 экземпляров. Альбом получился более смелым и условно «курдским». В песнях этого альбома были затронуты темы нераскрытых убийств – песня «Час убийства», уходящей в горы курдской молодежи - песня «Свободный голос». Именно из-за слов этой песни концерты Ахмета Кая были отменены, а альбомы арестованы. «Я не могу врать тебе, что однажды твой брат вернется с гор, тот, кто уходит никогда не возвращается», - вот слова, которые не на шутку всколыхнули Турцию.
Не смотря на свои, мягко говоря, напряженные отношения с властями Ахмет Кая активно работал на телевидении. Он писал музыку к фильмам и даже вел собственную передачу под названием «Пароход Ахмета» на турецком телеканале «Д».
Чем более популярной становилась протестная лирика Ахмета Кая, тем больше он задумывался о необходимости написания музыки на родном курдском языке. Перед глазами у певца проходили исковерканные судьбы курдских певцов – травли, гонения, ссылки и тяготы жизни на чужбине. Певец выпустил 22 альбома, но у него была всего одна песня на курдском языке. Она называлась «Караван».
Ахмет Кая, чувствуя моральный долг перед своим народом, решился заявить о новой песне на церемонии награждения в Принцесс-отеле. Однако воплотить в жизнь мечту певца суждено было лишь только его последователям. Песня на курдском языке «Караван» вошла в альбом «Прощай», выпущенный в 2001 году посмертно друзьями Ахмета Кая. Клип на песню также был снят. Воля певца была исполнена.
Жажда перемен, популярность левых идей и протестные настроения в Турции имели свои границы. Они закончились там, где начался «курдский вопрос». После знаменитой речи в Принцесс-отеле от Ахмета Кая отвернулись многие последователи и фанаты. После того, как он поднял болезненный для турецкого общества вопрос курдской идентичности, его заклеймили «предателем» и «раскольником».
Многое поменялось в современной Турции. Открываются курсы курдского языка, курдские дома культуры, уже никто не запретит курдам говорить в общественных местах на своем языке и слушать народную музыку, партии прислушиваются к чаяниям курдских избирателей. Даже глава турецкой националистической Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу в эту годовщину смерти Ахмета Кая возложил цветы на его могилу в Париже. Именно за все эти демократические достижения Ахмет Кая и многие другие в свое время заплатили собственными жизнями.