Явуз Байдар, "Тудей Заман"
"Демократическая автономия предлагает драконовское, марксистского стиля правление для курдов" - так назывался длинный, превосходный анализ, опубликованный вчера в этой газете. Набор "предложений" Конгресса демократического общества (ДТК), который во многом зависит от Рабочей партии Курдистана (РПК), равно возмутил и турок либерального и левого флангов, и курдов, которые представляют точки зрения, отличные от РПК. Когда содержание текста, представленного в минувшие выходные в Диярбакыре, было обсуждено более подробно, стало также очевидно, что многие ведущие интеллектуалы и активисты, приглашенные туда, ощутили, что их "инструментализировали", или использовали, для придания легитимности спорным рекомендациям.
Своевременно или несвоевременно, шаг ДТК родился из потребностей, наложений и "своего рода" элементов "реальной политики". Он был обречен "вылиться" рано или поздно, так как позади этого фактора стоит "сила", с который необходимо считаться. Следовательно, со всей очевидностью свидетельствует о предстоящей борьбе между реалистами и максималистами, являясь строгим предупреждением для правящей Партии справедливости и развития (АКП) и независимых интеллектуалов, которые были движущей силой этого процесса нормализации и примирения в истекающем уже десятилетии .
С одним из самых проницательных анализов курдской проблемы в Турции выступил Джаляль Талабани, президент Ирака. В интервью, данном в субботу газете "Хюрриет", он сказал следующее: "Не следует ожидать больших скачков от одной политики к другой. Посмотрите внимательно на то, что происходит на поле. Курды могут свободно собираться на собрания в Диярбакыре и других городах, они представлены в парламенте и выражают свои требования. Они публикуют и транслируют, что хотят. Никто не отрицает больше курдской идентичности. Они говорят по-курдски друг с другом - в городах, деревнях, кафе. Курдский учат в частных школах. Все эти шаги были немыслимы 10 лет назад. То, что сделала АКП в (курдском) регионе, в частности экономические проекты, это очень важно. Достижения последних восьми лет равны последним 30 годам. Мы в Ираке совершили ошибку, сосредоточив внимание на чисто политических требованиях, а не на инфраструктуре и сельском хозяйстве. Решение в Турции зависит от ее правительства и его народа. Если бы иракский народ не принял, мы, курды, не получили бы наши права. Насколько я помню, только 2 миллиона из 12 миллионов человек в Ираке, которые голосовали за конституцию, были курды. Те, кто будет решать проблемы в Турции, - народ; он должен достичь соглашения".
После того как я подробно прочитал предложение ДТК, мне стало ясно, что цель заключается в создании модели, основанной на ленинско-сталинском управлении политической и социальной жизнью, которая, как это ни странно, осуществляется также в значительной степени в стиле "копировать-вставить", осуществляемом ХАМАС в Газе. Она была разработана в нарушение цивилизованной демократической модели, которая продемонстрирована в Испании, Канаде, Боснии и т.д., и вместо этого дает полную силу тем, кто воевал во имя РПК, навязывать свою волю местным жителям. Это не оставляет "жизненного пространства" для умеренных, либералов и консерваторов в регионе. Кроме того, вертикальная модель была разработана для создания опеки РПК над правами человека во всем регионе.
Консервативные курды особенно важны. Хотя было совпадение между промарксистскими элементами РПК и исламистскими курдами в борьбе за признание самобытности, союз основан на очень рыхлой почве и склонен к расколу. Другими словами, он был временным, и вес АКП в регионе стал более заметен в последние годы.
"Молодые курды", в лице Селахаттина Демирташа и его поколения, сознательно выбрали уход в сторону от реализма. Они утверждают, что АКП будет зависеть от них в своей нелегкой борьбе за новую конституцию, и проталкивание программы будет достаточно сильной угрозой, чтобы зажать ее в угол. Демирташ знает, что содержание и язык "демократической автономии" служат инструментом для ультранационалистической Партии националистического движения (ПНД), чтобы "взять себя в руки" и пройти 10-процентный барьер на выборах, о чем они в настоящее время беспокоятся.
Есть признаки того, что линия РПК-БДП-ДТК будет продолжать строить свою стратегию на демонстрациях силы, игнорируя чувствительность переходного процесса, привлечении Абдуллы Оджалана в качестве основного - а если можно и единственного - актера в определении курса курдов в Турции. Максимализм является наиболее серьезной угрозой на данный момент для хрупкой нормализации, потому что он - если на нем настаивать - обрекает на создание смертельной симметрии между турецкими и курдскими шовинистами. Талабани видит это, и его беспокойство является неподдельным.
"Демократическая автономия" - модель для опеки РПК
1840 | 0 |