Дэвид Романо, "Рудав"
На последнем XIII съезде Демократической партии Курдистана (ДПК), председатель партии Масуд Барзани вновь заявил о праве курдов на самоопределение. Насколько можно было видеть, дипломаты из соседних стран и иракские арабские лидеры, участвовавшие в мероприятии, даже не моргнули от такого рода риторики, хотя в некоторых арабских СМИ позже прозвучала тревога из-за курдского сепаратизма. Как отмечали некоторые из моих коллег-обозревателей в этой газете, такого рода заявления о неотъемлемых правах курдов и других народов вряд ли новы, и не связаны с какой-то конкретной политической программой иракских курдов.
Один из вновь избранных членов руководства ДПК, Джафар Эминки, уточнил замечание г-на Барзани о самоопределении: "право на самоопределение стало теперь принципом ДПК. Если федерализм не удастся, мы будем следовать этому принципу". Требования иракских курдов, задолго до того как Саддам пришел к власти или был свергнут, всегда были сосредоточены на двух явных элементах:. Автономия Курдистана и демократия Ираку.
Федерализм выступает в качестве средства осуществления курдского стремления к автономии (Федеральный Курдистан) и демократии, без которого не может быть гарантирована автономия. Г-н Эминки просто указывает, что если политические силы в Багдаде будут пренебрегать или демонтируют добровольный федеральный иракский союз (ратифицированный в 2005 году на конституционном референдуме), курды будут по-прежнему преследовать свое право на самоопределение. Если какая-либо автономия или демократия в Ираке окажется невозможной, то иракские курды четко намерены попытаться установить свое собственное отдельное государство.
Как я утверждал в своей колонке 11 ноября, у курдов остается наиболее мудрый выбор: остаться в составе Ирака до тех пор, пока Багдад уважает курдскую автономию и стремится соблюдать свою демократически ратифицированную конституцию, а также обеспечивает Курдистану возможность оставаться активным в политике в Багдаде. Ставка иракских курдов на отделение, когда практически все курдские требования автономии и децентрализации управления выполнены, дадут ясный урок соседним странам с курдским меньшинством. В результате могут подвергнуться серьезной опасности эти соседние курдские общины и их собственная борьба за самоопределение и национальные права.
Но почему г-н Барзани решил повторить заявление о курдском праве на самоопределение в это время? С одной стороны, как заявил премьер-министр Ирака Нури аль-Малики после того как побывал на Съезде, "для внутреннего [курдского] потребления." Однако, высшие дипломаты соседних государств, а также иракские арабские лидеры были приглашены для участия в мероприятии, где выступил со своим заявлением г-н Барзани. Ясно, что г-н Барзани также, кажется, пытается заставить регион свыкнуться с курдской автономией или даже государственностью.
Если его рассматривать в контексте другой иракско-курдской политики, сообщение становится еще яснее. Иракские курды активно привлекали турецкие и иранские бизнес-инвестиции в свой регион, они предложили стать посредниками в конфликтах с участием курдского меньшинства в соседних государствах, они упорно работали, чтобы помочь сформировать новое всеохватывающее иракское федеральное правительство после мартовских выборов 2010 года, и они в основном избегали конфронтаций между курдами и государством, происходящих в Турции, Иране и Сирии.
В целом, иракские курды, кажется, заявили, что будь они автономными или полностью независимыми, соседи могут рассчитывать на них как на умеренных, с которыми им всегда будет легко. Другими словами, иракский Курдистан будет больше походить на другую Иорданию после 1967 года в регионе. Хотя большинство иорданцев сочувствуют своим палестинским братьям в соседних государствах, Иордания является небольшим, слабым государством, чьи лидеры осторожны во избежание неприятностей с соседями. Хотя большинство политических элит в регионе по-прежнему очень подозрительны в отношении курдского самоопределения, они все больше понимают, что Иракский Курдистан "иорданского стиля" был бы предпочтительнее новой Газы или Эритреи на их пороге.
Дэвид Романо, обозреватель "Рудав", профессор ближневосточной политики в Университете штата Миссури и автор монографии "Курдское национальное движение" (2006, Cambridge University Press).
Новая курдская Иордания?
2020 | 0 |