По мере того как США расширяют свою практику демократизации Ближнего Востока, государства региона все откровеннее становятся в оппозицию к Вашингтону, консолидируясь на базе исламского фактора. Причина данного парадокса проста. Она кроется в методах, используемых Штатами. Как правило, речь идет о принуждении и односторонней выгоде сверхдержавы. Даже недавние союзники Белого дома активно пересматривают свои внешнеполитические приоритеты. Среди последних наиболее значимую роль в силу своего ресурсного и геополитического потенциала играет Турция.
О том, что в американо-турецких отношениях наметился серьезный раскол, стало ясно еще накануне вторжения США в Ирак. Тогда Анкара отказала Пентагону в предоставлении своих военных баз для переправки американских войск непосредственно в зону боевых действий. Следующим тревожным для Запада звонком явился приход к власти в Турции происламского правительства. Судя по тому, как долго последнее сохраняют свои полномочия, сторонники светской Турции лишились влияния в стране надолго, если не навсегда.
Главной причиной озвученного раскола бывших стратегических союзников видится курдский фактор. Как известно, в результате оккупации Ирака иракские курды получили значительные свободы. Разумеется, делить курдов на иракских или турецких было бы наивно, даже если взять во внимание то, что эти группы часто враждуют между собой. Ведь стратегическая цель у курдов одна – образование независимого государства Курдистан, и когда перспектива обретения собственного государства станет реальной, 40-миллионный народ на время откажется от междоусобных распрей. Тактика турецких курдов прямо указывает в пользу высказанной версии. Осуществив боевые акции против турецких вооруженных сил, сепаратисты отходят на соседние территории, в иракский Курдистан. В связи с чем неоднократно вставал вопрос о проведении широкомасштабной войсковой операции турецкой армии на территории Ирака. Теракты, направленные против турецких военных, становятся все более частыми и дерзкими. Судя по тому, что после очередной атаки сепаратистов глава турецкого правительства Р. Эрдоган пообещал «утопить террористов в собственной крови», вылазки курдских боевиков вызывают у турецкого руководства неподдельную тревогу.
В значительной мере дрейфу Турции в сторону исламского мира способствует политика Евросоюза. Еще несколько лет назад могло показаться, что выдвинутые в Анкаре требования Брюсселя как необходимые для вступления в ЕС обоснованны. Сегодня не вызывает сомнений то, что за указанными проволочками скрывается твердое нежелание Европы принять Турцию в свои ряды. Не исключено, что здесь не обошлось без рекомендаций Белого дома. Ведь сама Европа, казалось бы, заинтересована пополнить свои ряды столь мощным субъектом, как Турция, нежели географически европейскими, но проблемными в экономическом плане государствами.
Настроение Анкары в связи с проводимой в ее отношении политики со стороны Запада угадывается в недавнем инциденте с так называемой флотилией мира, когда сторонники палестинцев попытались доставить в блокированный Израилем сектор Газа гуманитарную помощь.
Примечательно, что одним из главных инициаторов отправки гуманитарного каравана выступила Турция, и именно ее граждане оказали наибольшее сопротивление израильским военным при аресте судов. Израиль в данном случае, как самый близкий союзник США, олицетворял образ Запада.
По сути, Запад просто толкает Турцию в объятия ортодоксального ислама. В связи со сказанным примечательно недавнее заявление, сделанное главой Сирии Башаром Асадом, который объявил о создании нового тройственного альянса Сирии, Турции и Ирана. В качестве покровительствующей державы позиционируется Россия. Если в этой конфигурации Россия займет нейтральную сторону, что вполне вероятно, учитывая современные тенденции в отношениях Москвы и Вашингтона, описанный блок будет иметь исламский «окрас» со всеми вытекающими последствиями в духе теории «столкновения цивилизаций». Кстати, всех участников квартета, за исключением России, связывает проблема курдского сепаратизма.
Вскоре турецкому руководству предстоят выборы, и, вероятнее всего, тема противостояния западным веяниям станет основой политической платформы действующего правительства Турции. Особенно если выборная кампания будет сопровождаться провокациями сепаратистов, обвинениями турков в геноциде армян и прочими неприятными для Анкары аспектами. А ведь известно, что ничто так не сплачивает нацию, как фактор внешней угрозы.