Если Запад начал бомбардировки не ради свержения Каддафи, а для защиты гражданского населения, то сразу должно было бы быть заявлено о некоторых территориальных границах, т.е. временных линиях разграничения враждебных сторон, которые должны быть установлены на момент начала западного вмешательства, в пределах которых должны оставаться стороны, не допуская выхода за их пределы. Это касается не только войск правительства, но и формирований повстанцев, о которых сообщается, что они перешли и готовятся перейти в наступление. Воздушный щит Запада над Ливией не должен превратиться в щит наступающих повстанцев. Иначе Запад будет выступать как сторона конфликта – союзник повстанцев.
Правда, эта союзническая позиция Запада проявляется в постоянных заявлениях о том, что Каддафи должен уйти. Если даже Британии после десятилетий ее внутренней войны в Северной Ирландии трудно искренне говорить на эту тему, то вообще странно, когда эту же позицию без тени сомнения повторяет турецкий президент Эрдоган, у которого немало собственных "скелетов" в шкафу, а восстание в Турецком Курдистане может вспыхнуть в любой момент. Реджеп Эрдоган в отличие от Муамара Каддафи получил свой пост в ходе выборов, но эти выборы были того же порядка и даже несколько хуже, чем выборы в Египте или Тунисе. Значительной части мирного населения Турции – десяткам миллионов курдов - до сих пор не разрешают в парламенте обсуждать свои жизненные проблемы на собственном языке. Прокурдские партии распускаются, турецкие войска применяют оружие против курдов на востоке страны и бомбят территорию соседней страны – Ирака (правда, Рабочую партию Курдистана на Западе внесли в список террористических организаций, но цена этих оценок известна: это чисто политические решения без какого-то морального подтекста). В собственной стране они уничтожили тысячи курдских деревень (чем не мирные граждане?), чтобы, по модели, опробированной американцами во Вьетнаме, создать мертвую зону, где бы повстанцы не могли выжить или хотя бы опереться на поддержку мирного населения. Но вернемся к Ливии, хотя бы потому что мы против того, чтобы Каддафи повторял этот столь бесчеловечный опыт в своей стране...
Настаивать на уходе Каддафи было возможно только до того, как была принята Резолюция СБ ООН №1971, потому что в ней не говорится об уходе Каддафи, соответственно, либо Запад выполняет Резолюцию СБ ООН и прекращает разговоры об уходе Муамара Каддафи, либо он ее использует вопреки всему, что сказано в Резолюции, т.е. всего лишь как прикрытие своих действий по свержению "режима полковника Каддафи". Это разные правовые основы для для действий. СБ ООН не давал санкции на свержение режима Каддафи.
Запад не первый раз выступает на стороне повстанцев против правительств. Это было в Афганистане, когда он фактически поддерживал средневековый Талибан против "оставшегося после Советов" режима Наджибуллы. Кончилось тем, что Западу пришлось прибегнуть к полномасштабной агрессии в Афганистане уже против талибов. Как ни странно, Россия поспешно забыла прежние обиды и помогает Западу, за что уже получила многократное увеличение траффика наркотиков на свою и через свою территорию, от чего ее спасал бесчеловечный Талибан. Да и сейчас режим Каддафи, который до этого находился в состоянии переговоров о полной нормализации отношений с ЕС, имел договор о мире и дружбе с Италией (кстати, мы тоже смели подобные договоры, имеем что-то и сейчас с разными странами, но надеюсь не забыли, какова их цена) оказался неприемлемым возможно потому, что он дал сильный крен в сторону российских военных и нефте- газовых контрактов. Это опять же все то же не нужное Западу, как ранее в саддамовском Ираке, русское присутствие. Но Россия снова не чувствует антироссийского привкуса событий в Ливии.
В свое время престарелого президента Веймарской Германии Гинденбурга поймали на земельных спекуляциях его сына и заставили подписать указ о назначении Адольфа Гитлера рейхсканцлером, сейчас Сильвио Берлускони доигрался с "несовершеннолетними", и Италия как-то очень безропотно стала плацдармом для агрессии коалиции в Ливии, как какой-то арендодатель, принципиально не вникая в суть бизнеса нанимателей "полезной площади". Заявлений обычно шумного Берлускони, которого, видимо, крепко держут "за грехи", что-то не слышно, хотя, конечно, он не почитатель Каддафи. Не знаю, что пообещал в Москве накануне принятия Резолюции СБ ООН №1973 вице-президент США Джо Байден (приехавший туда по-семейному с женой и внучкой), но Москва в ущерб себе (нам не в первый раз) все же поддержала Резолюцию, которая развязала Западу руки в агрессии против Ливии. Вряд ли кто-то сомневался в том, как будет использована эта санкция. Россия не Лига арабских государств, она – постоянный член СБ ООН, и ей постфактум разводить руками негоже. Это и не была торговля, что можно было бы хоть как-то понять. Решение о включении Доку Умарова в ооновский список разыскиваемых террористов – слишком неадекватная цена: менять солдат на фельдмаршалов – это уже не шахматы, а поддавки какие-то. Не видно, чтобы Запад изменил свою позицию по абхазскому и осетинскому конфликтам и этим новым непризнанным государствам, и уж, конечно, он не поступится Косово, где мирные сербы нуждаются в постоянной опеке НАТО, чтобы физически выжить. Смешно, если речь снова шла о пресловутой поправке Джексона – Вэника или о затянувшемся на десятилетия вступлении России в ВТО, надеюсь, что дело было и и не в Сколково. Т.е. в отношениях Запада и России нет никакой двусторонности (нет уступки за уступку), российско-американские отношения – это улица с однозначно односторонним режимом. Россия практически только что заключила военные контракты с Ливией на несколько миллиардов долларов, но эти действия России не связаны с реальным внешнеполитическим сопровождением контрактов, это, как в свое время контракты с Ираном, не часть нашей внешнеполитической линии: Ливия нам не друг, так покупатель. У России по-прежнему нет друзей, есть только покупатели. Если сравнить наши действия в этой сфере с археологией, то там есть археологи, а есть "черные копатели". Такая же разница между великими или региональными державами и теми, кто не имеет своей внешней политики. Поставки оружия, как и строительство атомных станций, у нас идет не по линии политики и союзов, это – просто такой "приработок" российского ВПК, не накладывающий на нас каких-либо чрезмерных обязательств, как могут подумать некоторые. Достаточно вспомнить о Бушерской АЭС. Просто бизнес – и ничего внешнеполитического. Но вернемся к Ливии...Запад не задумывается, когда ему надо или выгодно, над территориальной целостностью тех или иных стран. Яркий пример – Югославия, а затем Сербия, был Ирак, который собирались разделить, сейчас настал час Ливии, хотя в ней может повториться иракский прецедент, когда, в конечном итоге, США и другие реальные субъекты современной истории передумали, в ущерб тому же (иракскому) Курдистану, который давно созрел для независимости. Они могут передумать и сейчас, и сделать ставку на сохранение территориальной целостности Ливии. Но, как и с Ираком, это делается исключительно для того, чтобы иметь возможность контролировать эту страну из-за ее естественной внутренней нежизнеспособности в таком этноконфессиональном составе, что порождает зависимость от внешних сил. Как раз это, видимо, препятствует проведению каких-либо границ между войсками Каддафи и повстанцев, это было бы чревато расколом страны. Запад хочет взять всю Ливию, поэтому бомбардировки начались со столицы, а орудием свержения Каддафи будут повстанцы (не без спецвойск, конечно), как в свое время в Афганистане Наджибуллу сверг Талибан, который повесил его без суда и следствия. Так повстанцы свергают режимы, это уже не оранжевая революция. Гаагского трибунала, скорее всего, не будет. Правда, признаем, Амин при нашей помощи тоже плохо кончил. Но вернемся к Ливии..
Зоны, запретные для полетов ливийской авиации, введены СБ ООН не в районе Бенгази или в других сравнительно (по африканским масштабам) ограниченных районах, а включают всю Ливию, при том, что Ливия – это не Италия или Дания, это как половина Западной Европы – 1,76 млн.кв.км. Это даже в три раза больше, чем территория Ирака - 434,9 тыс. кв.км, где зоны безопасности на севере и на юге имели очень скромные размеры (где-то с Эстонию). Введение зон безопасности в Ираке и Ливии имеет разную природу и разные цели. Но будем дальше смотреть за Ливией…