Эран Мухаммад 25-летняя курдская беженка из Ирана, живет в лагере беженцев Кава в районе Куштапа, недалеко от Эрбиля. Она не может получить иракского паспорта или удостоверения личности, а так как для заключения формального брака в суде требуются документы, она не может выйти замуж.
"Я боюсь выходить замуж без правового договора, потому что тогда каждый может развестись со мной по своей прихоти", сказала г-жа Мухаммад.
Многие другие девушки, в ее лагере беспокоятся о том же. Если с ними разведутся, они не смогут защищать свои законные права, поскольку они не имеют формального брачного договора.
"Здесь есть 90 девушек, которым за 25, и они боятся выйти замуж, потому что мы не можем получить юридического контракта", сказала г-жа Мухаммад. "Со многими из тех, кто традиционно заключает браки без обращения в суд, быстро разводятся."
Многие из семей прибыли в Ирак после ирано-иракской войны в 1980-х годов и были обречены на жизнь в лагере беженцев Алташ в городе Рамади в Ираке. Но, после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году, боевики много раз нападали на лагерь, и они нашли убежище в иракском Курдистане.
Многие из 90 молодых женщин лагеря Кава, которые жаждут вступления в брак, родились в Ираке и, так как они не имеют даже иранских удостоверений личности, они оказались вообще без гражданства.
Эти женщины сейчас взывают к женским правозащитным группам и неправительственным организациям, чтобы те помогли им найти решение. Очевидны настроения отчаяния среди молодых женщин, которые говорили с «Рудав» в лагере, потому что в результате они не могут завести свои семьи.
Многие семьи имеют пять и более незамужних дочерей
По данным статистики лагеря Кава, которая получена «Рудав» из Совета по делам беженцев в Эрбиле, в лагере проживают 1364 беженцев, из которых 650 составляют мужчины и 714 женщины. Из них незамужних женщин, 90 старше 20 лет и 15 старше 40 лет.
В этом лагере нередки семьи с пятью или более незамужними дочерьми, достигшими брачного возраста, и семьи говорят, что они очень обеспокоены тем, что это явление может вскоре создать социальные проблемы для молодых женщин.
Мухаммад Баваджани, имам лагеря, также имеет пять незамужних дочерей.
"Многие люди из нашего лагеря просили руки моей дочери, но я боюсь соглашаться на такие браки, потому что мои дочери не могут получить формального договора для суда ", сказал Баваджани. "Со многими здешними девушками, вступившими в брак без формального договора, быстро разводятся."
У женщин лагеря, как и у других жителей, есть карты на право жительства, которые действительны только в Эрбиле, и они говорят, что карты не позволяют им осуществлять официальные процедуры.
"Мы не можем иметь формальных брачных договоров этими картами ", сказала г-жа Мухаммад ", Таким образом, наши мужчины эмигрируют за рубеж, и наши женщины остаются здесь безбрачными ".
ЖЕНСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ГРУППЫ НЕЭФФЕКТИВНЫ
Женщин из лагеря Кава критикуют борцов за права женщин за то, что не не обращают на них внимания, и говорят, что активистки имеют дело только с вопросами городских женщин.
"Они никогда не придавали нам значения", сказала г-жа Мухаммад.
Однако, Чилура Харди, руководитель неправительственного женского центра Хатузин, отвергла эти претензии и сказала, что ее организация посетила лагерь и говорила с беженцами.
"Мы спрашивали их много раз, если у них есть проблемы и запросы, они никогда ничего не говорили", сказала г-жа Харди. "Так как же мы можем помочь им, если мы не знаем, в чем их проблемы?"
Другая молодая курдянка, живущая в лагере, 22-летняя Лейла Джума из Керманшаха, живописует мрачную картину жизни в лагере для молодых незамужних женщин.
"Мы остаемся дома днем и ночью, и нам некуда идти. Отсутствие законных удостоверений личности делает невозможным для нас выйти замуж за иракских курдов, и многие из нашего лагеря не могут позволить себе жениться из-за нищеты и отсутствия жизненного пространства ".
У г-жи Джума есть пять сестер, все, достигшие брачного возраста, и все еще не замужем. Но ее родители говорят, что они все еще надеются увидеть всех своих дочерей замужем и с собственными семьями прежде, чем они умрут.
"Молодые люди, которые живут здесь, не имеют работы", сказала Кафия, мать г-жи Джумы. "Каждой семье предоставляется только две комнаты, так куда же они приведут своих жен, если захотят жениться? Наш сосед развелся со своей женой после двух месяцев брака, потому что они не имеют достаточно места, и мы не собираемся выгонять наших дочерей на улицу ".
ПРАВИТЕЛЬСТВО НАСТАИВАЕТ, ЧТО ОНИ МОГУТ ВСТУПИТЬ В БРАК
Однако, Абдул Басит Фархади, пресс-секретарь судебного совета иракского Курдистана, отвергает утверждение, что женщины из лагеря не могут заключать формального брака с использованием их разрешений на жительство. Он сказал, что любое удостоверение личности в Курдистане позволяет им вступить в законный брак по суду, если они получили официальное разрешение.
"Мы даем им официальное письмо, которое они могут предъявить в МВД, для получения разрешения. Если [МВД] согласно, мы можем дать им формальный брачный контракт ", сказал Фархади. "С разрешения [министерства], эти иранские девушки смогут выйти замуж за мужчин из Ирака или из своего лагеря".
Но, это не утешение г-жи Джума, которая во время интервью с «Рудав», сидела рядом с матерью и пятью своими незамужними сестрами.
"Мы потеряли надежду на жизнь," сказала она. "Наш отец не может работать из-за хронической болезни, и мы, его шесть дочерей, стали обузой для него. Мы настолько бедны, и цены настолько высоки, что только двое из нас могли пойти в школу. Если это продолжится так же, мы все состаримся, еще живя в доме наших родителей ".