KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Об этнониме "Kурд"

Просмотры5006Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-03-28
Об этнониме "Kурд"

До сих пор не затухают споры над этнонимом "курд"…


Некоторые ученые, вопреки историческим фактам и в угоду политической конъюнктуре, пытаются  этноним "курд" через арабское произношении "акрад"  перевести как "кочевник" и стремятся убеждать, что арабы всех кочевников иранского нагорья и Месопотамии называли "акрад" в смысле "кочевник", выводя это определение из этимология арабского глагола каррада — "изгонять"[1] и это несмотря на то, что глаголь "каррада" и слово "акрад" — по форме и по смыслу разные понятия.

[1]В. Никитин. Курды. Москва 1964. С.66.

     При этом преследуется неблаговидная цель добиться утверждения что, курды на местах обитания не автохтоны, пришлые и о них в истории отсутствует ранние упоминания, что, по их мнению, облегчит им задачу не  только переиначивания и присвоения курдской истории, но и отказе курдам в элементарных человеческих правах и праве на государственные образования в ее любых проявлениях.

    Общеизвестно что, арабы под  термином бедуи́ны (араб. بدوي badawī, во множ. числе beduan — "обитатель пустыни (степи)", "кочевник", от арабского "эль-байда" - пустыня) — обозначают всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни. Кочевник есть кочевник и ни на одном языке мира это понятие не разделяется по этническим признакам. После арабского завоевания в Месопотамии, иранском и армяно-курдском нагорьях и Закавказье переселились очень много арабских племен, ведущих кочевой образ жизни и ни к одной из них не применялось эпоним "акрад" в смысле "кочевник", иначе их вместе с аборигенами региона также называли бы не иначе, как "акрадами".

      А исторические факты свидетельствуют другое.

      В двух шумерских глиняных таблицах с клинописью, датируемой 2000 лет до н.э.,  упоминается страна Kar-da-ka (Кар-да-ка)[1], которую ученые локализовали на юге Ванского озера, рядом страной Su. Спустя тысяча лет, ассирийский царь Тукультиапал-Эшарра I (Тиглатпаласар I), царь Ассирии, правивший в 1115-1076 гг. до н.э. воевал с народом Kur-ti-e  на горах Азу, которую ученые идентифицируют с современными горами Хазо[2] в Битлисской области.

     

     Жителей страны Кардака ученые идентифицируют с кардухами, через земли которых с 10-тысячными греческими наемниками отступал участник похода и историк Ксенофонт (401-400 гг. до н.э.), о которых он напишет в своей книге «Анабазис».

      Английский курдолог А. Сафрастьян в своей книге "Курды, их происхождение и история" пишет: "Курдские племена сражались  против   шумер­ских династий... Хеттский царь Суппилулиума (1370 г. до н. э.) называет их гурдами и упоминает   их  бога Гира. В качестве главной составной   части   Наирской конфедерации они сражались со всеми великими асси­рийскими царями, начиная от Салманасара  и других царей, и, наконец, помогли Ксерксу и Киру разгромить Ниневию и Вавилон». Позже,  при  персидских  царях Кире и Дарий, курды играли важную роль во внутрен­них делах. Они воевали против греческих войск Ксенофонта во время его отступления через нынешние районы Иракского Курдистана и занимали видное положение при династии Сасанидов"[3].



      Страна кардухов к началу н.э. древнегреческим авторам будет известна как Gorduene (Кордуэна, Гордиена). Название страны кардухов Гордиена, позже, древнесирийским авторам было известно как "Джезире де Карду", которая охватывала верхнюю часть Месопотамии (Мосул, Харран, Нисибин, Мардин, Ботан и близлежащие области). Арамейцы Кордуэну назовут как  Beth-Kardu, то есть "Дом" (Земля) Карду", которую  локализуют с областью, которую  сами курды называют Джезире Ботан. Геродоту не известно было название Гордиена, Кордуена, но он сообщает, что Пактии вместе с соседней с нею Арменией входили в 13 сатрапию Ахеменидской Империи. Область (Страна) пактиев современными учеными локализуется с Джезире Ботан (Бохтан), считавшейся одной из трех колыбелей сложения курдского этноса. Армянский историк XIX в. Н. Адонц также утверждает, что "имя пактиев сохранил нынешний Бохтан по Восточному Тигру; есть и курдское племя "бохту"[4]. Бохтанская область западнее Хаккариа на севере распространялась от горы Джуди в области Джезире Ботан на Тигре до области Мокс[5].

     Древнеармянские источники также упоминают Кордуену в виде Кордрика, Кордука, Курдик. Армянская География VII века Кордрик делит на 11 областей: 1. Кордук. 2. Кордрик Верхний. 3. Кордрик Средний (у Инджиджяна — Айгаванк). 4. Кордрик Нижний. 5. Айтунак. 6. Айгарс. 7. Мотоганк. 8. Вор Сиранк. 9. Каратунис. 10. Чахук — Джульфа (Чула). 11. Малый Албак[6].

     Армянские ученые, признавая очевидный факт "доармянского происхождения"[7] названия области Кортчея в том виде, как оно принято в армянской Географии VII века, назывют ее "кортчейско (курдской)"[8]. Они также признают, что многие видные княжеские роды происходят "из Кортчеи"[9], т.е. были курдами по происхождению, но в то же время, противореча сами себе, не желают в исторических насельниках данной области видеть курдов. Область от Хой-Салмаса на севере Урмийского озера и до Маранда армянские историки IV-VII вв. называли Крчунией[10]. Н. Адонц пишет, что «вместе с мардами между Загром и Нифатом жили… куртии, которые утвердились южнее мардов в местности, которая потом называлась по их имени — Кортчея. Куртии — предки нынешних курдов. У Фавстоса Бузанда (IV в.) Кортчея обозначает район Салмаса; позже она занимала соседние Кордуенские земли, «очевидно, вследствие усиления влияния курдов"[11]. Согласно В. Ф. Минорскому, Кортчея простиралась от Салмаса и до южного Хаккяри. Н. Адонц считает названия областей "Гордиена-Кордрик-Тморик" доармянского происхождения, в которых исторически всегда доминирующим был именно курдский элемент. О приходе в эти области армян и ассимиляции ими местного населения данных также нет. По признанию самого Н. Адонца, "куртии и кардухи менее других подпали под влияние армян…"[12].

      Общеизвестно, что ранние письменные источники, в частности, древнеармянские, последнего мидийского царя Астиага называли Аждахак ("Дракон"), а всех мидийцев - рожденными от змей — марами. Армянский исследователь второй половины ХIХ века  К. Хачатуров,  продолжая эту традицию, пишет об "Астиаге (Аждахаке), царе курдов"[13]. Другой армянский исследователь второй половины XIX в. Худобашев, с опорой на  высокий авторитет других армянских историков (Чамчьян. "История Армении"; Индиджян. Географическое описание всей земли армянской и ее жителей"), пишет, что "курды произошли от мидян, известных между армянами под общим названием МАРКЬ. Курдами они  называются потому, что, во времена существования древнего Армянского царства, жили в той части  Армении, которая называлась тогда Кордрик или Корд, а ныне называется Курдистаном"[14]. Далее автор сообщает, что эти курдские племена, пришедшие в Армению под "предводительством Мидийских князей", а "именно, в Кордрик и Мокк, поселились в них и были названы курдами[15]". Далее он пишет, что "Мидяне пришли в Армению в царствование Багратуни, — и жили в нынешних "пашалыках — Ванском, Мушском, Баязидском", "управляясь своими эмирами или беями". Они живут, и до настоящего времени, на тех же "местах и называются курдами"[16]. Армянские историки годы правления династия Багратуни (Багратиды) указывают ок. 220 – 1045 гг. Хотя, из истории  хорошо известно, что в 595 гг. до н.э. территория Урарту уже была подконтрольна мидийцам-курдам. Эти мидийцы-курды, вопреки утверждениям поздних — современных армянских источников, не сплошные "дикие кочевники", а дельятся на "оседлых – живущих в городах и деревнях, и — неоседлых или кочующих". Главное занятие кочующих состоит в скотоводстве и разведении пчел[17]. Оседлые курды занимаются земледелием, промышленностью, торговлею[18]. Курды "очень любят сказки и поэзию", что, "предмет их песен — любовь к свободе, сражения, разные достопамятные происшествия и пр."[19]. В ареале своего обитания курдские племена известны своими курдскими названиями: курды, живущие в Баязидским пашалыке, называют себя не Баязидли, но Сливанлы, потому что весь этот округ известен у них под именем Сливан; в Богеш, Муш, Сассунн и проч., называют себя Рошки и сам округ — Рошкан"[20].

       Таким образом, очевидно, что ближайшие соседи курдов – армяне также под этнонимом курд  видят по крайней мере название местности, а не кочевого образа жизни, тем более, что изрядная доля курдов были оседлыми.

 И в современной Азербайджанской Республике вполне серьезно взялись убеждать общественность в том,  что "в Азербайджане всех  мужественных и  храбрых людей принято называть курдами…"[21].

 

       Несмотря на обилие фактического материала, современные армянские ученые противореча самим же древнеармянским источникам, пытаются игнорировать ту истину, что именно курды передали свой этноним на данную местность и пытаются доказать, что Кордуена (Beṯ Qardū сирийских, Кордук-Тморик (Кордуена-Таморитис) армянских источников) гораздо позже и только лишь в позднем средневековье стала курдской областью — позднее эмиратом Бохтан.

     Арабы область проживания курдов стали называть как применяли Bakarda (Kardai). Согласно арабского средневекового историка Йакута (IV, с. 56.), который в передаче Ибн-Асира  сообщает, что  Область Бакарда являясь частью Джезире (Ботан), охватывает 200 населенных пунктов (al-Тааманин, Джуди, Фируз-Шапур) и занимали район среднего течения р. Тигр, от области Бохтан у горы Джуди и далее через Безабду (по-арабски—Джезират Ибр Омар) к горам Загроса на востоке[22].

      В семитских языках, в Аккаде и Ассирии kordu (корду) означал "сильный", храбрый;  karadu (караду) — "быть сильным"[23]. И на персидском (фарси) языке название гурд (курд) означает "герой"[24].

      Примечательно, что Страбон, описывающий военное обучение персидских юношей,  пишет о юношах, которых  персы "называют кардаками, так как они живут воровством (слово carda значит "мужество", и "воинственный дух")[25]. Конечно, исходя из морали ХХ века, не следует рассуждать о понятиях двух тысячелетней давности. Суть военных походов заключалось в грабежах и захвате добычи, для чего сила, выносливость, храбрость, бесстрашие и презрение к смерти означал много.

      А разница между Шумерским Кар-да-ка и Страбоновским Кардака (даже он их заимствовал у персов) - ровно 2 тысяча лет и несмотря на это оба слова по значению звучать одинаково. Каким образом и через кого это слово дошло до персов? Даже если эти два слова разные, то почему по значению и по смыслу означают то же самое?

 

В  исторической  хронике  "Карнамаг – и  Ардашир – и  Пабаган" (Книга  деяний  Ардашира  сына  Папака»),   датируемой  учёными  VI  веком:                          

 Глава  VIII

   1. После  этого  он  собрал  большое  войско  и  пошёл  на  битву  с  курдским  царём  Мадиком [Мадик – Мидиец, прим. О.М.Чунаковой]. Произошло  много  сражений  и  кровопролитий,  войско  Ардашира  потерпело  поражение.
   2. И  Ардашир  со  своим  войском  заблудился  и  ночью  пришёл  в  пустыню,  где  не  было  ни  воды,  ни  еды.

8.   А  войско  Мадика  считало  так: "Нам  теперь  нечего  бояться  Ардашира,  так  как

      он  разбитый  вернулся  в  Парс".

       Глава IX.

   1. (Но) Ардашир  снарядил  4000  человек,  совершил  на  курдов  ночной  набег  и  убил  из  них  1000  человек
   2. других  ранил  и  взял  в  плен  и  послал  в  Парс  вместе  с  сыновьями,  братьями  и  детьми  курдского  царя  много  имущества  и  богатства.

 

Царь Парфии Ардаван в своем письме Арташиру называет его "курд, рожденный в кочевье курдов"[26].

      

 

          А. Фирдоуси в своей поэме Шах-Наме в "Сказании о Заххаке" приводить миф о зарождении курдского этноса, которые из-за грозящей им смертельной опасности вынуждены были бежать в горы:

 

Когда число их составляло двести

То из дворца всех выводили вместе,

Давали на развод овец, козлят,

И отправляли в степь... И говорят:

Дало начало курдам это семя,

И городов чуждается их племя...

 

      Курдский историк Шараф хан Бидлиси, касаясь происхождение курдов, писал, что "слово «курд", несомненно, означает «наделенный мужеством», ибо большинство героев своего времени и славных богатырей вышло из этого народа[27].

 

     И до сих пор среди курдов распространены собственные мужские имена "Карда", "Кардо", "Курд', "Курде", который и на курдском также означает "мужественный".

 

      Таким образом, фактический материал позволяет сделать выводы о том что:

 

   1. Под этнонимом курд воспринимается конкретный этнос под названием "курд", который означает "наделенный мужеством", "герой", "храбрец";
   2. Курды как автохтоны, передали свой этноним "курд" к своему обширному ареалу обитания, известной как Страна Курдов — КУРДИСТАН.
   3. Поэтому следует в этнониме "курд" видеть присущей этому народу рыцарские качества, а не аморфное понятие "кочевники", как утверждают далекие от науки горе-ученые.

 

[1]Trureau-Dangin, Revue r'Assyiologie, V, 99; VI, s. 67. Цитируется по "Th. Bois, V. Minorsky, D.N. Mac Kenzie. KÜRTLER ve KÜRDİSTAN (The Encyclopaedia of islam, Kurds, Kürdistan)". Istambul, 2004. S.41(перевод с английского, на турецком языке).   

[2]G. R. Driver, The name Kurd and its philological connexions, in JRAS (1923),

393-403; Цитируется по "Th. Bois, V. Minorsky, D.N. Mac Kenzie. KÜRTLER ve KÜRDİSTAN  (The Encyclopaedia of islam, Kurds, Kürdistan) Istambul, 2004. S.41(перевод с английского, на турецком языке).    

[3]Никитин В. Курды. Москва 1964. С.8.  

[4]Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. С. 394. Ереван, 1971. 

[5]Лерх П. В., ук. соч., с. 71.

[6]Армянская География VII века по Р.Х. С. 46-47. Спб., 1877.

[7]Адонц Н., ук. соч., с.230.

[8]Адонц Н., ук. соч., с.231.  

[9]Адонц Н., ук. соч., с.265.   

[10]Адонц Н., ук. соч., с.318.   

[11]Адонц Н., ук. соч., с.418.    

[12]Адонц Н., ук. соч., с.418.    

[13]Хачатуров К. Курды, черты их характера и быта. Сборник материалов для описания местностей и племен кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1894 г., выпуск 20. I отдел. Стр. 64.

[14]А. Худабашев. Обозрение Армении, в географическом, историческом и литературном отношении. СС.67-68. Спб, 1859.

[15]А. Худабашев, ук. соч., С.68.

[16]А. Худабашев, ук. соч., С.69.

[17]А. Худабашев, ук. соч., С.74.

[18]А. Худабашев, ук. соч., 71.

[19]А. Худабашев, ук. соч., С.75.

[20]А. Худабашев, ук. соч., 71.

[21]Газета "Yenı Müsavat". Баку, 1992. №№ 6 -7. Статья "Kürdler ve kurdculuk" (на азербайджанском языке).

[22] Никитин В. Курды. Москва 1964. С.8.

[23]"Th. Bois, V. Minorsky, D.N. Mac Kenzie. KÜRTLER ve KÜRDİSTAN  (The Encyclopaedia of islam, Kurds, Kürdistan) Istambul, 2004. S.43 (перевод с английского, на турецком языке).

[24] Никитин В. Курды. Москва 1964. С.66.

[25]Страбон. География. XV.III. 18.  М., 1994. С. 681.

[26]Ат-Табари. История пророков и царей (Фрагмент о первых Сасанидах). С.278. Текст переведен по изданию: The Eastern Roman Frontier and the Persian Wars A.D. 226-363. A Documentary History. Ed. M. H. Dodgeon, S. N. C. Lieu. London, 1991. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Tabari/per1.phtml?id=1374

[27]Шараф хан Бидлиси. Шараф Наме. Том 1. С.85. М., 1976.


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Езиды между исламом и христианством

2019-06-22 Юрий Дасни, Kurdistan.Ru
Езиды между исламом и христианством

Оставаясь на все века религией одного народа езидизм, по сей день, окружен множеством мифов и ложных суждений, вызванных незнанием или неверным пониманием его догматов...

Может всё же пришло время…?

2019-06-16 Анаре Барие Бала

Недавно весь мир отмечал 74 годовщину победы над фашизмом. Миллионы людей во всем мире вышли на улицы поминать своих родных и близких, погибших в этой бойне...

Борьба за Стамбул. Отчаяние Эрдогана

2019-05-08 Кирилл Жаров, tass.ru
Борьба за Стамбул. Отчаяние Эрдогана

ЦИК Турции отменил результаты выборов мэра Стамбула спустя месяц после голосования. Такое решение избирательной комиссии может показаться нелогичным — ведь оппозиционный мэр уже получил от ЦИК официальный сертификат о назначении...

Atlantico (Франция): напряженность между Ираном и США достигла апогея

2019-04-26 Ален Родье, inosmi.ru
Atlantico (Франция): напряженность между Ираном и США достигла апогея

США заявили, что больше не потерпят никаких исключений из эмбарго на приобретение иранской нефти, в связи с чем потенциальным покупателям (Индия, Китай, Япония, Турция, Тайвань, Италия, Греция) могут грозить американские санкции...

Дамаск и Тегеран пытаются остановить новую агрессию Турции

2019-04-14 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Дамаск и Тегеран пытаются остановить новую агрессию Турции

Как известно, Анкара под предлогом борьбы с террористами провела в последние годы две военно-карательные операции на северо-западе Сирии, где создала довольно обширный протуреций плацдарм...

Численность террористов в Сирии и мире резко возросла

2019-04-11 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Численность террористов в Сирии и мире резко возросла

Обмен заявлениями между Вашингтоном и Тегераном о признании террористическими организациями, соответственно, КСИР Ирана и ВС США резко увеличил число террористов в Сирии, на Ближнем Востоке и в мире в целом...

Юнус Рауф Дылдари

2019-04-03 Kurdistan.Ru
Юнус Рауф Дылдари

Рано ушедший из жизни, но оставивший своими произведениями яркий след в курдской литературе Юнус Рауф Дылдари родился 20 февраля 1918 г. в Восточном Курдистане в городе Койсанджаг...

В поисках идеологии

2019-03-31 Анаре Барие Бала

Долго не решался написать эту статью, так как, как большинство людей на земле, боялся критики – "вот, тоже мне умный нашелся, сидит, указывает, что надо делать!"...

Эрдоган рядится в тогу борца с террористами и требует себе еще одну "зону" в Сирии

2019-03-18 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Эрдоган рядится в тогу борца с террористами и требует себе еще одну "зону" в Сирии

Претендующий на роль султана новой Османской империи господин Эрдоган с маниакальной настойчивостью добивается создания в приграничных с Турцией районах Сирийской Арабской Республики (САР) так называемой "буферной зоны"...

Радикальные исламистские группировки как вызов международной безопасности

2019-03-12 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Радикальные исламистские группировки как вызов международной безопасности

По всему миру активизировались террористические группировки радикально настроенных исламистов. Практика показала, что борьбу с ними лишь военным путем вести явно недостаточно...

Курдский вопрос сто лет спустя: о проблемах и актуальности итогов Первой мировой войны

2019-02-22 Икбаль Дюрре, interaffairs.ru
Курдский вопрос сто лет спустя: о проблемах и актуальности итогов Первой мировой войны

В 1918 году завершились боевые действия Первой мировой войны (Компьенское перемирие 11 ноября в Европе и для рассматриваемой курдской проблемы - Мудросское перемирие 30 октября), за которыми последовали переговоры, оформившие систему договоров нового, по

К ностальгии по неудавшимся проектам на Ближнем Востоке

2019-02-20 Станислав Иванов
К ностальгии по неудавшимся проектам на Ближнем Востоке

Некоторые политики ностальгируют по прежним порядкам на Ближнем Востоке времен Саддама Хусейна и Хафеза Асада. Якобы тогда были мир и порядок в регионе...

Война уже началась: иранский режим угрожает

2019-02-06 inosmi.ru
Война уже началась: иранский режим угрожает

Анализ происходящего показывает, что Тегерану не удается перевести в практическую плоскость свой гнев и фрустрацию, вызванные серией израильских ударов по иранским объектам в Сирии, счет которым в последние годы идет на сотни...

Что скрывается за реанимацией Аданского соглашения 1998 года?

2019-01-29 Станислав Иванов, Kurdistan.ru
Что скрывается за реанимацией Аданского соглашения 1998 года?

В ответ на обвинения Дамаска в агрессивных действиях и оккупации турецкими войсками северных районов Сирии, Эрдоган вновь вытащил на свет давно устаревшее сирийско-турецкое Аданское соглашение 1998 года...

Американцы еще не ушли, а желающих занять их место уже предостаточно!

2019-01-26 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Американцы еще не ушли, а желающих занять их место уже предостаточно!

Не успели прозвучать первые заявления о намерении администрации США вывести свой двухтысячный военный контингент из Сирии, как многие псевдополитики и псевдоэксперты включились в общий хор сплетен и домыслов...

LOrient-Le Jour (Франция): Эрдоган и Путин обсуждают облик Сирии без американцев

2019-01-24 inosmi.ru
LOrient-Le Jour (Франция): Эрдоган и Путин обсуждают облик Сирии без американцев

Реджеп Тайип Эрдоган отправился вчера в Москву с четкой целью: убедить Владимира Путина принять формирование буферной зоны на севере Сирии...

План России по PKK-PYD: что Москва предложит Анкаре?

2019-01-24 Салих Йылмаз
План России по PKK-PYD: что Москва предложит Анкаре?

Заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии, сделанное им 19 декабря 2018 г., заставило активных участников процесса урегулирования сирийского кризиса пересмотреть свои стратегии...

Вывод американских войск из Сирии изменит Закавказье

2019-01-21 Станислав Тарасов, regnum.ru
Вывод американских войск из Сирии изменит Закавказье

Заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских войск из Сирии вызвало огромный политический резонанс в первую очередь на Ближнем Востоке, где это событие восприняли по-разному...

Иракская кампания мести после ИГИЛ*

2019-01-17 Бен Тауб, newyorker.com
Иракская кампания мести после ИГИЛ*

Сентябрьское утро в Багдаде. Движение транспорта на контрольно-пропускных пунктах прекратилось, поскольку за взорванными стенами уже расположились бюрократы, а температура поднялась до ста пятнадцати градусов...

Шииты пытаются взять реванш и провоцируют новые войны

2019-01-13 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Шииты пытаются взять реванш и провоцируют новые войны

К такому выводу пришел известный российский ученый Г.И.Мирский в своей статье "Шииты в современном мире", опубликованной 13 декабря 2005 года в № 6 журнала "Россия в глобальной политике"...

Башар Асад – заложник своего окружения и иранских аятолл

2019-01-06 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Башар Асад – заложник своего окружения и иранских аятолл

Вопреки победным реляциям ряда зарубежных государственных деятелей, предпосылок к восстановлению сирийского государства пока нет...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Июль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party
Опросы
Считаете ли вы возможным начало открытых военных действий между Ираном и США?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях


Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика