Турецкая пресса продолжает комментировать и анализировать списки, поданные партиями в избирательные органы для участия в выборах 12 июня. Одной из самых больших сенсаций стало то, что прокурдская Партия мира и демократии впервые выдвинула людей, которые не считаются сторонниками РПК. В частности, в Диярбакыре одним из кандидатов выдвинут старейший курдский политик Шарафеддин Эльчи, основатель и лидер партии КАДЕП. В 1977 году он был избран независимым депутатом от Мардина, затем стал государственным министром в турецком правительстве. В бытность министром он открыто заявил, что он курд и что в Турции проживают курды, за что был посажен в тюрьму на 30 месяцев. Шарафеддин Эльчи находится в тесных отношениях с руководством Иракского Курдистана и его президентом Масудом Барзани. Лучшим решением курдского вопроса в Турции считает федеральную систему. Сайт "Нафаль" публикует его интервью, которое мы ниже представляем читателям:
Вопр. БДП создала блок с турецкими левыми социалистами для Западной Турции и с курдскими партиями для курдских районов. Как вы к этому относитесь?
Ш.Э.: И для курдов, и в целом для Турции это очень хорошо. Те курдские патриоты, которые находятся вне РПК, впервые смогли собраться под крышей БДП. Это объединение курдских партий вызвало большую положительную реакцию среди населения, и я рад этому. В этом новом объединении есть и алавиты, и сунниты, и социалисты, и представители творческой интеллигенции, и они отражают всю турецкую мозаику, и это очень важно.
Вопр.: Этот союз продолжится и после выборов?
Ш.Э.: Я абсолютно уверен, что на этих выборах мы одержим серьезный успех. Конечно, самое главное – это период после выборов. На базе основополагающих прав курдов мы можем создать широкий фронт с либералами, демократами и левыми силами, который может стать мотором демократизации. На мой взгляд, на последующих выборах такой фронт может даже победить, так как становится понятным, что надежды на АКП не оправдались. То же самое можно сказать о Народно-Республиканской партии.
Вопр.: Как вы думаете, сколько может провести депутатов в парламент ваше объединение?
Ш.Э.: Я не хочу назвать конкретную цифру, но понятно, что после того как АКП опубликовала свои списки, мы уверены, что у нас будут очень хорошие результаты. Партийный список АКП разрушил надежды курдов, и если бы мы знали, что есть такой список, мы бы увеличили число своих кандидатов в разных регионах, так, в Диярбакыре мы бы выставили не 6 а 7 кандидатов, также в Мардине, Батмане и Ване.
Вопр.: Почему АКП выдвинула такой список? Каковы планы Эрдогана?
Ш.Э.: Уважаемый Эрдоган хочет, чтобы националистическая МНП не преодолела избирательный порог в 10%, и для этого ориентируются на электорат националистов. Поэтому избирательна политика АКП смещается в сторону электората МНП. Сегодня мы это видим. Человек, близкий к премьер-министру, мне сказал: «нам достаточно получить 20% курдских голосов, но мы хотим получить 80% турецких голосов». Такова стратегия премьер-министра.
Вопр. Какое влияние окажет эта стратегия премьер-министра на процесс курдского открытия?
Ш.Э. Конечно, это отразится негативно. Но борьба курдского народа за свободу пустила такие глубокие корни, что сейчас никто не может ее остановить. Проблема курдов уже переросла проблему отдельных личностей. Для курдов уже неприемлемо государство, основное на турецком национализме. Или должны быть удовлетворены все права курдов, или следует воевать. Но мир изменился, и сегодня никто не допустит такое развитие событий. Мир не воспримет ущемление прав 25% общества, и тем более не воспримет кровопролития. Это приведет Турцию к катастрофе.
Вопр.: Вы были министром, и после длительного перерыва вновь возвращаетесь в парламент. Когда вы были министром, вы открыто заявили о своем курдском происхождении. За это вас судили. На ваш взгляд, что изменилось с тех пор?
Ш.Э.: В то время слово "курд" было табуировано. Когда я был министром и заявил, что в Турции есть курды и я сам курд, поднялся крик и произошло политическое землетрясение. Но сегодня ситуация поменялась. Сегодня турецкие либерал-демократы хотят, чтобы курдские права были удовлетворены. Нет никакого сравнения сегодняшней ситуации с тем, что было раньше.
Вопр.: Каковы будут ваши первые шаги в парламенте по решению курдской проблемы?
Ш.Э.: Первым долгом я постараюсь организовать курдскую общенациональную конференцию, в которой примут участие представители всего народа.
Вопр.: Для курдов всех частей Курдистана?
Ш.Э.: Нет, мы проведем общенациональную конференцию только для курдов Турции. Конечно, курды, проживающие в других странах – это наши братья, и мы при необходимости сделаем все для их свободы. Но мы – политические деятели Турецкого Курдистана.
Вопр.: Смогли бы вы убедить турецкую общественность в решении курдского вопроса?
Ш.Э.: Если мы будем говорить правильные вещи, я убежден, что мы сможем убедить турецкий народ. Это – нелегкое дело, но это не значит, что это невозможно. Поскольку мы не хотим расчленения Турции, наше требование – равноправное и свободное сожительство в этом государстве.
Вопр.: После избрания вы перейдете в БДП или останетесь главой КАДЕП?
Ш.Э.: Мы, как члены фронта, будем работать в рамках наших соглашений, и я конечно останусь главой КАДЕП, пока это отвечает интересам моего народа.
Шарафеддин Эльчи: курды могут убедить турецкий народ
2599 | 0 |