После распада Советского Союза, Армения стала особым местом. Курды-езиды, рассеянные в городах и селах страны, сталкиваются с политическими, экономическими и социальными проблемами, а также оказались в условиях продолжающегося кризиса идентичности, который начался 20 лет назад, когда страна впервые была освобождена от советского контроля.
Это стало предметом нескольких крупных научных и антропологических исследований в Европе, но сами курды не занимались систематически этим вопросом.
Именно в Армении в 1928 году был снят первый курдский фильм, "Заре", а затем вышли первый курдский роман, "Курдский пастух", написанный семьдесят шесть лет назад Арабе Шамо. Армения стала важным убежищем для курдов-езидов, бывших под властью Османской империи.
У езидов есть история содействия курдской культуре, особенно в области музыки и литературы. Последняя волна миграции езидов в Армению произошла в 1930 году. Первая волна была во время резни армян в Османской империи.
Именно в Армении в 1932 году была основана "Риа Таза", самая старая из ныне существующих курдских газет. Первое курдское радиовещание началось в Армении в начале 1940 года. Позже радиопередачи были прекращены, но возобновились в 1955 году. Первые попытки использования латинского шрифта для курдского языка также были в Армении, и первые курдские школы был открыт там же.
Курдоведение впервые стало областью академических исследований в Ереванском университете в 1962 году, разработанная армянским ученым Орбели. Короче говоря, Армения является страной, где многое у курдов появилось впервые. Первый крупный исследовательский проект по курдской музыке был осуществлен в Армении армянским музыкантом и священником Комитасом Вардапетом.
Кризис идентичности
Курды-езиды Армении столкнулись с серьезным кризисом идентичности с учетом этнического происхождения, религии и языка, и самое важное, вопроса о том, курды ли они. Проблема обострилась, когда некоторые курды-езиды заявили, что их этничность отличается от курдской. Езиды отличаются от большинства курдов по религии, а теперь также отделены от них и по этническому признаку.
Таким образом, становится настоятельным вопрос: действительно ли курды Кавказа - курды, или это другая национальность? Если они курды, почему некоторые, в последние годы, отличают свою историю, религию и расу от курдов? А если они изначально не считают себя курдами, почему они играют такую важную роль в сохранении и развитии курдской культуры?
Не менее важным является вопрос о том, почему некоторые армяне, которые известны своей дружбой с курдами, выступают против идеи курдской идентичности езидов.
Езидское население в Армении составляет около 41.000 человек, и большинство из них все еще ведут сельский образ жизни и зависят от сельского хозяйства. Число езидов в Армении уменьшается изо дня в день, так как многие из молодежи эмигрируют в поисках работы. Вообще прежде всего они стремятся в Россию, далее – в страны-члены Европейского Союза.
По переписям населения, которые проводились в Советском Союзе, все езиды в Армении и Грузии рассматривались как курды, но по первой, недавно завершенной, переписи Республики Армения 2001 года, только 1000 из 41.000 зарегистрированных езидов объявили себя курдами.
Главная организация езидов в Армении также утверждает, что езиды не являются этническими курдами и они не считают свой язык курдским.
Организации, известна как "Ездихана" и возглавляемая Азизе Амар, издает газету, которая запрещает использование терминов "Курд" и "Курдистан".
Амар считает, что езиды – пришедшие из Индии племена, которые мигрировали в Ирак до Рождества Христова, а затем переселись в современную Турцию при Османской империи, и, наконец, в Армению.
"Нет никакой связи между курдами и езидами. Мы говорим на ездики, они говорят на курманджи. В расовом отношении, курды из стран Ближнего Востока, а мы из Индии. Когда мы говорим с курдами, никто из нас не понимает другой стороны ", сказал мне Амар в интервью в Ереване в 2006 году.
Однако, у меня были основания сомневаться в аргументах Амара, потому что в конце концов мы оба говорили на курдском диалекте курманджи.
Взгляды "Ездихана" постепенно распространилась среди езидов в Армении с 1990-х годов. На верхней части газеты организации написано: "Наша нация – езиды. Наша религия – шарфадин. Наш язык - ездики".
Но многие западные ученые и востоковеды не согласны с убеждениями Амар и рассматривают их как мифологию, которая не поддается логике лингвистики и антропологии. Это ставит вопрос о намерениях организации Амара и возможных политических программах, стоящих за ней.
Филипп Кранбрук - выдающийся европейский эксперт по езидам. "Езиды - курды и одно из первых курдских племен." - утверждает он.
Нелида Фукаро, итальянский историк, которая преподает в Великобритании, говорит: езиды не принадлежат к ни к какой другой национальной группе, кроме курдов.
"Езиды – курды и говорят на курдском и их диалекет курманджи.", сказала Фукаро.
ПАРЛАМЕНТ АРМЕНИИ ПОРДДЕРЖИВАЕТ "ЕЗДИХАНУ"
Многие армянские политические группы поддерживают Амара, а не тех, которые считают езидов курдами. Это еще более способствовало кризису идентичности езидов. Поддержка политиками организации Амара в основном объясняется историческими причинами, в том числе массовыми убийствами армян в Османской империи в начале 20 века. Многие армянские курды говорят, что часть Курдистана, которая в настоящее время находится в Турции, исторически была населена армянами, прежде чем область заселили курды.
В 2002 году армянский парламент принял резолюцию, объявляющую езидов некурдами, в то время как в действительности правое крыло армян смотрит сверху вниз на все меньшинства в Армении, а не только на курдов.
Другим важным фактором, способствующим этому кризису идентичности, является отсутствие каких-либо отношений между курдами в различных частях Курдистана и езидами в Армении. Газета "Рийя Таза", наиболее важный курдский орган в Армении, не получает никакой поддержки со стороны курдов в других частях Курдистана.
Однако газета "Ездихана", которая выступает против курдов, получает поддержку от правительства Армении и публикуется еженедельно. Кроме того, половина из одного часа курдского радиовещания в Армении посвящена тем, кто утверждают, что езиды не курды.
Еще одной важной проблемой является ослабление курдского самосознания в среде городских езидов, особенно проживающих в столице и других крупных городах и не волнующихся, курды они или нет. Кроме того, многие курды, проживающие в качестве меньшинств в деревнях, где преобладают консервативные армяне, избегают выявлять свою курдскую идентичность, чтобы не провоцировать своих армянских соседей.
Высокий уровень безработицы и отсутствие экономических возможностей является еще одной серьезной причиной кризиса идентичности езидов в Армении. Хотя и для большинства армян трудно найти работу в Армении, это еще более трудно для меньшинств, таких, как езиды. Это было основным фактором миграции молодых езидов из деревень в городские районы. Например, в деревне Хако на западе Армении, в настоящее время живет только шестнадцать семей. До начала 1990-х, там жило более 100 семей.
Экономические проблемы заставили даже некоторых езидов обратиться в христианство, с тем чтобы получить продовольствие и другие виды помощи. В деревне Амре, к северу от Еревана, около 35 процентов населения превратились в евангельских христиан "протестантов – ред.". Это произошло в основном из-за помощи, которую они получают от западных миссионерских групп за их обращение в новую веру.