Ликвидация одного из лидеров современного международного терроризма признается подавляющим большинством мирового сообщества одним из важнейших событий 2011 года, большим успехом спецслужб США и серьезным ударом по позициям исламистских террористических организаций. В США и ряде других западных государств отмечены стихийные митинги и демонстрации населения, выразивших свое искреннюю радость по этому поводу. Безусловно, в среде прямых или косвенных сторонников У. бен Ладена, число которых весьма значительно, его смерть была воспринята с сожалением. Что же может ожидать мир после ухода из жизни этой, ставшей, во многом благодаря западным СМИ, довольно известной и, в то же время, весьма загадочной и одиозной личности? Можно согласиться с тем, что сделан еще один важный шаг в деле укрепления международной безопасности, однако переоценивать его ни в коем случае нельзя.
Очевидно, что смерть даже такого крупного идеолога, финансиста, организатора и руководителя исламистских террористических организаций вряд ли сможет остановить набирающее силу протестное движение радикальных исламистов. Созданные Усамой бен Ладеном на базе выходцев из арабских и исламских стран - ветеранов афганской войны 1979-89 г.г., так называемые, "Исламский интернационал", "Аль-Каида" и еще несколько десятков подобных организаций к настоящему времени успели распространиться по всему миру.
В последние годы ячейки этих организаций, объединенные лишь единой целью и идеологией борьбы с США, Западом и глобальной экспансии радикального ислама, действовали, как правило, самостоятельно и изолированно от какого-либо центра или друг от друга. Они не испытывали проблем с вербовкой новых сторонников и боевиков, поскольку росло недовольство своим социальным и имущественным положением сотен миллионов обездоленных мусульман, создавались десятки тысяч новых примитивных исламских школ (медресе), лагеря военной подготовки сторонников священной исламской войны (джихада), легальные источники (пожертвования исламских фундаменталистов, легальный бизнес) и нелегальные (наркоторговля) обеспечивали им должное финансирование, власти ряда стран и их спецслужбы оказывали им прямое или косвенное покровительство (Саудовская Аравия, другие страны Персидского залива, Судан, Пакистан, Иран, Йемен, Сомали и т.п.).
Не следует забывать и о том, что международный исламистский терроризм во многом базируется на сохраняющихся региональных конфликтах, прежде всего, на арабо-израильском противостоянии. Египетские "Братья-мусульмане, палестинская ХАМАС, ливанская Хизбалла и десятки других арабских и исламских организаций, а также фундаменталистский иранский режим, его сторонники в Дамаске, не скрывают своего резко негативного отношения к самому факту существования Государства Израиль. Среди арабов и мусульман неуклонно растет число желающих "сбросить евреев в море". Определенную лепту в дальнейшую радикализацию ислама и рост числа экстремистских и террористических организаций внесли и сами США и их союзники. Как известно, Усаму бен Ладена в свое время активно поддерживали спецслужбы США, Пакистана и ряда других стран.
Не следует также забывать, что в исламском мире осудили довольно грубое вмешательство США и их союзников во внутренние дела Афганистана, Ирака, Ливии, ряда других стран региона, в том числе и без получения соответствующих мандатов ООН, попытки насаждения, так называемых, марионеточных режимов из числа бывших эмигрантов и западных моделей демократии в рамках политики США по созданию Большого Ближнего Востока, преднамеренную ложь Вашингтона по наличию в Ираке оружия массового уничтожения, ничем не оправданные жестокость и непропорциональное применение военной силы, гибель и увечья мирных жителей, разрушения инфраструктуры, пытки и издевательства над заключенными-мусульманами в тюрьмах ("Абу-Грейб" в Ираке, "Гуантанамо" на Кубе, и др.). Вряд ли способствовало сохранению уважения к американцам среди мусульман публичное и демонстративное сожжение служителем христианской церкви священной книги мусульман – Корана. И страшен не только сам акт надругательства над священной книгой безрассудного американца, а безразличие по отношению к этому провокационному действию со стороны американских властей и тиражирование этого акта в западных СМИ.
В результате, в ряде исламских стран прокатились демонстрации и акции протеста, имели место ответные нападения на иностранные представительства, гибель ни в чем не повинных людей. Несколько ранее мы были свидетелями тиражирования карикатур на пророка Мухаммеда в одной из западноевропейских стран, что также вызвало бурю протеста в исламских странах. Такие провокационные действия носителей «западной культуры», естественно, провоцируют мусульман на еще большую радикализацию и масштабные ответные действия.
Таким образом, ликвидация Усамы бен Ладена ни в коей мере не решает проблем борьбы с международным терроризмом. Причины, корни и факторы мусульманского религиозного экстремизма и терроризма и конфликта западной и восточной цивилизаций сохраняются. Скорее всего, в самое ближайшее время найдется новый "вождь" исламских радикалов, который займет временно опустевшее место террориста № 1. Причем этот лидер будет, скорее всего, лишь символом продолжения дела Усамы бен Ладена. Запущенный в предыдущие годы механизм самовоспроизводства новых террористических ячеек уже давно не нуждается в едином центре и руководстве. Эти террористические организации давно вышли за пределы исламских стран и успешно функционируют в Европе, Азии, Латинской Америке и самих США. Не случайно, сразу же после обнародования факта гибели Усамы бен Ладена США и их западные партнеры предприняли меры повышенной безопасности в отношении своих загранпредставительств и госучреждений, опасаясь мести сторонников террориста № 1.
Кардинально снизить уровень террористической угрозы можно лишь разрешив основные международные противоречия и конфликты современности (арабо-израильский, американо-иранский, греко-турецкий, армяно-азербайджанский, межкорейский, китайско-тайваньский, курдскую проблему и другие). США и их западным союзникам пора бы подумать и о большей реальной помощи странам третьего мира в ликвидации там безработицы, нищеты, эпидемий и голода. Разрядке международной напряженности могло бы способствовать повышение роли ООН в разрешении международных споров и конфликтов, расширение членов Совета Безопасности ООН, в том числе за счет стран третьего мира, включая мусульманские.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук.