Обретение независимости иракским Курдистаном также неизбежно - независимо от того, сколь далеко идущие планы связывают с этой независимостью США для наполнения газопровода NABUCCO или для "курдского сдерживания" Турции, Ирана, Сирии и вообще арабского мира.
Независимый Курдистан - богатый ресурсами, но с небольшим демографическим потенциалом (в рамках нынешнего Ирака - от 4 до 7 млн. человек), станет новым "непотопляемым авианосцем" США. За границами нового государства останется около 30 миллионов курдов - в Турции, Иране и Сирии.
Власть в Багдаде когда-нибудь все же консолидируется и укрепится, это будет, конечно, арабская власть (просто потому, что арабов в стране почти 80%). И она обязательно начнет наступление на курдскую вольницу. Отказываться даже от части вольницы курды вряд ли захотят.
В противоположном случае, если Ирак начнет сваливаться в хаос, у курдов не будет оснований оставаться в составе умирающей страны. Они окончательно провозгласят независимость, постаравшись заодно прихватить как минимум Киркук с окрестностями (без всякого референдума). И тогда бывший иракский Курдистан станет еще более сильным центром притяжения для курдов Турции. В этом случае Анкаре станет совсем тяжело.
Установление особых политических связей с Курдистаном, готовность к немедленному признанию его независимости после её провозглашения - обязанность России. Обязанность - и в контексте её отношений с Турцией, Сирией и Ираном: именно для качества этих отношений Москве важно иметь собственный, независимый диалог с курдистанскими властями и обществом, чтобы понимать возможности Турции.
Независимая государственность курдов, также в своё время переживших от турецких властей акты геноцида (и их подчинённая роль в несомненном преступлении 1915 года), позволяют и Армении отнестись к задаче исторического примирения с курдами-мусульманами не только с общественно-научных позиций,но и точки зрения государственных интересов.
Диалог Армении с Курдистаном сделает армянство непременным участником будущих процессов в Турции. Но сегодня это участие ещё вариативно: оно может либо свестись к малоприятному превращению армян в "фактор сдерживания" турецких курдов, либо, напротив, придать им дополнительные возможности в случае "исторического примирения".
Прямой диалог Армении с Курдистаном крайне необходим ей и для того, чтобы не превратиться в объект реализации Турцией её опасений курдского умиротворения. Как известно, опасения государств тем сильнее, чем меньше их элиты имеют подлинной информации о намерениях соседей. Сопоставимый государственный масштаб Армении и будущего независимого Курдистана делает их естественными партнёрами на пространстве (не "шахматной доске"!) Большого Кавказа - и может сделать взаимными переводчиками.