На протяжении многих лет, Киркук был центром борьбы курдов в Ираке. Он был свидетелем многих восстаний и возможностей для урегулирования курдского вопроса, но Киркук всегда был препятствием на пути окончательного урегулирования.
Ни один курдский лидер не осмеливался думать об отказе от него ради более широких прав курдов на территории Ирака. Он также глубоко укоренился в курдских политических умах и борьбе за курдскую родину. Региональные и западные державы отрицали это курдское желание ввиду своей политической стратегии и из-за его нефти. Отсутствие знаний о проблеме самих курдов сделало их впечатляюще слабыми в объяснении их обоснований в отношении Киркука и борьбы за него, не говоря уже о не-курдах, которые не могут понять "жалкого" цепляния за город. Так почему же Киркуке так важен для курдов?
КИРКУК В ИСТОРИИ
Хурриты, основные предки курдов, создали Нузи и Аррапхэ, современный Киркук. Историки сходятся на том, что курды - автохтонная раса, которая является результатом в основном кавказской расы (хурриты, которые населяли большую часть Ближнего Востока), которая была арианизирована различными индоевропейскими племенами, последние из которых - мидицйцы. Многие племенные названия различных царств в древнем Курдистане были частью хурритской расы, в том числе Лулубеи, субарту, гутеи, Урарту, маннеи и халды. В дополнение к индо-европейским племенам, которые арианизировали древний Курдистан, многие древние царства правили под их племенными названиями, как митанни, касситы, хетты, скифы, сагартии, и последняя, самая известная группа, мидийцы. Мидийские племена объединили Курдистан в культурном и географическом отношениях, а курдская Мидийская империя была последним государством, которое объединило все частий Курдистана и вышла далеко за его пределы на восток до Бактрии (Афганистан) и на западе до Эгейского моря (Западная Турция). После этого, у древних курдов были разные царства и вассальные государства в различных частях Курдистана, в рамках различных империй.
Курдские племена вокруг Киркука по-прежнему носили свои древние хурритские имена, как Зангана, Талабани и Джаббари, которые упоминаются в табличках древнего хурритского города Аррапхэ (Киркук). Позже, много империй и государств вторгались в Киркук и остальной Курдистан. Источники на арамейском, написанные христианскими священниками, упоминают области Бет Гарма (Гермниян), которая является частью Ба-Керди (Дом курдов или земля курдов). Арабские и турецкие источники Османской эпохи повторяют это. Мосульский вилайет Османского государства был курдской страной под британской оккупацией Ирака, и был включен в Ирак, чтобы сделать его жизнеспособным государством с использованием нефти Киркука, чтобы связать его с остальной частью британской территории на Ближнем Востоке. Британцы проводили переписи между 1918 и началом 1920-х гг. в провинции Киркук, и они ясно указывали на курдское большинство в провинции.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ДЕМОГРАФИЯ КИРКУКА И НЕФТЬ
Нефть Киркука была проклятием курдского народа с момента ее открытия в начале ХХ века. В то время, Британская империя находилась в состоянии войны с Османской империей и конкурировала с русскими и немцами за ее территории и, конечно, за нефть на Ближнем Востоке, которая была необходима для машин войны. Он имел важное значение в получении преимуществ среди конкурирующих держав, а также для обеспечения поставок нефти для остальной части британских войск во всем мире. Это стало особенно очевидным после потери Баку (Азербайджан) русскими. Для Великобритании, курды были только препятствием на пути интеграции Киркук и Мосула в большое Хашимитское Королевства арабских Иордании и Ирака, соединяющие нефть Киркука с Хайфой в Палестине. Кроме того, курдские племена были фактором нестабильности, особенно потому, что турки использовали религию, чтобы поколебать верность племен. Это могло бы поставить под угрозу интеграцию.
В 1990-х годах, демография вновь изменилась. Арабы, туркмены и даже западные политики и организации делали преувеличенные обвинения, что курды репатриировали 450.000 курдов, но депортированных в 1990-е годы было меньше, чем 200.000. Тем не менее, многие киркукские курды не хотят возвращаться в Киркук. Город находится в ужасном состоянии, и те, кто жил в Эрбиле и Сулеймание, не мотивирован вернуться, несмотря на призывы и давление со стороны регионального правительства Курдистана. Кажется, цифры неточны, даже исходящие от некоторых уважаемых аналитических центров, как Международная кризисная группа. Или это просто пропаганда против курдского восстановления?
Другое обвинение состоит в том, что курды хотят Киркук только ради его нефти для обеспечения их будущего независимого государства. Курды уже обеспечили себе место в регионе и в мире, при доказанных запасах нефти и газа, которые составляют около 70 миллиардов баррелей нефти и 112-200 трлн кубометров газа, по данным Ашти Хаврами. Принимая во внимание нынешние запасы, нефти там в семь раз больше и газа в 45 раз больше, чем в Киркуке. Запасы газа, который будет поставляться в Европу через трубопровод Набукко, уже являются декларацией независимости, учитывая неустойчивость поставок Азербайджана. Курдистан уже есть на карте в качестве игрока на мировом рынке нефти. Даже позиция главного противника курдов, Турции, поколебалась после этих открытий и их огромной выгоды для экономики. И делается все больше открытий. Кроме того, нефть Киркука более низкого качества, поскольку она смешивается с водой. Если курды хотят Киркук ради нефти, они твердо считают, что они имеют право владеть и использовать ее на благо людей и города. Саддам Хусейн покупал на нефтяные доходы Киркука оружие, которым уничтожал иракское население, в том числе курдов.
Постепенно, соседние государства и оппозиционные общины понимают неизбежное появление курдского государства с богатыми ресурсами, которое может в конечном итоге провозгласить независимость - с Киркуком или без него.
ТУРКМЕНЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Туркменская история в регионе начинается в 12-м и 13-м веках с монгольского нашествия на исламское государство Аббасидов. Союзные тюркские племена создали государства в нескольких частях Месопотамии, а также в Анатолии. Современные туркмены имеют немного общего с теми захватчиками. Согласно наиболее распространенным теориям, они ассимилировались с местным населением. Современные туркмены, по языку и племени, демонстрируют общее происхождение с тюркскими азербайджанцами из Ирана и Азербайджана и меньшее сходство с турками из Турции. Эти туркмены пришли в регион в разгар борьбы между Османской империей и Сефевидами и были поселены в различных областях империи для обеспечения ее стабильности; это видно не только в Ираке, но и в Сирии.
Сегодня туркмены ожесточены после падения Саддама. Они были правящим классом начиная от турецкой оккупации до конца суннитского господства в 2003. Они всегда были в союзе с правящими суннитскими властями иракского государства. С 2003 года туркмены все еще не могут вступить в борьбу со сменой власти после принятия арабского превосходства в течение столетия. Сегодня туркменские политические партии принимают иррациональный политический курс и множество нереальных требований.
Туркмены представлены Иракским туркменским фронтом, который был создан турецкими спецслужбами (MIT). Этот процесс начался в 1994 году во время правления Народно-республиканской партии (НРП) которая как правило была сторонницей военной элиты, и до возникновения Партии справедливости и развития Турции (АКП) и ее нового курса, просто для того, чтобы помешать курдским требованиям. Туркмены также получили свою долю (преследований) от политики арабизации Саддама, но Турция никогда не упоминала их и не обращалась с ходатайствами за них к Саддаму, пока у курдов появился свой протекторат в 1991 году. После того как к власти пришла АКП, все начало меняться, и во внешней политике Турции начали принимать более прагматичный подход, который заставил MIT вывести туркменскую карту. Это также произошло из-за ссор и ослабления поддержки ИТФ среди самих туркмен. ИТФ пошел еще дальше, с просьбой о помощи к Туркменистану и Азербайджану. В Туркменистане, их приветствовали, но не смогли найти логику в их требованиях создать туркменское политическое образование в Ираке. Кроме того, бывший глава спецслужб Азербайджана, который в настоящее время является президентом страны, не реагировал на их требования и не оказал помощи. Кроме того, шиитский Иран, в котором, в основном преобладают азербайджанские тюркские священнослужители, не дает никакой поддержки. Турция разыгрывает туркменскую карту время от времени, просто чтобы оказывать давление на курдов. Последние изменения в туркменской политике произошли, когда Хасан Торхан был избран президентом провинциального совета Киркука. Это был жест со стороны курдских политиков, а также давление на Турцию, чтобы больше сотрудничать с курдами, принимая во внимание будущую экономическую выгоду.
АРАБЫ КИРКУКА
Как упоминалось ранее, британское господство в Ираке привело к включению Курдистана, включая Киркук, в Ирак, чтобы сделать Ирак жизнеспособным государством благодаря его нефти и обезопасить перекачку нефти в Хайфу. С тех пор, волны арабских мигрантов и племен поселились в Киркуке и его окрестностях. Крупнейшие депортации курдов и заселения арабов были в 1970-х и 1980-х годов при баасистском режиме Саддама Хусейна. Арабам было предложено занять земли курдских семейств в печально известной кампании Анфаль. Многие бедные арабы с юга переехали в Киркуке в это время.
В недавнем исследовании, арабы Киркука признали свою роль в грабежах курдского имущества в 1980-х годах и признали, что курды могли бы сделать то же самое в 2003 году, но были ограничены своей ведущей ролью в обеспечении мирного долгосрочного сосуществования. Когда их спросили, хотят ли они, чтобы их регион был включен в провинцию Салахаддин, большинство арабов Киркука были против него, и хотели остаться частью Киркука из-за споров и сложных отношений с арабами Тикрита и Самары. Несмотря на это, они не хотят быть частью Курдистана.
Хотя курды обвиняются в том, что хотят Киркук ради его нефти, то же справедливо и для арабов-суннитов. В последнее время некоторые суннитские и арабские националисты дали понять, что хотят включить Киркук с его нефтью в суннитский регион, включающий Анбар, Ниневию и Салахаддин. Этот регион относительно беден ресурсами по сравнению с шиитским югом и Курдистаном. Они также опасаются, что курды вырвутся из Ирака, мотивируя шиитов сделать то же самое на юге, оставив суннитов с пустыней.
Арабы, а также туркмены, нацелены на структуры разделения власти, чтобы захватить власть в Киркуке. Тем не менее, многие курды чувствуют, что возвращение политики Саддама является самым невероятным, что могло бы сделать новое иракское правительство. Соседние страны не обладают правами вмешиваться в вопрос о Киркуке. Курды и шииты находят практически невозможным делить страну с арабами-суннитами, из-за различий во взглядах на перспективы и язык общения. Многие видные суннитские политики все еще приветствуют Саддама как арабскую славу и используют ту же агрессивную лексику в отношении других общин, не желая подчиниться новым реалиям на местах.
КИРКУК КАК СИМВОЛ ИДЕНТИЧНОСТИ
Почему Киркук имеет такое значение для курдов? Курдские племена жили до окраин современного Багдада (Ктесифон), далее чем берега Тигра, до прибытия в седьмом веке арабских завоевателей, вооруженных исламом. Арабы начали переводить местное население в ислам под угрозой меча и налогов на немусульман (джизья). Они также ассимилировали соседние народы в новую религию и свой язык, в том числе арамеев в Ираке, финикийцев, евреев и хананеев в Леванте, коптов в Египте; берберов в Северной Африки Ливии и Марокко, а также жителей Африканского Рога.
Для курдов, это был процесс арабизации курдских равнин в провинции Дияла, провинции Эль-Кут, курдов-пехлеви Багдада и региона Джазира, особенно в Мосуле и Алеппо.
Курдский народ боролся за сохранение своей самобытности, языка и культуры среди трех крупных народов: арабов, турков и персов. Курдское наследие потеряло много своих исторических и культурных районов в оккупирующих странах. Таким образом, "Киркук символизирует 13 веков борьбы за сохранение курдов от арабских амбиций на их ассимиляцию". Борьба за Киркук является борьба за курдскую принадлежность. Киркук является эмоциональным вопросом для курдов, ни одно поколение не откажется от идентичность города, и никакая серьезная власть не может убедить курдов отказаться от него. Любой сценарий лишить курдов этого права зажжет насильственную месть со стороны курдского населения, даже против западных держав. Тем не менее, курды готовы иметь разумное и мирное решение для поселившихся арабов, и включить их в Курдистан в качестве меньшинства, обеспечив им место в процессе принятия решений.