До выборов в парламент Турции 12 июня остается всего несколько недель, а недовольство в рядах курдского национального меньшинства создает для правящей партии Справедливости и развития (ПСР) обстановку политической неопределенности.
По Стамбулу и юго-востоку Турции, где проживает большая часть многомиллионного курдского населения страны, прокатились массовые акции протестов после того, как 14 мая силовые структуры уничтожили 12 членов запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК), убив до этого в апреле еще семь членов РПК.
Высокопоставленные представители правительства ПСР на данный момент отрицают, что протесты курдов представляют какую-то политическую проблему. "В этой стране больше нет курдского вопроса, – заявил в своем выступлении 1 мая в Стамбуле премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. – Я это отвергаю".
Однако ряд политологов не считают, что курдские волнения в ближайшее время улягутся. Один стамбульский политолог связывает недавние проявления массового негодования со скорым выходом на сцену поколения курдов, которые в детском возрасте были изгнаны с родителями из своих селений силовыми структурами Турции, применявшими в своей борьбе с РПК в 1990-ых годах тактику "выжженной земли".
"Представители поколения, выросшего после того, как было очищено первое селение, сегодня уже достигли совершеннолетия. В них бушует ярость и бунтарский дух гораздо более сильный, чем в их родителях", – подчеркивает Шоли Озел (Soli Ozel) из университета Кадир-Хас.
Как заявил же 18 мая на заседании Торговой палаты Анкары премьер, эту молодежь "используют в этом сценарии вместо пешек", пишет газета "Хюрриет".
19 мая Эрдоган направился на юго-восток страны для проведения ряда предвыборных митингов, которые могут стать новой проверкой для взаимоотношений, сложившихся накануне парламентских выборов между возглавляемой им Партией справедливости и развития и прокурдской Партией мира и демократии. Эрдоган и другие должностные лица Турции склонны видеть в Партии мира и демократии политическую ширму для боевиков РПК. В конце февраля Рабочая партия Курдистана объявила об одностороннем прекращении огня.
Практически нет сомнений, что премьер-министр Эрдоган не выпускает Партию мира и демократии из поля своего зрения. Он уже заявил, что эта курдская партия косвенно несет ответственность за имевшее место 4 мая нападение РПК на колонну сторонников ПСР, в ходе которого погиб один полицейский. Ряд видных деятелей Партии мира и демократии, включая 12 мэров городов, обвиняемых в сговоре и пособничестве РПК, уже отданы под суд.
По данным турецкого Правозащитного общества, с 21 марта – празднования курдского Нового года Навруз – правоохранительными органами по разным обвинениям было задержано более двух с половиной тысяч курдов. Многие из задержаний были произведены в ходе проведения акций протеста против решения избирательных властей Турции приостановить регистрацию ряда поддерживаемых Партией мира и демократии кандидатов в депутаты. Это решение вызвало громкий протест по всей стране и было аннулировано.
Представители ПСР настаивают, что жесткая тактика в отношении Партии мира и демократии вполне оправдана. "Это происходит не потому, что они что-то там заявили. Они являются частью террористической организации. Они являются пособниками террористов, убивающих молодежь", – заявляет кандидат от ПСР Волкар Бозкир (Volkan Bozkir), в прошлом постпред Турции в ЕС, которого прочат на должность госминистра по европейским делам.
Правда, в прошлом отношение к партии бывало и помягче. В ходе подготовки к парламентским выборам 2007 года ПСР выступала за удовлетворение требований курдов о предоставлении им больших социокультурных прав. Именно эта позиция помогла ПСР привлечь на свою сторону преимущественно курдский юго-восток страны. Впоследствии партия подтвердила это свое обязательство, учредив курдский телеканал круглосуточного вещания, а затем предприняв попытку положить конец длящемуся вот уже 26 лет конфликту с РПК, которая вскоре была оставлена.
Правящая партия ужесточила свое отношение к Партии мира и демократии после ряда неудач, постигших ПСР на выборах. На выборах в местные органы власти 2009 года Партия мира и демократии отбила у правящей партии несколько городов, где прежде пользовалась поддержкой. В прошлом году курдская партия с успехом провела на юго-востоке страны бойкот референдума о конституционной реформе. Правда, в ходе того же референдума ПСР сумела перетянуть на свою сторону избирательные бастионы Партии национального действия, выступавшей против реформы конституции. Этот урок был хорошо усвоен премьером.
"Они поняли выгоду перетягивания на свою сторону избирателей, отдающих голоса за националистическую партию, – отмечает политолог и обозреватель турецкой газеты "Миллиет" Нурай Мерт (Nuray Mert). – Они увидели, какая это солидная база поддержки и что они могут легко получить больше голосов, подчеркивая свои националистические, а не демократические устремления. Этим и объясняется их нынешняя политика".
Как показывают результаты опросов общественного мнения, по результатам парламентских выборов ПСР должна удержать власть в своих руках. А дальше возникает и усиливается опасение, что одно из главных демократических достижений ПСР, а именно дистанцирование турецкой армии от политической жизни, может быть сведено на нет угрозой конфронтации.
"По представлению ПСР, есть много плохих курдов и некоторое количество хороших курдов, принадлежащих к их партии, – говорит профессор университета Бахчешехир Ченгиз Актар (Cengiz Aktar), выступающий за нормализацию отношений между правительством и курдами. – Когда в политике образуется вакуум, приходят другие и этот вакуум заполняют. И турецкая армия, и РПК могут вернуться обратно. До тех пор, пока правительство не урегулирует курдскую проблему политическими средствами, армия всегда будет готова вмешаться".
Курдский депутат парламента Айсель Туглук (Aysel Tugluk) нарисовала впечатляющую картину того, как могут складываться взаимоотношения между правительством и курдским меньшинством Турции. "Мы пребываем в подвешенном состоянии, и ответственность лежит на государстве и премьер-министре, – сказала она на заседании 5 мая. – Если в итоге мы попадем в рай, то будем жить там вместе, а если в ад, то будем жариться там, тоже вместе".
От редактора:
Дориан Джонс является независимым журналистом. Проживает в Турции.