Некоторые могут быть шокированы, что я одновременно упомянул в заглавии эти два имени, но мы действительно в серьезной ситуации и реально существует такого рода опасность, которую я упомянул в заголовке.
Прежде чем перейти дальше, я должен отметить, что теракты в Кастамону и Улудере были нацелены на этих двух актеров мира с целью их дискредитировать и, в конечном итоге, отключить.
Правда, Абдулла Оджалан является лидером воинственной организации, но государство проводит с ним мирные переговоры и добилось значительных успехов. Мы знаем от Оджалана, что эти переговоры находятся в завершающей стадии. Теперь обсуждаются только нюансы.
Это предложение было одобрено 58 процентами народа, турками и курдами, на референдуме. Они просто хотят закончить эту грязную войну и кровопролитие.
Вы, естественно, заключаете мир с теми, с кем вы воевали. Хотя он и был хорошо осведомлен о большом гневе, который эта война вызвала между этими двумя народами, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган взвалил на свои плечи большой риск и тяжкое бремя урегулирования этого вопроса. Это что-то чрезвычайно редкое для политической партии, чтобы подвергнуть себя в одиночку такому массивному риску.
Возможно, недавно он соблазнился неотразимостью подталкивания Партии националистического движения (ПНД) ниже избирательного порога, и он может продолжать использовать националистический жаргон, который создает впечатление, что он отступает от мирных переговоров, что невозможно объяснить курдам, но Эрдоган знает, как и любой из нас, что этот вопрос не то, что может быть приостановлено и возобновлено, когда мы захотим.
Я не одобряю его планов или жаргона, который он использует, но я также хорошо осведомлен о хрупкости существования политической партии, и о том, что не просто сохранить этот проект в работающем состоянии, вопреки встречным усилиям со стороны "Эргенекона" и оппозиции.
Насколько я вижу, и считаю, Эрдоган предпримет смелые шаги по курдскому вопросу в контексте новой конституции после 12 июня.
Я не хочу представлять себе другой альтернативы, так как я считаю, что для нее есть очень небольшая вероятность, поскольку это будет означать конец правящей Партии справедливости и развития (АКП) и Эрдогана.
Силы "Эргенекона", при поддержке групп любителей переворотов, знают, что это все слишком хорошо, и делают все возможное для обеспечения того, чтобы новая конституция не была подготовлена, и это прорывается в разрушительной войне между курдами и турками.
Они убивают молодых турок и курдов просто для того, чтобы подвести эти два народа ближе к тотальной войне или для повышения их взаимного недоверия.
Когда умирает турецкий или курдский парень, Эрдоган или, соответственно, Оджалан получает удар по своей легитимности. Таким образом, в умах людей растет путаница, и подрывается уверенность в лидерах и мирном процессе.
Говорят, что после нападения в Кастамону, Эрдоган получил преувеличенное отчет о том, что РПК в настоящее время сделала его своей мишенью. Целью такого доклада было вывести Эрдогана из равновесия и поднять вопросы о контроле Оджалана над организацией.
Тем не менее, Эрдоган в публичных выступлениях в Ване и Хаккари вдохновил надежды, хотя они и не смогли оправдать ожидания. Эрдоган произнес в своей уникальной манере, что новая конституция не будут допускать дискриминации или кого-либо исключать, и это очень значимое заявление, в этой хаотической атмосфере.
С другой стороны, кажется, Оджалан уже понимает, что текущая деятельность РПК и военных – это попытки свергнуть его как лидера.
В его последних заявлениях, он открыто обвиняет курдские партии, Партию мира и демократии (БДП) и РПК: "Руководители БДП говорят: "Мы вряд ли может остановить людей. Мы не можем контролировать их." Никто не предполагает держать людей под контролем. Этот тон должен быть оставлен. Ты не должен останавливать людей, но должен подготовить их к демократическому процессу урегулирования. В том же духе, Кандиль говорит: "Мы едва ли можем остановить герилла. Мы не можем контролировать их. "Этот язык, эта политика, должны быть уничтожены. Герилла должны принимать участие в своей самообороне, и никто не может остановить их. БДП и Кандилю не следует впредь использовать этот язык. Это неправильно и неэтично. Обязанностью БДП является подготовка людей для демократического процесса урегулирования, а обязанностью Кандиля является обеспечение соответствия этой политике".
Затем он переходит к редкому по суровости обращению: "После того как герилла пересекут границу, не проводится различия между активной обороной и пассивной самозащитой. Это пустые разговоры. ... За последние потери отвечает Кандиль. Каждый человек, в том числе герилла и их командиры, ответственны за эти потери."
Эти фразы могут быть переведены на обычный язык следующим образом: "Те, кто ищет войны саботируют мирные переговоры, которые я веду. Я вижу, что вы пытаетесь делать. Если вы будете продолжать делать это, я скажу курдскому народу: остановите тех, кто ищет войны."
Нравится нам это или нет, акторы мира известны, и наша обязанность – поддержать защитников мира.