В турецкой газете Posta опубликована статья турецкого аналитика, ветерана светской журналистики в Турции Мехмета Али Биранда под заголовком “Почему мы содействуем переворотам”, в которой говорится о том, что созданная Мустафой Кемалем Ататюрком и отданная под защиту военных Турецкая Республика на протяжении многих лет имеет два больших врага – добропорядочных мусульман и курдов. Аналитик пишет:
“Турецких военных к переворотам традиционно подстрекали светские круги. Позиция последних следующая: представляющие созданную Ататюрком Народно-республиканскую партию политические деятели социал-демократической направленности понимают, что посредством выборов не смогут занять влиятельные позиции в политике, потому и для достижения высоких должностей опираются на помощь военных.
Мятежнические мысли сидят в генах большинства сотрудников светских СМИ. До последнего времени СМИ считали, что Главный штаб стоит выше демократии и парламента. Мы терпеливо перенесли все перевороты (1960, 1971 и 1980гг – прямые военные перевороты и невооруженное военное вмешательство 1997г, которое называют постмодернистским переворотом). Мы содействовали им.
Газеты начнут публиковать фотографии носящих бороду мужчин, и вы прочтете статью о том, что “арестованы еще двое реакционеров”. Женщины с черной чадрой будут названы “черной тлей”. Мы не ставили разницы между богобоязненными добропорядочными мусульманами и реакционерами. Они рассматривались как самые большие враги, порожденные нашей системой. У нас не хватало терпения, чтобы увидеть их в наших рядах. Мы не пытались понять их.
Что касается курдов, то “Курдский вопрос” являлся самым важным объектом страха светских кругов, о чем никогда не упоминалось. Каждое восстание курдов характеризовалось как “мятеж” и “путь, ведущий к независимости”. В то же время, мы никогда не рассматривали причины, побудившие к восстанию.
Мы не могли и думать, что они могут выйти из бедности, феодальной системы или из региональных условий. Как только “Курдский вопрос” поднимался, мы думали о развале Турции. Мы всегда проводили политику ассимиляции и отрицания курдской идентичности.
В течение последних лет наши гены нарушились, и мы начали на вопрос смотреть с иной точки зрения. Соотношение сил между Главным штабом и демократией и парламентом впервые изменилось: демократия сделала еще один шаг вперед”.