Всеобщие выборы 12 июня в Турции привели к крупнейшей парламентской победе за всю историю прокурдского движения, увеличив с 20 до 36 мест его представительство в 550-местном парламенте страны. По иронии судьбы, однако, в то время когда случился этот триумф, надежды на мирное решение курдской проблемы за счет удовлетворения курдских требований уходят в прошлое.
Победу прокурдской Партии мира и демократии (БДП), которая в первую очередь поддержала независимых кандидатов, произошла за счет правящей Партии справедливости и развития (АКП). В двух преимущественно курдских провинциях Турции, БДП обеспечила 90 процентов голосов.
Один из ведущих политический обозревателей утверждает, что масштабы победы демонстрируют разочарование курдов в АКП. "Курдский требования откладываются и откладываются," сказал обозреватель газеты "Миллиет" Нурай Мерт. "Курды и курдские политики считают, что они были обмануты правительством. Я очень обеспокоен тем, что теперь может начаться жесткое противостояние. Некоторые говорят, что это уже неизбежно".
Курдское разочарование родилось из серии неудачных обещаний АКП. На всеобщих выборах 2007 года, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган вел предвыборную кампанию на платформе решения курдских требований большей культурной свободы. Но было мало что сделано, кроме открытия государственного курдского телеканала и введения в некоторых университетах отделений курдского языка. Основные усилия Эрдогана по прекращению конфликта с мятежной Рабочей партией Курдистана (РПК), известные как "курдское открытие", закончились неудачей два года назад.
После выборов, существует мало признаков, что премьер-министр даст второй шанс диалогу. Объявив, что "курдской проблемы больше нет", Эрдоган провел кампанию на турецкой националистической платформе и отверг ключевые курдские требования политической автономии и курдских школ.
Эти несбывшиеся надежды могут привести к возобновлению конфронтации, предупредил политолог из университета Бахчешехир Ченгиз Актар. "До сих пор турецкие политики ставили условием для переговоров: остановите вооруженную борьбу. Курды сделали это, и ничего не произошло, за исключением недолгого" курдского открытия", сказал Актар: "Пока нет никакого политического процесса. Вооруженная борьба, вероятно, продолжится".
Заключенный лидер РПК Абдулла Оджалан угрожал вернуться к полномасштабным боевым действиям с турецким правительством, если не начнутся переговоры не позднее 15 июня. Пока что никаких вооруженных конфликтов не произошло: в прошлом месяце, более двух десятков турецких военных погибли предположительно от рук бойцов РПК.
Но в сочетании с угрозой полномасштабного вооруженного конфликта, приходит новая угроза широкого гражданского неповиновения и протеста. Как полагают, курдами ведутся приготовления для создания своих собственных институтов, независимых от турецкого государства, в том числе в области образования и суда.
Новоизбранный парламентарий от БДП Алтан Тан уточняет, используя символическое выражение - "горы" - для курдских боевиков. "Мы говорим, что хотим автономии. Он [премьер-министр Эрдоган] говорит:" Нет "Мы говорим, что хотим образования на нашем родном языке. Он говорит:" Нет "Так что он не выполняет критериев Европейского Союза. Он принимает критерии турецкой улицы ", сказал Тан". Итак, мы говорим "Если вы согласны с критериями улицы, мы примем критерии гор".
Глубина пропасти взаимонепонимания между турецкими и курдскими политиками делает сложным избежание конфронтации, утверждает политолог Мерт. "К сожалению, ни правящая партия, ни партии оппозиции не принимают ситуацию серьезно, и они думают, что если они признают серьезность проблемы, они сдадутся перед курдскими требованиями."
Написание новой конституции рассматривается как единственный способ ответа на ключевые курдские требования местной автономии и образования на родном языке. В своей победной речи 12 июня перед сторонниками АКП, премьер-министр обещал, что разработка документа будет инклюзивным процессом.
Если это окажется действительно так, то по-прежнему существует возможность для диалога с курдскими политиками, согласно Синану Ульгену, члену исполнительного совета стамбульского Центра экономических и внешнеполитических исследований (Эдам).
"К положительной стороне относится то, что они [БДП] также включили некоторых представителей, которые не были связаны с более радикальной линией курдского движения", сказал Ульген. "Это могло бы позволить им играть более конструктивную роль в курдском вопросе".
Основная оппозиционная Народно-Республиканская партия, или НРП, также приняла "более либеральный подход" на тему прав курдов, и может выступать в качестве "гораздо более конструктивного противника в турецком парламенте для того, чтобы принять необходимые конституционные изменения", продолжил он.
Обращение к БДП, однако, поставило бы премьер-министра в трудное положение "После того как она собрала столько националистических голосов, как может партия изменить свое отношение? Это очень трудно", сказал политический обозреватель Мерт. "Даже если они попытаются, будет большое давление со стороны их электората ".
Но политическая целесообразность может быть небольшой ценой, чтобы заплатить по столь высоким для Турции ставкам. "Пока страна не может решить свой курдский конфликт, все может случиться. Все возможности открыты, и для Турции стоит большой, большой знак вопроса . Такова цена", предупредил политолог Актар из университета Бахчешехир.