Удивительное в парламентских выборах в Турции в воскресенье не состояло в том, что правящая Партия справедливости и развития (АКП) эффективно выиграла свой третий срок однопартийного правления, получив радикальные 49,89 процента голосов избирателей. Самым неожиданным и вдохновляющим аспектом этих выборов были 5,9 процента национального голосов, набранных прокурдской Партией мира и демократии (БДП). Эти голоса, приданные независимым кандидатам, поддерживаемым БДП, предоставили партии беспрецедентные 36 мест в парламенте. Это гарантирует, что мнение курдов будет учитываться при разработке гражданской конституции, которая может потенциально изменить саму концепцию национальной идентичности в Турции.
Редактирование гражданской конституции, чтобы заменить ту, что уходит корнями в военный переворот 1980 года - самая неотложная задача нового парламента. Большинство западных комментариев было сосредоточено на риске того, что премьер-министр Эрдоган может использовать конституционные изменения, чтобы подорвать секуляризм. Но на самом деле новая конституция могла бы консолидировать турецкую демократию, а также, наконец, позволить основные права курдов, крупнейшей и наиболее политически активной группы меньшинств страны. Нынешняя турецкая конституция основана на кемалистском понятии турецкой национальной идентичности, однородной и не оставляющей места для этнических и религиозных различий. Курды, которые по существу рассматривались как граждане второго сорта со дня основания Турецкой Республики, отвергают кемалистское этно-ориентированное определение турецкой национальности и требуют более открытого понимания, которое бы признавало курдскую идентичность.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в своем первом выступлении после выборов, пообещал, что новая гражданская конституция будет охватывать все этнические и религиозные группы Турции. Новая расстановка в парламенте предоставляет возможность сделать это. На выборах в воскресенье, АКП получила чуть меньше парламентского большинства, необходимого, чтобы в одностороннем порядке внести поправки в конституцию без поддержки со стороны других партий. Это означает, что АКП будет сотрудничать с другими партиями в деле разработки и ратификации новой конституции. Ультранационалистической Партии националистического движения (ПНД), кемалистской Народно-Республиканской партии (НРП), и прокурдская БДП придется собраться вместе, чтобы определить новое понимание нации, которое бросает вызов жесткому кемалистскому понятию и принимает либеральную позицию, которое признает в Турции этническое, языковое, религиозное и культурное разнообразие. Неясно, будет ли возможен либеральный консенсус среди этих идеологически разрозненных партий. При том что ПНД и БДП находятся на противоположных концах политического спектра по вопросу о национальной идентичности, АКП и НРП придется провести процесс создания консенсуса.
И АКП, и НРП обратились к курдскому вопросу в своих предвыборных манифестах, но определили вопрос, как вопрос индивидуальных, а не коллективных прав. Это различие особенно наблюдается в контексте курдского языка, наиболее горячей точки в обсуждении права курдов и одной из ключевых тем курдской политической программы. АКП и НРП поддержали курдские требования говорить на своем языке, но выступают против требования признать курдский вторым официальным языком Турции. Для курдов, требование права говорить по-курдски является первым важным шагом на пути артикуляции курдской идентичности, но недостаточным, чтобы гарантировать выживание курдской культуры в целом. Курдские требования образования или общественных услуг на курдском языке, являются частью их требований, направленных на выживание курдских культурных практик и отрицание коллективного аспекта курдского вопроса активизирует политическую и этническую изоляцию курдов.
БДП будет играть важную роль в сообщении курдских требований и формировании подхода нового парламента к проблеме. Напраляя 36 парламентариев в Анкару, курды имеют четкий мандат, чтобы работать в направлении решения в демократических рамках. Но они не будут соглашаться на несколько косметических изменений, которые игнорируют коллективный характер вопроса, они хотят большего, чем иметь возможность говорить на курдском языке, который уже де-факто является компонентом общественной жизни в большинстве курдской части страны. Люди говорят по-курдски в своей повседневной жизни, в залах судебных заседаний и в государственных учреждениях. Они хотят, чтобы эти практики стали их конституционным правом и обеспечивали выживание их культуры.
Турецкая демократия находится на переломном этапе, и АКП имеет прекрасную возможность покончить с проводившей десятилетиями политикой ассимиляции, военными переворотами, партией закрытия и построить основу мультикультурной демократии. Для того чтобы это произошло, АКП и НРП должны отбросить свою националистическую риторику, которую они использовали на протяжении всей избирательной кампании, и предложить либеральную альтернативу ультра националистическим ПНД и БДП. Турция может быть лидером только с самой сильной демократией в регионе, где призывы к свободе, равенству и демократии сильнее, чем когда-либо.