Обращаясь к космополитическому прошлому Диярбакыра, армянская диаспора и духовенства провели в субботу небольшую службу в местной церкви, что является предвестником больших надежд на более мультикультурное будущее юго-восточного города.
"Звуки призыва к молитве и церковных колоколов отныне будут смешиваться здесь, на этой земле", сказал мэр Диярбакыра Осман Байдемир после службы в восстановленной церкви Сурб Гирагос (св. Киракоса – ред.). "В прошлом были большие горести. Мы [осуждаем] в своих сердцах бессердечие тех дней, и мы хотим начать новую жизнь."
"Диярбакыр в прошлом был многонациональным городом, но мы многое потеряли от "монистической "политики [Турецкий] Республики. Для того, чтобы воскресить социальный мир, следует извлечь уроки из прошлого и встретиться с историей. Курды хотят жить вместе и принять те группы населения, с которыми [господствующие актеры] их поссорили", сказал мэр Сур-Диярбакыра Абдулла Демирбаш "Хюрриет Дейли Ньюс", добавив, что он был очень рад возможности принять у себя гостей.
Восстановление Сурб Гирагос было широко поддержано стамбульскими армянами, (по другим данным, однако, министерство культуры в обмен на реконструкцию поначалу потребовало передачи церкви от армянской общины государству и превращения ее в музей – ред.), сурский муниципалитет Диярбакыра и армянская диаспора также внесли вклад в восстановление церкви.
Отметив, что муниципалитет Сура недавно издал на армянском языке книгу армянского поэта Ованеса Туманяна "Капля меда", Демирбаш сказал: "Для детей существуют сказки, для взрослых - история; мы отдаем должное всему, что принадлежит этой земле, заботясь о языках".
Байдемир поприветствовал гостей в своем кабинете, украшенном гвоздиками, сразу же после службы, и сказал, что он чувствовал, что им слишком поздно делать что-то для армян.
Между тем, архиепископ и представитель Католикоса Арам Атешьян сказал: "Это только начало, что диярбакырские армяне приехали и посетили землю, на которой они родились. Мы надеемся, что она [эта тенденция] продолжится".
В исторической церкви Сурб Гирагос, определяемая некоторыми экспертами как самая большая церковь на Ближнем Востоке, в октябре пройдет более грандиозная служба. Наряду с представителями Армянской Апостольской Церквей со всего мира, на ней будут присутствовать, как ожидается, представители Церквей-сестер и ведущие фигуры диаспоры.
"ГОВОРИТЬ МИРУ ОБ АНАТОЛИИ"
Из членов армянской диаспоры, группа примерно из 20 профессоров, историков и бизнесменов приняла участие в субботней службе. Среди них был всемирно известный маэстро-лютнист, армяно-американец Уди Ерванд, который также известен как Ерванд Бостанчи.
Родившийся в Диярбакыре и посетивший свой родной город после 19-летнего перерыва, Бостанчи сказал: "Я много лет тосковал по земле, где я родился. Я не армянин диаспоры: моя страна со мной, она в моей душе и сердце. Я живу в Лос-Анджелесе, но мои песни рассказывают миру об Анатолии.
Я никогда не мог стать [настоящим] стамбульцем, и я не мог стать американцем. Я всегда жил в Диярбакыре и до сих пор живут там. Я желаю, чтобы люди могли жить и умереть на земле, где они родились," сказал он.
На специальном мероприятии, организованном вечером Байдемиром для армянской диаспоры, Бостанчи вышел на сцену и исполнил несколько песен на турецком, армянском и курдском языках.
Приехавший из Торонто бывший стамбулец Раффи Бедросян сказал, что возникли определенные трудности при сборе пожертвований от армянской диаспоры для восстановления церкви.
"Они не хотели жертвовать деньги на восстановление этой церкви, потому что они думали, что это прежде всего в турецких и курдских интересах. Диаспора по-прежнему живет травмой 1915 года", сказал он.
ПОСЛЕДНИЙ АРМЯНИН В ДИЯРБАКЫРЕ
Последнее армянин, живущий в Диярбакыр, 81-летний Саркис Бедросян, сказал, что он испытал особое чувство, когда вновь увидел своими глазами Сурб Гирагос.
Выражая свое счастье тем, что мэр смог принять их, он сказал: "Мэр говорил о том, что истина была забыта в этом городе. Армянское прошлое было отмечено, и это было крайне важно".
Стамбульский армянский бизнесмен, который начал процесс восстановления церкви, диярбакырец по просихождению Эргюн Айик сказал, что он был счастлив, но добавил, что он хотел большей поддержки церкви.
Общая стоимость восстановления составляет около $ 2,5 млн, и после того, как церковь будет открыта, в прилегающих зданиях (относящихся с комплексу церкви – ред.) будет осуществлено несколько проектов культуры и искусств.