Нечирван Барзани говорит о "золотой возможности" для мира
В Салахаддине, я спросил бывшего премьер-министра Курдистана Нечирвана Барзани, есть ли надежда на мир. Подчеркнув, что существует прекрасная возможность для мира, Барзани отметил, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган получил 50 процентов голосов на выборах и выразил свое мнение относительно процесса.
После президента Курдистана Масуда Барзани, Нечирван Барзани является самой сильной фигурой в администрации иракского Курдистана и держит в руках "курдское дело". Он подчеркнул, что то, что Эрдоган сделал в курдском вопросе, не может отрицаться, но еще больше предстоит сделать. Он добавил, что государство должно действовать (в вопросе) многосторонне, и должно "видеть реальность РПК".
ЭРБИЛЬ
В долине гор Кандиль, дом в деревне, где дома в основном состоят из одной комнаты, есть большой салон с ковровым покрытием. Пятница, 25 июня, В комнате прохладно и телевизор включен на канале ROJ, передающем программы в горах. Изображения Апо и флаги РПК висят на стенах.
В углу комнаты, спит 3-летний Мавдар. Когда он слышит наши голоса, он просыпается и идет, чтобы сесть на колени, желая, чтобы я его сфотографировал. Когда Загрос дает ему знак, он поднимает два пальца, показывая "викторию".
Загрос спрашивает: "Кто главный враг?" - Мавдар отвечает: "турецкие вооруженные силы". Я спрашиваю: "Почему вы прививаете вражду в таком возрасте – разве у вас нет надежды на мир?"
Загрос говорит: "Дорогой Хасан, они убили моего отца в 1994 году в селе Басе в Баязиде, два моих брата были убиты, один все еще находится в горах. Они отрицали нас как курдов, запрещали нам говорить на нашем языке. Так что же вы хотите – чтобы я при этом молчал? У меня есть 10-летний сын, который находится в лагере РПК. Я отправил его в летнюю школу для политического образования. Мне тоже было 13 лет, когда я приехал в лагерь Махмур, но сейчас мне 33".
КЛЮЧИ ОТ ПРОБЛЕМЫ СКРЫТЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ИСТОРИЯХ
Что такое курдский вопрос? Откуда взялось РПК? Как они могут спуститься с гор? Ответы на эти вопросы скрыты в человеческой истории. В этих историях есть боль и грусть. Пока люди перестают слушать эти истории или не чувствуют их в своих сердцах, вопрос не может быть понят.
В этом и состоит ошибка государства. Потому что те, кто управляет страной смотрят на вещи с турецкой националистической точки зрения, постоянно и упорно отрицали эти человеческие истории, которые являются основой того, почему Мавдар может поднять знак "виктории". Вот почему его 10-летний брат был отправлен в лагерь РПК в горах, чтобы получить политическое образование.
История Заки Шангали не слишком отличается. Ему 59, и он происходит из района Башери. Он является одним из командиров РПК и членом совета КСК. В горах Кандиль, под деревом грецкого ореха, все время говорил Мурат Карайылан, тогда как Шангали не сказал ни слова. В саду его деревенского дома, я слушал его. Его сын погиб в горах. Его дочь находится в Ганновере, Германия, и изучает политологию.
Заки Шангали окончил начальную школу. Когда ему было 17 лет, он уехал в Германию вместе со своим братом и работал на железной дороге близ Ганновера. В 1979 году он стал сторонником РПК.
"Так как организация РПК выступали за угнетенный народ и потому что они восстали против гнета ага и жандармерии, я присоединился к РПК в 1987 году. У меня семь детей, которые все росли и учились в Ганновере. Мой сын, которому было 19 лет, ушел в горы и в 1992 году стал мучеником в провинции Мардин. Я был в горах с 1999 года без перерыва", сказал Шангали.
Рядом с Заки Шангали сидит молодая девушка. "Это моя дочь, которая пришла ко мне в гости".
Она подходит к отцу. Ее папа гордится ей и демонстрирует свою гордость. "Она изучала политологию и готовит докторскую диссертацию", говорит он. "Она также собирается в горы как и ее отец?" - спрашиваю я. "Она не намерена идти на данный момент," отвечает он. "Где останется ваша дочь? У вас дома или где-то здесь? " - спрашиваю я. Заки Шангали смеется. "У нас нет дома. В горах, мы остаемся в разных местах." Я говорю с дочерью по-немецки. Она спрашивает: "Есть ли надежда на мир?"
НАДЕЖДА НА МИР
Пока я гулял в Кандиле, и позже, когда я спустился в Эрбиль, мне был интересен вопрос о надежде на мир.
Накануне я задал этот вопрос Нечирвану Барзани. Нечирван Барзани является вторым сильнейшим человеком после президента регион Курдистана Масуда Барзани. Масуд Барзани - его дядя. Его отец, Идрис Барзани, который умер от сердечного приступа в 1987 году, был влиятельным лидером пешмарга, который провел всю свою жизнь в горах. Нечирван Барзани также тот политический игрок в администрации Курдистанского региона, который занимается курдским вопросом в Турции.
28 июня, он сказал следующее: "Существует золотая возможность для установления мира. Почему? Потому что Эрдогана победил на всеобщих выборах с 50 процентами голосов. БДП также была очень успешна. Легко ли получить 36 депутатов в турецком Национальном Собрании? БДП должна быть довольна этим результатом. Не забудьте, что государство также активно ведет переговоры с Оджаланома.
С учетом всех этих событий, считает Барзани, пришло время построить здоровые условия для мира. Он считает, что новая мирная инициатива может быть начата с извлечения уроков из первой инициативы. Я мог бы суммировать мои впечатления от слов Нечирвана следующим образом:
(1) Анкаре необходим план мирного процесса, понимающий реальность РПК и признающий эту реальность.
(2) турецкое государство в Анкаре должно действовать в этом вопросе целенаправленно.
(3) Реальность, что лидер РПК находится в заключении в Имрали, не следует упускать из виду в любом случае и условия содержания в тюрьме должны быть улучшены.
(4) Чтобы открыть дверь к миру, должны быть предприняты краткосрочные шаги при разработке среднесрочных и долгосрочных планов.
(5) Должны быть отмечены положительные изменения в вопросе о Хатипе Диджле, в вопросе об избранных независимых депутатах и по вопросу о заключении членов КСК.
(6) Должны быть сделаны шаги, демонстрирующие добросовестность в отношении лагеря Махмур, где живут более 10 тысяч человек.
(7) Должны быть рассмотрены некоторые долгосрочные шаги для разрешения кризиса доверия между Анкарой и РПК.
Я спросил Нечирвана Барзани: "На чьей стороне поля сейчас мяч?" Он ответил без колебаний: "Мяч теперь находится на стороне Анкары, и она должна воспользоваться этой прекрасной возможностью для мира, первая инициатива должна исходить от Анкары".
Он заявил об Эрдогане: "Никто не может отрицать , что премьер-министр Эрдоган предпринял очень серьезные шаги по курдскому вопросу. Для этого, он принял большой политический риск. Это не может быть забыто. Но это еще не все. Есть еще очень много, что нужно сделать во имя мира".